logo
КОНСПЕКТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУСКОЙ МУЗЫКЕ

4.Романсы Алябьева, Варламова, Гурилёва русский бытовой романс в творчестве Александра Александровича алябьева, Александра Егоровича варламова, Александра Львовича гурилева

Романс1 в России развился из кантов XVIII века, в ко­торых не только прославлялись, начиная с петровских времен, победы и выдающиеся личности, но и выражалось лирическое отношение к миру, человеку. Лирические канты были близки песням, и грань между песней и романсом вплоть до настоящего времени остается «подвижной», иногда даже трудно определить достаточно точно, какое сочинение можно отнести к песне, какое к романсу. В на­чале XIX столетия эта грань была еще менее отчетливой. Многие романсы этого времени бытовали как народные песни.

Крупнейшими мастерами русского бытового романса по праву считаются три Александра - Алябьев, Гурилев, Варламов. Именно их песни были необыкновенно попу­лярны, звучали под гитару во многих русских домах.

Александр Александрович Алябьев (1787-1851), самый старший из них, прославился романсом «Соловей» на стихи А. Дельвига. Его пели повсюду, ком­позиторы, причем не только русские, среди которых вели­кий Глинка, но и из других стран - Ф.Лист, А.Дюбюк, делали его инструментальные обработки.

Помимо романсов (у него их более 180) Алябьев сочи­нял оперы, музыку к спектаклям, балет, камерные произ­ведения. Жизнь Алябьева была полна встреч, приключе­ний и трагических обстоятельств. Его биография может послужить основой для художественного фильма: безоб­лачное детство в богатой и просвещенной семье губерна­тора Тобольска; жизнь в Москве, увлечение романтиче­ской поэзией; добровольный уход в 1812 году на войну и служба вместе с легендарным Денисом Давыдовым; встре­чи с участниками литературного общества «Зеленая лам­па»; музицирование на вечерах у Грибоедова. Московские и петербургские театры ставят его оперы и водевили... И вдруг - крупная ссора за картами в его доме и вскоре скоропостижная смерть одного из ее участников. Алябьев безвинно осужден и сослан в Сибирь. Только творчество спасло его от отчаяния. В музыку композитора все чаще входят образы одиночества, тоски, скитания. Он видит жизнь во всей ее непривлекательности и создает романсы о бедных, бесправных, простых людях («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож» на слова Н. Огарева), предвосхи­щая персонажей музыки А.С .Даргомыжского и М.П. Му­соргского.

Романсы Александра Егоровича Варламов а (1801-1848) также были чрезвычайно популярны. «Красный сарафан», «На заре ты ее не буди», «Вдоль по улице метелица метет» воспринимались как народные песни и пелись и в крестьянских избах, и в салонах знати. Романсы Варламова упоминались многими писателями -Н. Гоголем, И. Тургеневым, Н. Некрасовым, Н. Лесковым и были своего рода неотъемлемой приметой быта, знаком того времени.

Варламов отличался даром замечательного мелодиста. Его красивые, пластичные, окрашенные возвышенными, но простыми и теплыми человеческими чувствами мело­дии легко запоминались. Романтические по духу, стилю, они и опирались часто на романтическую поэзию - Пуш­кина, Лермонтова, Дельвига, Фета, Жуковского, а из за­падноевропейских поэтов композитора привлекали Гёте, Гейне.

Жизнь Варламова была отмечена радостью творчест­ва, встреч с интересными и выдающимися людьми своего времени. Он учился у Д. Бортнянского, был знаком с М. Глинкой, дружил с актерами М. Щепкиным и П. Мочаловым (последний великолепно играл роль Гамлета в спектакле, музыку к которому написал Варламов). Компо­зитор играл на фортепиано, гитаре, скрипке и виолонче­ли, превосходно пел, работал с певцами, даже написал «Школу пения». Но скорбным фоном к этому блестящему пиру духа и таланта выступали бедность, неудачи, разоча­рования и ранняя смерть от туберкулеза.

Александр Львович Гурилев (1803 - 1858) был младшим другом Варламова. Его судьба тоже трудна. Достаточно сказать, что Гурилев родился и до 28 лет жил как крепостной графа Орлова, хотя его отец был в приви­легированном положении крепостного музыканта и сумел дать сыну прекрасное музыкальное образование.

Вся жизнь композитора после получения вольной была суровой борьбой за существование, борьбой, приведшей Гурилева к психической болезни.

Как и романсы Варламова, который оказал очень сильное влияние на творчество друга, романсы Гурилева становились народными - русскими и цыганскими. По сравнению с романсами Варламова они проще, но так же задушевны и лиричны. Их темы - любовь, грусть, тоска. Особенно знамениты романсы «Матушка-голубушка» и «Колокольчик» («Однозвучно гремит колокольчик»).

Вокальная лирика трех Александров и многих их со­отечественников (семьи Титовых, Верстовского, Булахова и др.) близка к песне, и именно она способствова­ла формированию того самобытного музыкального языка, который свойствен русской композиторской школе XIX века. Он связан с живым ощущением поэти­ческого слова, распевностью, мягкостью мелодий. Скром­ное камерное творчество, любимое людьми и поныне, создавало атмосферу времени, когда искусство все более обращалось к человеку.

Однако при всем значении названных и неназванных композиторов в процессе формирования нового музы­кального языка ведущую роль в нем сыграло творчество М. И. Глинки