logo
ФОЛЬКЛОР / Ответы к билетам

Фольклор и литература.

Читайте Богатырева и Якобсона и сразу станет все понятно!!!

Фольклор как словесное искусство возникло позже, чем другие виды искусств.

Проблема взаимоотношения в двух аспектах: типологическом (связан с системой отношений) и генетическом.

Словесность:

  1. Литература;

  2. Фольклор.

Проблематика – установление различий между двумя видами искусства и к выделению универсалий, признаков, объединяющих эти виды.

Генетически: не только происхождение, но и конкретные заимствования из фольклора в литературу и наоборот.

Многие литературные мотивы = с фольклорно – мифологическим наследием (например, сражение со злыми силами – змееборчество, смерть – возрождение, метаморфозы или оборотничества, собственно мифологические мотивы). Могут быть сходны и сюжетные ситуации (девушка -> замуж за сверхъестественное существо, посещение потустороннего мира).

А. Н. Веселовский: "Каждая новая поэтическая эпоха не работает ли на истории с завещанными образами, обязательно вращаясь в их границах, позволяя себе лишь новые комбинации старых и наполняя из тем новым пониманием жизни, которое собственно и составляет ее прогресс перед прошлым" (1870г., "Историческая поэтика").

Отличия фольклора от литературы:

  1. Форма бытования (ф. – устная, лит-ра - письменная);

  2. Текст (ф. – вариативный, лит-ра – стабильный, фиксированный);

  3. Творческий процесс (ф. – коллективный, лит-ра – индивидуально - авторский);

Устность предполагает не только способ изложения фольклорных текстов, но и характер отношений между исполнителями и слушателями; способы сохранения текста во времени.

А. Л. Тобоков: "Признак устности не достаточен для отнесения текстов к фольклору. Сакральные тексты – ригведы – передавались жрецами в устной форме 100-летия и практически не варьировались, но это не фольклор!"

Появление письменности не повлекло за собой появления литературы. Литература вызревала в фольклоре еще до появления письменности. У истоков многих литературных традиций – эпос письменный (это героический).

Отличия в худ. тексте:

литературный текстпредельно индивидуализирован, имеет конкретного автора и своеобразный стило, неограниченное тиражирование;

фольклорный текстимеет единичный характер, не может быть воспроизведен дважды с буквальной точностью, и в то же время все в нем имеет традиционный типовой характер: и содержание, и форма исполнения.

Сущность взаимоотношений автор читатель:

в лит-ре: автор -> текст -> читатель

в фольклоре: автор -> исполнитель <-> слушатель.

|

коммуникация (на чем и основывается ф. текст)

Фольклор отражает большие ценности и общую картину мира. Представляет собой форму существования традиции. Внутренняя эволюция фольклора определяется не индивидуальной творческой волей отдельных исполнителей, а закономерностями историко – типологического характера, которые проявляются на протяжении больших периодов времени.

Движение от фольклора к литературе имеет закономерный характер, однако речь идет не об одновременном акте перехода, но о процессе, который растянулся на тысячелетие.

Объединяет фольклор и литературу деление на роды, жанры, сюжеты. Но в фольклоре нет жанровой четкой системы.

По способу бытования:

- повествовательный;

- неповествовательный.

Учитывается (при делении на жанры) тема, время и функция (информационная, развлекательная, поучительная).

Сугубо фольклорные жанры: былина, сказка, ИП, заговор.

С появлением письменности и становлением литературы начинается взаимодействие фольклора и лит-ры. Обмен между ними постоянно.

Лит-ра в фольклоре.

Популярные жанра лит-ры (песни) -> в фольклор (например, Суриков - "Рябина", Исаковский, Дунаевский – песня для к/ф "Кубанские казаки").

Заимствованный литературный элементнеизбежно переосмысляется, меняет свою семантику, функцию и становится собственно фольклорным. Имеет дело с проявлением ассимиляции.

Заимствования из фольклора: цитаты (т.е. оно должно осознаваться как инородный элемент, чтобы нести свою эмоциональную функцию).

В XVII веке обращение к фольклорным сюжетам связано с появлением демократической, светской литературы (например, "Повесть о шемякином суде").

В эпоху романтизма: идеализация народности.

XX век: писатели -> в сознательную игру с фольклорными текстами, обращаются к мифам других народов. Городецкий С. ("Явь"), Ремизов ("Посолонь"), Кондратьев Л. ("На берегах Ярыни").