Вопрос 5. Крестьянская магия. Социокультурный диалог как основа традиционного отношения с миром.
Социокультурный диалог как основа традиционного отношения с миром.
Магия – символическое управление поведением/ситуацией
Язык – инструмент общения, для взаимодействия и управления людьми. Все это основано на принципах/законах.
На представлениях о том что в мире все взаимосвязано выстроены магические ритуалы, взаимодействия могут быть по разному организованы, но есть как принцип.
социальная составляющая – магические ритуалы имеют отношение к взаимодейств между людьми. Отношения м-ду людьми в рамках ритуала.
2) психофизиологическая – каким образом происходит воздействием одного человека на другог
Культурная – можем рассматривать магию раных культру, эпох т.д.
Поэтическая(лингвистическая) – самая важная сост, изучение текстов и я зыка используемого для магии.
социальная составляющая
можно выделить 3 типа когда эт управление активируется
а) Норма: поведение индивидуальное/коллективное
для поддержания нормальных отношений производим определенные действия, например здороваемся со знакомыми на улице, обнимаем бабушку когда она что то дарит, встаем когда в класс входит учитель. Они не несут информации, но поддердживают некую условную принятую норому. Рабюотает для всех групп, суть только в людях вовлеченных, которые взаимодейтвуют с адресатом/миром в пределах определнной нормы.
Так же можно наоброт чего то не делать, чтобы поддерживать норму. Например не гулять поздно по ночам чтобы не беспокоить родителей, не изменять мужу тд. Для индивидуального это может быть цикл ежедневный, недельный, годовой
Коллективные практики поддерживают мир в какой то константе, например коллективная трапеза на день рождение, коллективное поминание воинов на 9 мая. Практики связывают 10 летия и столетия поколений(оплакивание) тогда индивилуальная норма меняется в угоду коллективной чтобы исполнить родительский день, горожане делали это на Троицу, а сейчас на 9 мая. Дата условна, традиция вечна.
6-7 лет экзестенциальное взаимодействие.
Связано с тем что раньше различали пору и время, пространство в фольклоре условно как и время, время может препятсвовать или помогать деяния – то есть есть воскресенье в него обычно не работают, а есть понедельник и в него идут на поле как то так. Пора/не пора это знаие опыта старости посвященных. Заговоры читаются там с первой зарей, а по ночам обычно гадания. Так же и пространство неоднородно для знающих – локусы: синее море, чистое поле, перекрестки дорог. На перекрестке никогда не будет молодой девушки, ждущей парня, там будет происходит выбро судьбы. В темном лесу будет нечистая сила, а в прекрасном саду будет молодая девушка. Встреча с врагом или змеем – на мосту. Правила и запреты так же работают для пространства и времени.
Определенные действия для нас сакральны, например разделение трапезы только с теми, кому мы доверяем, за трапезой не спорят, она вовлечена в контекст ритуалов. (американский ланч-конфликт)
б) смена деятельности/состояния
изменение статуса, появление новых людей, новые разные условия, например происходит свадьба и деятельность обязанности девушки меняются, вокруг нее новые родственники и т.д. в коллективной практике это переходные ритуалы, имеющие своей целью смену статуса – похороны, рождение ребенка, крещение, окончание школы…
инаугурация – когда становятся президентом( у нас произносят 33 слова положив руку на конституцию), монашество, ситуации когда требуются обереги( в любой форме) например выъход на улицу, переезд. Это есть символическое управление состоянием.
в) беда, конфликт
когда что-то происходит и мы думаем почему это произошло, думаем о судьбе(до 18 в это план Бога относительно тебя)? О том почему происходит та или иная неприятность в зависимости от того, что мы считаем причиной и кто наш адресат.
Ритуалы бедствия, окказиональный обряд(случанйый, единичный) Крестный ход при засухе, постороение храма при общей болезни, падеже скота. Вскладчину и в короткий срок. В индивидулаьной практике это обеты, обещания, создание обетных крестов(женщина которая прошла много километров, положила платок на крест, чтобы дочь выздоровела), для коллектива это сбор с молитвой о спасении, принятие ответственности. Для индивидуальности это подвиг в масштабах человека как с той женщиной.
- Фольклор в системе культуры. Предмет изучения фольклористики. Фольклористика и смежные дисциплины.
- Понятие фольклорного жанра. Жанровый состав русского фольклора.
- Фольклор и литература.
- Вопрос 5. Крестьянская магия. Социокультурный диалог как основа традиционного отношения с миром.
- Вопрос 6. Виды магического этикета, его временная и пространственная обусловленность. Оберег, его вербальные и невербальные формы.
- Вопрос 7 Заговор: единство слова и действия в магической практике.
- Вопрос 8 Основные черты народного календаря.
- 1.Введение
- Зеленин д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. М., 1995.
- Вопрос 16. Похоронный обряд. Традиционные представления о смерти и загробном мире. Культ предков и его отражение в похоронной и календарной обрядности.
- 20. Бытовая сказка:сказки о шутах и дураках, злых женах, мороке. Природа сказочного трюка. Сатирические и новеллистические сказки.
- Различие между мифологией и фольклором
- Низшая мифология
- Демонологические персонажи русского фольклора.
- Современные мифологические рассказы.
- 26. Былины. Определение жанра. История собирания. Принципы классификации.
- 2. Новгородские