Предисловие
Курс «История музыкального искусства» изучается на протяжении всего периода обучения бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профили: «Музыка», «Дополнительное музыкальное образование»).
Глава I посвящена истории зарубежного музыкального искусства, которая изучается на протяжении I-IVсеместров. Глава II посвящена истории русского музыкального искусства, которая изучается на протяжении V-VIIIсеместров. Третья глава – методические указания к самостоятельной работе студентов, включающие темы рефератов, вопросы семинарских занятий, музыкальные произведения для изучения, необходимые для выполнения контрольных работ (викторин) и рекомендации по выполнению заданий, связанных с анализом музыкальных стилей и жанров.
Основными задачами данного курса являются: формирование целостного, системного подхода к изучению и пониманию истории музыкального искусства как единого процесса его развития, овладение будущими педагогами-музыкантами музыкальным и музыкально-критическим материалом, приобретение необходимых навыков работы с музыковедческой литературой, основательное изучение музыкальных стилей и жанров зарубежной и русской музыкальной классики.
В отличие от курса музыкальной литературы, в основе которого всегда остается изучение музыкальных произведений, курс истории музыкального искусства предполагает изучение музыкальных стилей и жанров с опорой на обобщенный музыкально-исторический материал, анализ историко-стилистических особенностей процесса творчества или произведений композиторов. Музыкальные явления рассматриваются во взаимосвязи с музыкальной эстетикой, музыкальной критикой, историей, литературой, философией, фольклористикой, историей и теорией смежных искусств.
Основой курса истории музыки является изучение музыкальных стилей: это и индивидуальный авторский стиль, и стиль музыкального направления или творческой школы, и стиль как историческая категория, отражающая систему мышления, возникающую в связи с определенными социально-культурными условиями, связанную с особенностями мировоззрения, содержательно меняющуюся в разные эпохи.
Изучение истории музыкального искусства связано с необходимостью продолжить и завершить осмысление основных проблем исторического развития музыки, закрепить и поднять на более высокий уровень знания и навыки, полученные при изучении курса музыкальной литературы в музыкальных школах, музыкальных и музыкально-педагогических колледжах, дать необходимую для педагога-музыканта систему знаний по истории музыкального искусства.
Данный курс направлен на личностное осмысление полной и целостной картины исторического развития музыкального искусства, он дает возможность углубления музыкально-исторической эрудиции, расширяет круг изучаемых явлений музыкально-философской, общегуманитарной и социокультурной направленности, истории исполнительских искусств.
Необходимым условием для изучения курса является систематическая самостоятельная работа студентов по изучению музыкальных произведений, а также освоение учебной, научной, музыкально-критической литературы. Биографический материал изучается студентами самостоятельно. Внеаудиторная работа включает в себя подготовку к семинарским занятиям, контрольным работам (викторинам), выполнение рефератов по основным темам и разделам курса. При подготовке вопросов, связанных с творчеством того или иного композитора, предполагается игра основных тем и анализ музыкальных произведений как образцов изучаемых стилей.
- Л.Н. Высоцкая в.В. Амосова
- История
- Музыкального искусства
- (Учебное пособие)
- Предисловие
- Глава I история зарубежного музыкального искусства
- § 1. Музыкальная культура и искусство Древнего мира и
- Средневековья
- § 2. Музыкальная культура и искусство эпохи Возрождения и эпохи барокко
- § 3. Музыкальная культура и искусство эпохи Просвещения
- § 4. Художественные принципы венской классической школы
- § 5. Романтизм как художественно-стилистическое направление в искусстве XIX века. Проблемы романтического стиля
- § 6. Французская и итальянская музыкальная культура первой половины XIX века
- § 7. Польская и венгерская музыкальная культура XIX века
- § 8. Австро-немецкая музыкальная культура второй половины XIX века
- § 9. Французская музыкальная культура второй половины XIX века
- § 10. Итальянская музыкальная культура XIX века. Итальянский оперный веризм
- § 11. Музыкальная культура Чехии, Норвегии и Финляндии второй половины XIX века
- § 12. Французский музыкальный импрессионизм. Проблемы стиля
- § 13. Австро-немецкий симфонизм на рубеже XIX-XX веков. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
- § 14. Музыкальная культура Испании, Венгрии, Чехии и Словакии конца XIX – первой половины XX века
- § 15. Американская музыкальная культура конца XIX – первой половины XX века
- § 16. Музыкальная культура и искусство Англии, Франции, Италии и Польши конца XIX – начала XX века
- § 17. Музыкальная культура ближнего Зарубежья
- Глава II история русского музыкального искусства
- § 1. Музыкальная культура и искусство Древней Руси
- § 2. Музыка XVII-XVIII веков
- § 3. Музыкальная культура России первой половины XIX века
- § 4. Русская классическая музыкальная школа: становление и развитие
- § 5. Музыкальная жизнь России 1850-1870-х годов
- § 6. «Могучая кучка»
- § 7. Музыкальная культура России второй половины XIX века
- § 8. Музыкальная жизнь России 1880-1890-х годов
- § 9. Музыкальная культура России конца XIX – начала XX веков
- § 10. Русское музыкальное искусство первой половины XX века
- § 11. Русское музыкальное искусство второй половины XX века
- Глава III
- 1.2. История русского музыкального искусства
- § 2. Темы рефератов
- 2.1. История зарубежного музыкального искусства
- 2.2. История русского музыкального искусства
- § 3. Музыкальные произведения для изучения по истории зарубежного музыкального искусства
- § 4. Музыкальные произведения для зучения по истории русского музыкального искусства
- § 5. Примерные планы анализа стилей и жанров (Для самостоятельной работы студентов, подготовки к семинарам и контрольным работам)