Русская музыка эпохи барокко.
Середина 17 и середина 18 века. В барокко начинает появляться трёхголосие. Это называлось строчное пение, появилась своя система письма. Наступает кризис у знаменного распева. Весь 17 век до смерти Баха, Генделя и вплоть до середины 18 века, а переход начался с 1600 года опера «Орфея и Эврид».
Калашников «Иже Херувимы».
Используются смешанные хоры.
Фактура: многоголосие разных типов (гармоническое, имитационное, полифоническое).
Размеры преобладают 4/4, длительности половинные, целые, четверти, восьмые для распевов, отсутствие пунктира.
Мелодика: более разнообразная, диапазон расширяется, динамика – колебание в пределах общего пиано. Со строчным пением появилось крещендо и диминуэндо. Появляются тембровые окраски, динамические, гармонические контрасты.
Характер: эта музыка эмоционально яркая, красивые тембры для того, чтобы ей наслаждаться.
Лад: точная тональная организация, определенная ладовая окраска, преобладание мажора.
Музыка барокко делится на светскую и церковную.
Появляется новый жанр: духовный концерт
Жанр – видовая принадлежность.
Калашников «Духовный концерт». Язык здесь церковный, написан на славянском языке. Жанр духовной музыки.
Кант – жанр светской музыки.
Партесное пение (середина 17 века) – пение по партесам (по голосам), оно включается и в светскую и в духовную музыку.
Партесный концерт – текст духовного содержания.
Стихира – часть церковной службы. В 18 веке духовные концерты начинают использоваться вне церкви.
По форме партесный концерт – это большое одночастное произведение из нескольких разделов (3-4 раздела одинаковые по темпу, но различными по размеру, только размером можно было усилить контрасты).
Пример канта: «Море раздумий» - изначально матросская песня, это песня трехголосная бытовая.
Канты были сатирические, шуточные, любовные, на бытовые темы. Мелодию исполняют верхние голоса в терцию или сексту, а нижний голос – это гармонический бас. Оказали сильное влияние на русскую музыку.
Гармония, присущая кантам: плагальный оборот (T-S-T).
Бах способствовал развитию классической гармонии. Музыка создаёт другую картину мра. Человек эпохи барокко религиозен, но вкладывается другой смысл (бог – творец, человек тоже творец.
Характер музыки: красота, эмоциональность, индивидуальность, важно отношение к эмоциональному состоянию человека.
Д/з: символы Христа. Доклад до биографии Глинки.
- История музыки народов мира.
- Русская музыка эпохи средневековья.
- Русская музыка эпохи барокко.
- Русская музыка 18 века.
- Русская композиторская школа 18 века.
- Романс.
- Русская музыка 19 века, стили.
- Эпический стиль
- Реализм
- 19 Век русской музыки. Периодика.
- Второй период.
- Третий период.
- Четвертый период.
- Особенности музыкального языка и формы русских классиков 19 века. Своеобразие русской традиции.
- Михаил Иванович Глинка
- Михаил Иванович Глинка
- А.С. Даргомыжский
- Основные черты стиля:
- Оперное творчество Даргомыжского. «Русалка»
- Петр Ильич Чайковский
- Основные черты стиля:
- Стилевая позиция Чайковского:
- Оперное творчество:
- Балетное творчество