logo
Зубарева Л

Александр Егорович Варламов (1801-1848)

Александр Егорович Варламов родился в Москве 15 ноября 1801 года в семье отставного военного. Сын мелкого чиновника, близко стоящий к народной среде, Варламов воспринимал народную песню отнюдь не «со стороны», а как нечто близкое и созвучное своему собственному духовному миру, своим запросам и требованиям музыканта. Отсюда особый, «полу фольклорный» характер мелодий Варламова, которые порой настолько сближаются с подлинными вариантами уже знакомых народных напевов. Такой живой, непосредственной связи с народным мелосом мы не найдем ни у одного из современников Глинки, не исключая Алябьева и Верстовского. И только трогательная лирика А. Гурилева, ближайшего современника Варламова, столь же естественно влилась в тот же поток городской народно-бытовой песенности. В музыке композитора органично слились и мужественная широта протяжных русских напевов, и мягкая чувствительность городских песен-романсов, и естественная грация бытовой танцевальной музыки. Все эти характерные приемы глубоко проникли в мелодику Варламова, так же как, например, влились элементы народной песенности в поэтический строй стихотворений Кольцова.

Отличительная черта творчества Варламова – близость к бытовой музыкальной практике. Превосходно зная народную городскую песню своей среды, Варламов вдумчиво отобразил в музыке не только ее интонационный строй, но и манеру исполнения – те трудно уловимые нюансы, которые и составляют «живую жизнь» песни. Тонкое знание вокального искусства (Варламов сам был превосходным певцом-исполнителем) помогло ему создать замечательные в своем роде классические образцы русской кантилены – широкие, льющиеся мелодии большого дыхания, подсказанные звучанием человеческого голоса.

Известность Варламова-композитора началась в 30-х годах. В 1832 году он переехал в Москву и получил место помощника капельмейстера, а затем «композитора музыки» императорских театров. Здесь Варламов вступил в ту художественную среду, в которой его талант получил двойственную оценку и где его дарование сразу же расцвело на почве богатейшей народно-песенной культуры московского быта того времени.

В поэзии Цыганова композитор «нашел себя», свой круг образов, свою сферу чувств. На стихи этого поэта он создал ряд песен, которые принесли ему не умирающую славу.

Театральная деятельность Варламова, сохранившиеся фрагменты его драматической музыки значительно расширяют наше представление о композиторе и позволяют судить о нем не только как о талантливом лирике, «песеннике», но и как об одаренном музыканте-драматурге. В темпераментных театральных песнях ярче всего проявилась романтическая сторона дарования этого художника. Созвучность его музыки всей приподнято-романтической атмосфере русского театра эпохи Молчанова.

Основная сфера творчества Варламова – вокальная лирика, основные жанры – романс и «русская песня». Как бы ни были интересны для нас его театральные сочинения, но в истории русской музыки он остался, прежде всего, замечательным мастером песни. В вокальной лирике выразились лучшие черты дарования Варламова: народность и национальная характерность его музыки, ясность и простота стиля и та подкупающая, правда, чувств. Которая сближает романтика Варламова с самыми передовыми и прогрессивными стремлениями русской поэзии 30-40-х годов.

Варламову принадлежит около 200 романсов и песен. Почти все они, за редким исключением, написаны на слова русских поэтов современников, иногда на собственные тексты или на – стихи неизвестных авторов. В числе его любимых поэтов нужно назвать Лермонтова, Фета, Плещеева, романтиков Вельтмана и Бестужева-Марлинского. Привлекает имя поэта революционера М.Л. Михайлова; на слова этого совсем молодого и неизвестного в то время автора Варламов написал 5 песен. Но охотнее всего обращался он к стихотворениям А.В. Кольцова и Н.Г. Цыганова, так же, как и он сам, поэтов-песенников. На слова этих поэтов Варламов создал лучшие свои «русские песни» в народном духе, составляющие классические образцы этого жанра.

«Русские песни» Варламова можно свести к двум основным типам: лирическая протяжная и бойкая, энергичная плясовая. В первом из них с особой полнотой выразилась мелодическая щедрость его музыки, широкая русская кантилена.

Особую группу составляют «вальсовые» песни Варламова, связанные обычно с элегической темой воспоминания, скорби, мечты, задумчивой грусти. Плавный ритм вальса, излюбленный в городском быту, у него естественно переплавляется в привычных интонациях русской народной песни, в общем складе русского мелоса.

В некоторых «вальсовых» песнях-романсах Варламов достигает большой лирической проникновенности, искренности высказывания. Народность творчества Варламова в ряде произведений выступает не столь открыто, а в опосредованном виде. Так, в романсах композитор развивает традиционные для того времени жанры элегии, баркаролы, застольной песни, баллады, пользуясь типичными, уже отстоявшимися стилистическими приемами, порой поддаваясь влиянию итальянской оперной кантилены. Однако в целом и в области «чистой» романсовой лирики ярко проявляется самобытность варламовского стиля. Его широкие, кантиленные мелодии рождены особенностями русского стиха, русской напевной поэтической речи.

В истории русской музыки XIX века творчество Варламова, композитора, проявившего себя лишь в «малых жанрах» романса и песни, оказалось не менее, если не более значительным, чем музыкальное наследие его современника Верстовского, автора крупных «постановочных» опер. Сближая романс с народной песней, делая этот жанр доступным для самых широких кругов слушателей, он оказал несомненное влияние не только на современников (Глинка, Даргомыжский), но и на мастеров последующего поколения, в творчестве Чайковского, например. По заслугам ценившего музыку мастеров русского романса, традиции задушевной варламовской лирики нашли самое непосредственное продолжение. Глубоко человечное искусство Варламова явилось, по верному выражению Астафьева, «одним из путей, ведущих к Чайковскому».