Фольклор и литература.
Читайте Богатырева и Якобсона и сразу станет все понятно!!!
Фольклор как словесное искусство возникло позже, чем другие виды искусств.
Проблема взаимоотношения в двух аспектах: типологическом (связан с системой отношений) и генетическом.
Словесность:
Литература;
Фольклор.
Проблематика – установление различий между двумя видами искусства и к выделению универсалий, признаков, объединяющих эти виды.
Генетически: не только происхождение, но и конкретные заимствования из фольклора в литературу и наоборот.
Многие литературные мотивы = с фольклорно – мифологическим наследием (например, сражение со злыми силами – змееборчество, смерть – возрождение, метаморфозы или оборотничества, собственно мифологические мотивы). Могут быть сходны и сюжетные ситуации (девушка -> замуж за сверхъестественное существо, посещение потустороннего мира).
А. Н. Веселовский: "Каждая новая поэтическая эпоха не работает ли на истории с завещанными образами, обязательно вращаясь в их границах, позволяя себе лишь новые комбинации старых и наполняя из тем новым пониманием жизни, которое собственно и составляет ее прогресс перед прошлым" (1870г., "Историческая поэтика").
Отличия фольклора от литературы:
Форма бытования (ф. – устная, лит-ра - письменная);
Текст (ф. – вариативный, лит-ра – стабильный, фиксированный);
Творческий процесс (ф. – коллективный, лит-ра – индивидуально - авторский);
Устность предполагает не только способ изложения фольклорных текстов, но и характер отношений между исполнителями и слушателями; способы сохранения текста во времени.
А. Л. Тобоков: "Признак устности не достаточен для отнесения текстов к фольклору. Сакральные тексты – ригведы – передавались жрецами в устной форме 100-летия и практически не варьировались, но это не фольклор!"
Появление письменности не повлекло за собой появления литературы. Литература вызревала в фольклоре еще до появления письменности. У истоков многих литературных традиций – эпос письменный (это героический).
Отличия в худ. тексте:
литературный текстпредельно индивидуализирован, имеет конкретного автора и своеобразный стило, неограниченное тиражирование;
фольклорный текстимеет единичный характер, не может быть воспроизведен дважды с буквальной точностью, и в то же время все в нем имеет традиционный типовой характер: и содержание, и форма исполнения.
Сущность взаимоотношений автор читатель:
в лит-ре: автор -> текст -> читатель
в фольклоре: автор -> исполнитель <-> слушатель.
|
коммуникация (на чем и основывается ф. текст)
Фольклор отражает большие ценности и общую картину мира. Представляет собой форму существования традиции. Внутренняя эволюция фольклора определяется не индивидуальной творческой волей отдельных исполнителей, а закономерностями историко – типологического характера, которые проявляются на протяжении больших периодов времени.
Движение от фольклора к литературе имеет закономерный характер, однако речь идет не об одновременном акте перехода, но о процессе, который растянулся на тысячелетие.
Объединяет фольклор и литературу деление на роды, жанры, сюжеты. Но в фольклоре нет жанровой четкой системы.
По способу бытования:
- повествовательный;
- неповествовательный.
Учитывается (при делении на жанры) тема, время и функция (информационная, развлекательная, поучительная).
Сугубо фольклорные жанры: былина, сказка, ИП, заговор.
С появлением письменности и становлением литературы начинается взаимодействие фольклора и лит-ры. Обмен между ними постоянно.
Лит-ра в фольклоре.
Популярные жанра лит-ры (песни) -> в фольклор (например, Суриков - "Рябина", Исаковский, Дунаевский – песня для к/ф "Кубанские казаки").
Заимствованный литературный элементнеизбежно переосмысляется, меняет свою семантику, функцию и становится собственно фольклорным. Имеет дело с проявлением ассимиляции.
Заимствования из фольклора: цитаты (т.е. оно должно осознаваться как инородный элемент, чтобы нести свою эмоциональную функцию).
В XVII веке обращение к фольклорным сюжетам связано с появлением демократической, светской литературы (например, "Повесть о шемякином суде").
В эпоху романтизма: идеализация народности.
XX век: писатели -> в сознательную игру с фольклорными текстами, обращаются к мифам других народов. Городецкий С. ("Явь"), Ремизов ("Посолонь"), Кондратьев Л. ("На берегах Ярыни").
- Фольклор в системе культуры. Предмет изучения фольклористики. Фольклористика и смежные дисциплины.
- Понятие фольклорного жанра. Жанровый состав русского фольклора.
- Фольклор и литература.
- Вопрос 5. Крестьянская магия. Социокультурный диалог как основа традиционного отношения с миром.
- Вопрос 6. Виды магического этикета, его временная и пространственная обусловленность. Оберег, его вербальные и невербальные формы.
- Вопрос 7 Заговор: единство слова и действия в магической практике.
- Вопрос 8 Основные черты народного календаря.
- 1.Введение
- Зеленин д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. М., 1995.
- Вопрос 16. Похоронный обряд. Традиционные представления о смерти и загробном мире. Культ предков и его отражение в похоронной и календарной обрядности.
- 20. Бытовая сказка:сказки о шутах и дураках, злых женах, мороке. Природа сказочного трюка. Сатирические и новеллистические сказки.
- Различие между мифологией и фольклором
- Низшая мифология
- Демонологические персонажи русского фольклора.
- Современные мифологические рассказы.
- 26. Былины. Определение жанра. История собирания. Принципы классификации.
- 2. Новгородские