4.Романсы Алябьева, Варламова, Гурилёва русский бытовой романс в творчестве Александра Александровича алябьева, Александра Егоровича варламова, Александра Львовича гурилева
Романс1 в России развился из кантов XVIII века, в которых не только прославлялись, начиная с петровских времен, победы и выдающиеся личности, но и выражалось лирическое отношение к миру, человеку. Лирические канты были близки песням, и грань между песней и романсом вплоть до настоящего времени остается «подвижной», иногда даже трудно определить достаточно точно, какое сочинение можно отнести к песне, какое к романсу. В начале XIX столетия эта грань была еще менее отчетливой. Многие романсы этого времени бытовали как народные песни.
Крупнейшими мастерами русского бытового романса по праву считаются три Александра - Алябьев, Гурилев, Варламов. Именно их песни были необыкновенно популярны, звучали под гитару во многих русских домах.
Александр Александрович Алябьев (1787-1851), самый старший из них, прославился романсом «Соловей» на стихи А. Дельвига. Его пели повсюду, композиторы, причем не только русские, среди которых великий Глинка, но и из других стран - Ф.Лист, А.Дюбюк, делали его инструментальные обработки.
Помимо романсов (у него их более 180) Алябьев сочинял оперы, музыку к спектаклям, балет, камерные произведения. Жизнь Алябьева была полна встреч, приключений и трагических обстоятельств. Его биография может послужить основой для художественного фильма: безоблачное детство в богатой и просвещенной семье губернатора Тобольска; жизнь в Москве, увлечение романтической поэзией; добровольный уход в 1812 году на войну и служба вместе с легендарным Денисом Давыдовым; встречи с участниками литературного общества «Зеленая лампа»; музицирование на вечерах у Грибоедова. Московские и петербургские театры ставят его оперы и водевили... И вдруг - крупная ссора за картами в его доме и вскоре скоропостижная смерть одного из ее участников. Алябьев безвинно осужден и сослан в Сибирь. Только творчество спасло его от отчаяния. В музыку композитора все чаще входят образы одиночества, тоски, скитания. Он видит жизнь во всей ее непривлекательности и создает романсы о бедных, бесправных, простых людях («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож» на слова Н. Огарева), предвосхищая персонажей музыки А.С .Даргомыжского и М.П. Мусоргского.
Романсы Александра Егоровича Варламов а (1801-1848) также были чрезвычайно популярны. «Красный сарафан», «На заре ты ее не буди», «Вдоль по улице метелица метет» воспринимались как народные песни и пелись и в крестьянских избах, и в салонах знати. Романсы Варламова упоминались многими писателями -Н. Гоголем, И. Тургеневым, Н. Некрасовым, Н. Лесковым и были своего рода неотъемлемой приметой быта, знаком того времени.
Варламов отличался даром замечательного мелодиста. Его красивые, пластичные, окрашенные возвышенными, но простыми и теплыми человеческими чувствами мелодии легко запоминались. Романтические по духу, стилю, они и опирались часто на романтическую поэзию - Пушкина, Лермонтова, Дельвига, Фета, Жуковского, а из западноевропейских поэтов композитора привлекали Гёте, Гейне.
Жизнь Варламова была отмечена радостью творчества, встреч с интересными и выдающимися людьми своего времени. Он учился у Д. Бортнянского, был знаком с М. Глинкой, дружил с актерами М. Щепкиным и П. Мочаловым (последний великолепно играл роль Гамлета в спектакле, музыку к которому написал Варламов). Композитор играл на фортепиано, гитаре, скрипке и виолончели, превосходно пел, работал с певцами, даже написал «Школу пения». Но скорбным фоном к этому блестящему пиру духа и таланта выступали бедность, неудачи, разочарования и ранняя смерть от туберкулеза.
Александр Львович Гурилев (1803 - 1858) был младшим другом Варламова. Его судьба тоже трудна. Достаточно сказать, что Гурилев родился и до 28 лет жил как крепостной графа Орлова, хотя его отец был в привилегированном положении крепостного музыканта и сумел дать сыну прекрасное музыкальное образование.
Вся жизнь композитора после получения вольной была суровой борьбой за существование, борьбой, приведшей Гурилева к психической болезни.
Как и романсы Варламова, который оказал очень сильное влияние на творчество друга, романсы Гурилева становились народными - русскими и цыганскими. По сравнению с романсами Варламова они проще, но так же задушевны и лиричны. Их темы - любовь, грусть, тоска. Особенно знамениты романсы «Матушка-голубушка» и «Колокольчик» («Однозвучно гремит колокольчик»).
Вокальная лирика трех Александров и многих их соотечественников (семьи Титовых, Верстовского, Булахова и др.) близка к песне, и именно она способствовала формированию того самобытного музыкального языка, который свойствен русской композиторской школе XIX века. Он связан с живым ощущением поэтического слова, распевностью, мягкостью мелодий. Скромное камерное творчество, любимое людьми и поныне, создавало атмосферу времени, когда искусство все более обращалось к человеку.
Однако при всем значении названных и неназванных композиторов в процессе формирования нового музыкального языка ведущую роль в нем сыграло творчество М. И. Глинки
- Конспекты по руской музыке
- 1. Русское народное музыкальное творчество
- 2.Музыка русского средневековья
- 4.Романсы Алябьева, Варламова, Гурилёва русский бытовой романс в творчестве Александра Александровича алябьева, Александра Егоровича варламова, Александра Львовича гурилева
- 5. Михаил Иванович Глинка Творческий путь. (1804-1857)
- Глинка, Опера «Иван Сусанин».
- 6. Опера «руслан и людмила»
- 12. Александр Сергеевич Даргомыжский(1813 – 1869)
- 13. Опера «Русалка»
- 17. Романсы Даргомыжского
- 18. Русская Музыкальная Культура 60-70-х гг.
- 20. Опера Бородина «Князь Игорь»
- 23. Мусоргский Модест Петрович . Тв. Путь (1837-1881).
- 24. Мусоргский. Песни.
- 25. Мусоргский. «Картинки с выставки»
- 26. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов».
- 30. Римский-Корсаков Николай Андреевич . Творческий путь.
- 31. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита Шехеразада.
- 37. Римский-Корсаков. Опера «Царская невеста».
- 41. Иоганн Себастьян Бах
- 42. В.А. Моцарт (1756-1791)
- 43. Романтизм
- 44.Обзорный конспект по 20 веку.