logo search
Вокальная школа Варламова

1.2 Возвращение на Родину

В 1823 году Варламов возвращается в Россию. Полный надежд, он с радостью едет на Родину. Однако надежды быстро омрачаются: молодому русскому музыканту незнатного происхождения, не получившему образование в Италии, нелегко было обеспечить средства к существованию. Предпочтение обычно оказывали иностранцам. Путь Варламова был трудным и тернистым.

Ближайшие годы после возвращения остаются до сих пор наименее известным периодом жизни музыканта.

Осенью 1823 года Варламов был приглашен учителем пения в Петербургскую театральную школу, однако в 1826 году был сокращен. В 1829 году Варламов занимается «практическим учением пению в лейбгвардии Преображенском и Семеновском полках певчих…».

Уже в начале творческого пути молодой музыкант стремится к разнообразной деятельности. Так, в 1825 году он дает концерт в зале Филармонического общества, где выступает в качестве дирижера и певца. Это - первое известное нам публичное выступление Варламова на родине, положившее начало его систематической концертной деятельности.

Еще одна веха - встречи с Глинкой - восстанавливает события в жизни музыканта.

Вспоминая 1827 год, Глинка в автобиографических «Записках» рассказывает, что нередко устраивал у себя дома исполнение собственных сочинений. «В вокальной части мне помогал Варламов, он сам охотно пел басовые партии и искреннею готовностью привозил потребное число певчих для исполнения хоров». [2, c. 17]

Вскоре оба молодых композитора задумали совместное издание «Музыкального альбома на 1828 год». Материал был подготовлен и отправлен в Москву, где предполагалась его публикация. К сожалению, альбом остался нам неизвестен, но уже сам факт совестной работы над ним достаточно интересен.

Общение с Глинкой было несомненно плодотворным для Варламова. Оно способствовало определению его взглядов на развитие русского искусства, формированию вкусов и убеждений. Ведь дальнейший путь Варламова-музыканта лежал близко к глинкинскому. Пусть в иных, более скромных масштабах, но он по-своему, убежденно содействовал делу Глинки, делу создания русской национальной музыкальной школы.

Личные встречи музыкантов были важным стимулом для творчества Варламова: вскоре появляются сведения о его первых сочинениях. В 1828 году в московскую цензуру были представлены вариации Глинки и романс Варламова на французский текст «Le page» - первое известное нам по названию произведение композитора.

Встречи с Глинкой не могли быть продолжительными, так как Глинка уехал в Италию, а когда возвратился в Петербург, Варламов уже работал в Москве.

В поисках более прочного служебного и материального положения композитор начинает хлопотать о месте в Певческой капелле (семейные заботы музыканта возрастали: в 1825 году родился сын Егор, а в 1831 - Николай).

24 января 1829 года Варламов снова определен в число придворных певчих.

14 апреля 1830 года музыканта направляют в Москву для обучения архиерейских и синодальных певчих. Поездка затянулась: в родном городе у композитора завязываются знакомства и дружеские связи, и в следующем году (13 сентября 1831 года) он снова едет в Москву. Он возвратился в Петербург только через три месяца, но совсем ненадолго, чтобы оформить переход из капеллы на службу в московский театр.

Варламову было уже тридцать лет. Его артистическая, композиторская одаренность вызывала естественное стремление проявить свои творческие данные более широко. Кроме того, деятельность в капелле ограничивалась преимущественно сферой духовной музыки, Варламова же влекло светской музыкальное искусство, театр.

С 15 января 1832 года на открывшуюся вакансию помощника капельмейстера. Его обязанности заключались в дирижировании оркестром при исполнении водевильных спектаклей. Новому музыканту назначили оклад в две тысячи рублей в год и распорядились дать казенную квартиру.

Так начался московский период жизни Варламова - период расцвета его многообразной деятельности как композитора, исполнителя и педагога.