logo
История музыки народов мира

Особенности музыкального языка и формы русских классиков 19 века. Своеобразие русской традиции.

  1. Мелодика: ясные национальные черты: близость народной песне. Проявляется в жанре романсов, Мусоргский «Борис Годунов», Бородин «Князь Игорь», Даргомыжский «Русалка». Преобладает крестьянский фольклор.

  2. Гармония: её отличительной чертой выступает плагальность: «Иван Сусанин» Ты взойдёшь, моя заря, Ариозо Германа из «Пиковой дамы» Чайковского.

Использование различных диатонических и не диатонических (хроматических) ладов.

Очень популярен натуральный минор: Римский-Корсаков «Царская невеста» Песня Любаши (акапелла в натуральном миноре).

Использование натуральных ладов: переменность ладов, «Иван Сусанин» Хор гребцов.

Возникают искусственные лады ещё у Глинки – целотоновая гамма.

Гамма Римского-Корсакова: тон-полутон. У «Садко» - это увеличенный лад для усиления фантастического эффекта. Они типичны для русских классиков.

  1. Аккордика: квартово-секундовые созвучия и идёт это от крестьянского русского фольклора. Своеобразные последовательности аккордов (не по законам классической гармонии): У Бородина после D2 идёт трезвучие 3 ступени. Новое употребление диссонанса: не разрешается, а переходит в другой диссонанс: Бородин романс «Спящая княжна». Это эмансипация диссонанса, появившаяся в период Бородина.

  2. Ритмика: Глинка «Руслан и Людмила» хор Лель таинственный, размер 5/4, который состоит из ¾ и 2/4. Смешанные размеры типичны для русского фольклора. Римский-Корсаков Заключительный хор из оперы «Снегурочка», где хор и оркестр в унисон звучат, размер 11/4.

Опера Мусоргского хор «На кого ты нас покидаешь из оперы Князь Игорь.

Бородин «Песня темного леса»: 5/4, ¾, 7/4.

  1. Форма: особое значение вариационности: «Арагонская хота» Глинки: ГП – 2 темы, причем 1 проходит 2 раза, а 2 – три раза, а потом они начинают варьироваться.