logo search
Вокальная школа Варламова

1.3 Московский период

В Москве началась плодотворная композиторская деятельность Варламова. Его романсы завоевали известность, быстро распространялись в широких кругах, часто до опубликования. Они звучали не только в обстановке домашнего музицирования, но сразу же вошли в репертуар московского театра - в спектакли и дивертисменты.

14 октября 1832 года состоялась премьера пьесы А. Шаховского «Рославлев». Музыка к пьесе была написана Верстовским и Варламовым. Дебют музыканта был удачным: его песни стали постоянно включаться в новые постановки. Почти через месяц, 11 ноября 1832 года была поставлена трагедия «Семейство Аспен, или Таинственный суд невидимого трибунала». Газеты сообщали, что в спектакле «Лавров будет петь балладу, новая музыка сочинения А.Е. Варламова».

В дальнейшем почти ежегодно, а иногда и несколько раз в год, появляются новые спектакли с варламовской музыкой.

Вскоре был издан первый сборник его романсов. В «Московских ведомостях» появилось однажды объявление: «К 1 января 1833 года выйдет «Музыкальный альбом», состоящий из 9 пьес, соч. А. Варламова…».

Сборник включал девять вокальных произведений - семь сольных романсов и песен, дуэт и трио. Они довольно разнообразны по содержанию - лирический дуэт «Пойми меня», патриотическая песня «Вот идут полки родные», драматическая - «Не шумите, ветры буйные», баллада «Что отуманилась, зоренька ясная», обработка народной песни («Ах ты, молодость»). Часть этих произведений вошла в репертуар театра раньше их опубликования.

Ободренный успехом первого сборника, Варламов вскоре предпринимает периодическое издание музыкального журнала «Эолова арфа». Первый номер журнала вышел в марте 1834 года и раздавался по подписке в контроле журнала «Московский телеграф».

Однако издание «Эоловой арфы», как и других периодических музыкальных журналов того времени, было непродолжительным. Последующие сборники выходили не очень регулярно. С марта 1834 года по январь 1835 года было издано десять номеров журнала, то есть неполный годовой комплект. Последний номер «Эоловой арфы» - десятый за 1834 год - появился в январе 1835 года. Варламов надеялся продолжать выпуск журнала, снова публиковал объявление, но осуществить намерение не смог - издание, видимо, вызвало у него серьезные материальные затруднения.

Почти одновременно с последним номером «Эоловой арфы» вышел в свет новый сборник сочинений Варламова - «Музыкальный альбом на 1835 год». В него входили четыре романса композитора: «Ты не плачь» (слова Ободовского), «Раз в крещенский вечерок» - баллада с хором (слова Жуковского), «Не жемчуг дорогой» (слова Кони), «Скажи мне, отчего» (слова неизвестного автора) и обработка народной песни «Вспомни, вспомни, моя дорогая».

Быстрые успехи музыканта привели к переменам в его служебном положении. Летом 1834 года Варламову предложили занять вакантное место «композитора музыка» при оркестре московского театра.

В последующие московские годы наступает дальнейший расцвет творчества музыканта. Это красноречиво подтверждает даже краткий обзор созданных им сочинений. Основным жанром по-прежнему остается вокальная музыка. Романсы и песни появляются в большом количестве, принося автору все большую популярность. За десять лет, последовавших за первой публикацией 1833 года, в Москве было издано восемьдесят пять новых вокальных сочинений. И уже в этот период Варламов написал такие замечательные произведения, как «Белеет парус», «Горные вершины», «На заре ты ее не буди», «Ах ты время, времячко» и ряд других прекрасных романсов.

Успешно начатая деятельность театрального композитора все больше привлекает композитора. Огромное количество спектаклей ставились на сцене с его музыкой. При некоторой пестроте и художественной неравноценности этих пьес, среди них заметно явное преобладание драм и трагедий. Комедия и популярный тогда жанр водевиля, видимо, мало привлекал музыканта. Он стремился, прежде всего, к правдивому раскрытию глубоких душевных переживаний человека и, если речь шла о русской песне, к обрисовке национальных русских черт характера героя. И именно в серьезных сюжетах он искал убедительного решения этой задачи.

Варламов ощущал своеобразие театрального искусства, и его песни к пьесам рассчитаны именно на сценическое воплощение образа. Автора особо увлекала возможность передать музыкальными средствами яркие драматические ситуации, психологически острые, напряженные.

Среди драматических пьес специального выделения заслуживает «Гамлет». Постановка явилась крупнейшим событием культурной жизни и принесла композитору большой успех.

Обращение Варламова к театральному жанру не ограничилось музыкой к драматическим пьесам. В эти же годы он работал над двумя одноактными балетами. Первый из них, «Забавы султана, или Продавец невольников», был поставлен в Большом театре в 1834 году. Второй - «Хитрый мальчик и людоед» - написан Варламовым совместно с А.С. Гурьяновым и также был поставлен в Большом театре в 1837 году.

Из письма Н.В. Станкевича мы узнаем, что Варламов хочет написать музыку к опере «Конрад Валленрод». Однако этот великий оперный замысел так и не был осуществлен.

Годы творческой зрелости и расцвета исполнительства были омрачены глубокими душевными страданиями, которые причинял музыканту разлад с женой; ухудшающимися взаимоотношениями с Верстовским, что в последствии вызвало уход «композитора музыки» из театра.

Все сильнее сжимающиеся тиски страшной нужды вызывают у композитора глубокую тревогу о будущем, заставляют его искать выход. Он задумывает переезд в Петербург, надеясь на возвращение в Певческую капеллу. Зимой 1844 года Варламов предварительно посещал столицу, встретил там сочувственный прием у музыкантов и публики, что, видимо, подало ему надежды.

Отъезд в Петербург был для него серьезным шагом. Композитору нелегко было покинуть родной город, имея к тому же неясные перспективы на будущее.

Творческие результаты московского, почти двенадцатилетнего периода жизни композитора очень значительны. Множество романсов и песен, музыка к большому количеству драматических пьес, дивертисментов, два балета составляют внушительный итог. Количество созданных произведений даже при легкости творческого процесса, характерной для Варламова, свидетельствует о большом профессиональном труде. Если добавить к этому постоянные педагогические занятия Варламова, создание «Школы пения», систематические выступления на концертах, то общий итог будет еще солиднее.