Русская музыка эпохи средневековья.
11-16 века.
Церковная и светская музыка (все, что не подчинено церкви).
Византийская музыкальная система (образ богоматери воспевается везде).
В светской музыке очень много народных песен (исполнители скоморохи).
Федор Крестьянин – 16 век, образец русской средневековой церковной музыки, а именно пение. Название «Стихира» - это духовное произведение на стихи Ветхого Завета.
Появляется знаменный распев – это стиль русского средневековья, главный отличающий средневековье стиль. Монодия.
Появляется система знакового письма, запись происходит знаками (невмы), крюками, каждый знак имел разное название и определял высоту и длину звучания.
Композиторы – певчие. Вся музыка началась с речитации, постепенно более распевное звучание и шло это из Византии от григорианского хорала.
Хорал – стиль пения, пел только мужской хор, это всегда одноголосная музыка, отсутствие метра, не было сильных долей, мелодика- поступенное движение, нет скачков, диапазон узкий, нет контрастов, динамика монотонная, монотонность намеренная. Музыка отрешенная от эмоций. Отсутствие контрастов.
Фактура: это одноголосие, исключительно мужской хор, мальчиков брали для замены женских голосов.
Состав музыки: обиходный лад – весь диапазон от Соль большой октавы до Ре второй октавы. Этот диапазон делился на согласия, они объединялись по 3 ноты, первые 3 нижних назывались простое согласие, следующие 3 ноты – мрачное согласие (до, ре, ми), далее – светлое согласие (фа, соль, ля), далее тресветлое (си-бемоль, до, ре).
Гласы – это наборы мелодических оборотов из 10 звуков, не более. Все гласы имели название, например «Паук» (ми, фа, соль, фа), «Кулизма». Это были попевки. Всего гласов было 8. Роль композитора объединять попевки. Гласы – это материал для комбинирования мелодии.
Основное жизненное кредо людей: Все происходит по воле Божьей, мир создан гармонично. Отрешение от мирской суеты это не просто музыка, а молитва (приобщение к богу). Основная идея в том, что человек от рождения грешен и молитва ему нужна для отрешения от всего грешного. Музыка монотонна потому, что не должно быть никакого развития, развития уводит от основного.
Такой в средневековье была не только музыка, но и литература и живопись.
Не было портретной живописи, это не было интересно.
Строгий стиль – нотная система записи.
На западе существовала теория аффекта, которой придерживался И.С.Бах. Каждая тональность отвечала за определенное эмоциональное состояние (тема креста).
Первым представителем, порвавщим традиции стал Бетховен.
«Слово о полку Игореве» 13 век, произведение о поступках Игоря, никакого психологизма в культуре не было.
- История музыки народов мира.
- Русская музыка эпохи средневековья.
- Русская музыка эпохи барокко.
- Русская музыка 18 века.
- Русская композиторская школа 18 века.
- Романс.
- Русская музыка 19 века, стили.
- Эпический стиль
- Реализм
- 19 Век русской музыки. Периодика.
- Второй период.
- Третий период.
- Четвертый период.
- Особенности музыкального языка и формы русских классиков 19 века. Своеобразие русской традиции.
- Михаил Иванович Глинка
- Михаил Иванович Глинка
- А.С. Даргомыжский
- Основные черты стиля:
- Оперное творчество Даргомыжского. «Русалка»
- Петр Ильич Чайковский
- Основные черты стиля:
- Стилевая позиция Чайковского:
- Оперное творчество:
- Балетное творчество