Второй период.
Переход к романтизму. С появление оперы «Руслан и Людмила» Глинки начинается классический период. «Аскольдова могила» Верстовского считается самым ярким произведением предклассического периода. Внимание обращено к историческим сюжетам. Ключевые представители: Даргомыжский «Русалка», Глинка. Плюс эпический стиль: Римский-Корсаков, Мусоргский, у Глинки особо ярко проявляется. От классики остается четкость формы. Музыка обогащается по сравнению предыдущими временами. Музыка пишется на русские сюжеты из русской бытовой жизни. Сохраняются основные жанры: опера и романс. Русская музыка основывалась на национальном городском фольклоре. Фольклор – это база русской классики. Гораздо более углублено изображение русского быта. Ранее простолюдин был героем комедии, а теперь простолюдин (Сусанин) – герой трагедии, обостряется социальный конфликт (борьба с врагом). Народ выходит на первый план, народ как движущая сила истории. Фольклор как опора, ещё более происходит углубление в русскую самобытность (ладовая переменность, характерная для музыки того времени).
Возникает симфонический жанр: Глинка «Камаринская» - одночастное произведение, Вальс-фантазия, «Арагонская хота».
В первый классический период появляется эпическая опера: «Руслан и Людмила».
Новый жанр – народная драма: «Иван Сусанин» Глинки
Жанр романса . Появление многочисленности жанров романсов: русская песня (романс Варламова «Красный сарафан» текст в народном духе), жанр элегия.
Эллегия – это литературный жанр, это глубокие размышления о жизни. В качестве примера: стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды», музыка Глинки.
Баллада – это литературный жанр, повесть, драма, фантастика и лирические элементы сплетаются, в качестве примера: Глинка «Ночной смотр». Романсы на сюжеты из быта других стран: бытовые зарисовки Италии, Испании, например: «Венецианская ночь» Глинки – это баркарола (итальянский народный жанр)
Лирический монолог: музыка Глинки, слова Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
По иеррархии самым сложным является лирический монолог: по сложности отличается построением и большая роль, чем в других жанрах отдается декламационности (четкое донесение информации, артикуляция)
Типичные средства музыкальной выразительности для романсов того периода:
Мелодика: широко напевная, певучая, включающая типичные лирические обороты того времени (5 ступень, 3 вниз и заполнение), задержания. В минорной музыке: 5 и вниз 7 повышенная: Алябьев «Зимняя дорога».
Гармония укладывается в классические формы (T-S-D)
Фактура: это бас-аккорд, бас-аккорд-аккорд. В качестве сопровождения могут быть «разложенные аккорды» или так называемый «гитарный аккомпанемент», Даргомыжский «Ночной зефир».
- История музыки народов мира.
- Русская музыка эпохи средневековья.
- Русская музыка эпохи барокко.
- Русская музыка 18 века.
- Русская композиторская школа 18 века.
- Романс.
- Русская музыка 19 века, стили.
- Эпический стиль
- Реализм
- 19 Век русской музыки. Периодика.
- Второй период.
- Третий период.
- Четвертый период.
- Особенности музыкального языка и формы русских классиков 19 века. Своеобразие русской традиции.
- Михаил Иванович Глинка
- Михаил Иванович Глинка
- А.С. Даргомыжский
- Основные черты стиля:
- Оперное творчество Даргомыжского. «Русалка»
- Петр Ильич Чайковский
- Основные черты стиля:
- Стилевая позиция Чайковского:
- Оперное творчество:
- Балетное творчество