§ 8. Австро-немецкая музыкальная культура второй половины XIX века
Музыкальная жизнь Германии и Австрии. Рост демократических тенденций. Концертная и музыкально-театральная жизнь. Особая роль таких городов, как Берлин, Лейпциг, Веймар, Байрейт. Противоречия между различными творческими направлениями, в частности, между сторонниками Р. Вагнера и И. Брамса (Э. Ганслик, А. Амброс).
Рихард Вагнер (1813-1883). Творческий путь. Эстетические и философские взгляды. Деятельность Р. Вагнера как композитора, музыкального критика, поэта, дирижера. Освоение различных жанров оперной драматургии. Оперы 40-х годов: «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин» – новый этап в развитии немецкой романтической оперы. Кристаллизация принципов музыкальной драмы. Усиление роли оркестра, сквозное развитие действия, система лейтмотивов, деление на сцены.
«Тристан и Изольда» – психологическая музыкальная драма. Эмоциональная выразительность вокально-речевого интонирования. Мелодическая и гармоническая яркость основных лейтмотивов, их роль в симфоническом развитии этапов драмы. Интонационно-тембровое богатство оркестра.
«Нюрнбергские мейстерзингеры». Обобщение классических традиций немецкой музыки. Связи с музыкальной комедией и музыкальной драмой. Богатство вокальных форм, яркость претворения национальных песенных традиций, мастерство полифонического развития.
Тетралогия «Кольцо Нибелунга». Воплощение оперно-реформаторских идей. Героико-эпические и философско-психологические тенденции опер. Образно-звуковое богатство партитуры тетралогии, возвышенный строй ее музыки, драматический размах, богатство психологических оттенков, красочность картин природы.
Музыкальный язык Р. Вагнера. Интонационная яркость тематизма, новые гармонические средства выразительности, полифоничность фактуры. Интонационно-колористические достижения в оркестровке. Симфонические принципы музыкальной драмы Р. Вагнера. Влияние идей и новаторских достижений Р. Вагнера на развитие европейской музыки.
Оценка творчества Р. Вагнера русскими композиторами и критиками XIX века.
Иоганнес Брамс (1833-1897) и немецкая музыка его времени. Связи И. Брамса с австрийской культурой. Песенная основа творчества, связи с фольклором различных стран. Романтический склад его музыки при сохранении классических традиций. Их новаторская трактовка. Симфоническое творчество. Синтез бетховенских и шубертовских традиций в симфонизме композитора. Четвертая симфония. Лирико-философское содержание. Своеобразие тематизма, структуры, принципов развития. Особенности драматургии, черты сквозного развития.
Фортепианное творчество. Синтез классических и романтических тенденций в фортепианном стиле и трактовке жанров.
Антон Брукнер (1824-1896). Крупнейший симфонист и органист. Своеобразие симфонической концепции А. Брукнера. Значение эпического начала. Широкое использование в мелосе интонаций хорала и австрийской народной песенности. Симфония № 7. Мастерское владение полифонией. Драматичное противопоставление полярных чувств и образов, масштабность развития, монументальность строения симфонического цикла. Оркестр А. Брукнера.
Иоганн Штраус (1825-1899) – австрийский мастер высокохудожественной бытовой музыки. Трактовка И. Штраусом вальса, польки, галопа, чардаша. Оперетты И. Штрауса. «Летучая мышь» – яркий образец венской танцевальной оперетты. Напевная мелодика, разнообразие ритмов, выразительная оркестровка.
- Л.Н. Высоцкая в.В. Амосова
- История
- Музыкального искусства
- (Учебное пособие)
- Предисловие
- Глава I история зарубежного музыкального искусства
- § 1. Музыкальная культура и искусство Древнего мира и
- Средневековья
- § 2. Музыкальная культура и искусство эпохи Возрождения и эпохи барокко
- § 3. Музыкальная культура и искусство эпохи Просвещения
- § 4. Художественные принципы венской классической школы
- § 5. Романтизм как художественно-стилистическое направление в искусстве XIX века. Проблемы романтического стиля
- § 6. Французская и итальянская музыкальная культура первой половины XIX века
- § 7. Польская и венгерская музыкальная культура XIX века
- § 8. Австро-немецкая музыкальная культура второй половины XIX века
- § 9. Французская музыкальная культура второй половины XIX века
- § 10. Итальянская музыкальная культура XIX века. Итальянский оперный веризм
- § 11. Музыкальная культура Чехии, Норвегии и Финляндии второй половины XIX века
- § 12. Французский музыкальный импрессионизм. Проблемы стиля
- § 13. Австро-немецкий симфонизм на рубеже XIX-XX веков. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
- § 14. Музыкальная культура Испании, Венгрии, Чехии и Словакии конца XIX – первой половины XX века
- § 15. Американская музыкальная культура конца XIX – первой половины XX века
- § 16. Музыкальная культура и искусство Англии, Франции, Италии и Польши конца XIX – начала XX века
- § 17. Музыкальная культура ближнего Зарубежья
- Глава II история русского музыкального искусства
- § 1. Музыкальная культура и искусство Древней Руси
- § 2. Музыка XVII-XVIII веков
- § 3. Музыкальная культура России первой половины XIX века
- § 4. Русская классическая музыкальная школа: становление и развитие
- § 5. Музыкальная жизнь России 1850-1870-х годов
- § 6. «Могучая кучка»
- § 7. Музыкальная культура России второй половины XIX века
- § 8. Музыкальная жизнь России 1880-1890-х годов
- § 9. Музыкальная культура России конца XIX – начала XX веков
- § 10. Русское музыкальное искусство первой половины XX века
- § 11. Русское музыкальное искусство второй половины XX века
- Глава III
- 1.2. История русского музыкального искусства
- § 2. Темы рефератов
- 2.1. История зарубежного музыкального искусства
- 2.2. История русского музыкального искусства
- § 3. Музыкальные произведения для изучения по истории зарубежного музыкального искусства
- § 4. Музыкальные произведения для зучения по истории русского музыкального искусства
- § 5. Примерные планы анализа стилей и жанров (Для самостоятельной работы студентов, подготовки к семинарам и контрольным работам)