Вопрос 7 Заговор: единство слова и действия в магической практике.
Связано с силой слов переходить в действие. На море океане, на острове на Буяне, девица красным шелком шила, шить не стала руда(кровь) перестала. Повторяется на одном дыхании для прекращения крови из раны, тк если сбиться то кровотечение может усилиться. Забелин «Русский народ», стр 297 Здесь видим сразу сравнение крови с рудой и красным шелком, образ в заговоре обычно соответствует тому о чем заговаривают(при родах просят Богородицу отворить врата златые = телеса, чтобы ребенка на свет произвести – По Полесским). Слово о девице, ее образ, едины в сознании говорящего с остановкой крови. В этом состоит смысл заговора, чтобы произносимое словами воплотилось на человека.
Очень популярен в заговоре след зачин – «лягу благословясь, стану перекрестясь, выйду из дверей в двери из ворот в ворота…» если же заговор происходит по отношении с нечистой силой, тогда «лягу неблагословясь, выйду неперекрестясь…» единсвто слова и действия заключается в том что после произнесения этих слов заговаривающий оказывается в особом состоянии, меняет свой статус. Он на самом деле в процессе заговора не производит действий о которых говорит, но слова его как бы работают вместо этих действий, налагая на него особые условия как костюм на ряженого.
Приданию подобного статуса соответсвует и другая особенность заговора – он наделяет говорящего сверхъественными возможностями «частыми звездами обтыкалась, темным облаком прикрывалась (Забелин из «Сказания русского народа» Сахарова, т1, страница уЗ 299)» после этих слов девушка начинает сам «заговор» - заговариваю я….имярек… и т.д. После произнесения этих слов на девушку переходят полномочия возлагать заговор(для молодца в дороге). Точно так же когда необходима перенести свойства больного молодца в предыдущем заговоре, они должны потухнуть, «как вечерняя и утренняя заря станет потухать», то есть действия зари впрямую взаимосвязаны с болезней молодца. Заговоры связывают многие привычные действия окружающей природы, животных, с желаемым действием на заговариваемом. Так же например просьба о помощи и посредничесвте к Одолень-траве перед дорогой. Или некий сакральный покровитель роженицы, который находит «ключи» и отпирает «врата», что результирует в родовспоможение заговариваемой.
В заговорах очень много локусов, о которых была речь в магии и оберегах. Например, перед одргой девушка выходит в читое поле и встает на Алтарь камень, «на моры камэни» находилась Божья Матерь с золотыми ключами, на синем море находится дуб, под дубом дед; кабалу несут на перекресток или в лес, чтобы передать нечистой силе и т.д. С помощью слов произноситель заговора оказывется в том локусе в котором необходимо и в необходимое время. Так как и время и пространство неоднородны для тех кто заговаривает. Так же пора-не пора произнесения самого заговара на утренней заре, на вечерней заре. Заговор от ночниц ребенка произносится на перекрестке, под вербой, в курятнике, в зависимости от того к какому месту обращены слова заговора.
- Фольклор в системе культуры. Предмет изучения фольклористики. Фольклористика и смежные дисциплины.
- Понятие фольклорного жанра. Жанровый состав русского фольклора.
- Фольклор и литература.
- Вопрос 5. Крестьянская магия. Социокультурный диалог как основа традиционного отношения с миром.
- Вопрос 6. Виды магического этикета, его временная и пространственная обусловленность. Оберег, его вербальные и невербальные формы.
- Вопрос 7 Заговор: единство слова и действия в магической практике.
- Вопрос 8 Основные черты народного календаря.
- 1.Введение
- Зеленин д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. М., 1995.
- Вопрос 16. Похоронный обряд. Традиционные представления о смерти и загробном мире. Культ предков и его отражение в похоронной и календарной обрядности.
- 20. Бытовая сказка:сказки о шутах и дураках, злых женах, мороке. Природа сказочного трюка. Сатирические и новеллистические сказки.
- Различие между мифологией и фольклором
- Низшая мифология
- Демонологические персонажи русского фольклора.
- Современные мифологические рассказы.
- 26. Былины. Определение жанра. История собирания. Принципы классификации.
- 2. Новгородские