§ 10. Русское музыкальное искусство первой половины XX века
XX век как новая эпоха в истории музыки. Радикальное обновление выразительных средств, переход от единой в своей основе системы музыкального языка к множественности языковых систем. Расширение связей с музыкой различных периодов и направлений.
Вопросы периодизации истории музыки после 1917 года. Стилевой плюрализм музыки 20-х годов. Искусственные ограничения творчества композиторов в 30-50-х годах. Их постепенное преодоление и, как результат, стилевой перелом в музыке 60-90-х годов.
Приоритетное положение массовой песни, оперы, ораториально-кантатных и симфонических жанров на протяжении 20-50-х годов; выдвижение в 60-90-е годы на первый план хоровых жанров и камерной музыки.
Массовая песня. Новизна жанра массовой песни для русской профессиональной музыки. Разнообразие тематики песен, особая значимость гражданских мотивов. Обилие жанровых разновидностей. Первостепенная роль песни-марша и лирической песни в различных (в том числе и гибридных) вариантах. Изменения в период 60-90-х годов: сдвиг в сторону лирики, ее психологическое углубление, расширение интонационной базы. Новые явления этого периода – авторская песня, рок.
Опера. Сюжетное разнообразие при преобладании в целом гражданской тематики. Приоритетность синтетического оперного жанра, объединяющего коллизии общенародного и личного характера. Большая роль лирико-драматического и комического жанров. Связи с оперными традициями (прежде всего русской классики). Многообразие композиционных решений («номерная», «сквозная», смешанная композиция), приемов вокального письма («песенная» и «речитативная» опера, промежуточные виды); различная трактовка партии оркестра. Обновление русской оперы в 60-90-е годы (камерная опера, моноопера, рок-опера). Приоритетность в произведениях этого периода личностной тематики.
Балет. Традиционное тяготение к лирическо-драматическому жанру. Выход в ряде случаев за пределы традиции: обращение к необычной для балета тематике; трактовка балета в плане комедии, эпоса; выдвижение на первый план коллективного героя; новая хореография (внедрение элементов современных бытовых танцев, спортивных упражнений). Различное соотношение музыки и действия (вплоть до бессюжетности). Использование различных принципов композиции («номерная», «сквозная»).
Вокально-симфоническая музыка. Первостепенное значение оратории и кантаты. Тяготение к гражданской тематике. Преобладание произведений монументально-эпического характера. Расширение круга сюжетов и жанров в 60-90-е годы (кантата на фольклорные тексты, камерная лирическая кантата, духовные жанры). Различные композиционные решения. Существенная роль оркестра в экспонировании и развитии материала при ведущей роли вокального начала.
Хоровые жанры. Их периферийное значение в 20-50-е годы, резкое увеличение их удельного веса в 60-90-е годы. Разнообразие жанров (от хорового концерта до миниатюры), приемов хорового письма (кантилена, речитатив, говор, вокализ, звукоподражание). Влияние культовой музыки.
Симфоническая музыка. Приоритет симфонии. Традиционная во многих случаях трактовка жанра. Нетрадиционные решения: камерная симфония, вокальная симфония; отказ композиторов от сонатно-симфонического цикла и использование различных композиционных принципов. Типичность нетрадиционной трактовки симфонии для периода 60-90-х годов. Различное значение в разные периоды сюиты на народные темы, программной прозы, концерта для оркестра. Ведущая роль драматического симфонизма при обилии произведений жанрового, эпического лирического характера.
Камерная инструментальная музыка. Наибольшее значение произведений для ансамбля и фортепиано соло. Квартет, фортепианная соната и фортепианная миниатюра как важнейшие жанры. Типичность традиционного понимания жанров камерной инструментальной музыки в 20-50-е годы, преимущественная нетрадиционность их трактовки в 60-90-е годы (в частности, разнообразие форм, связанное с отказом от типовых параметров сонатного цикла). Превалирование произведений лирического (лирико-драматического, лирико-жанрового) характера.
Камерная вокальная музыка. Преобладание лирической тематики, обращение композиторов к традиционным романсовым жанрам (лирический монолог, вокальная сцена). Обилие циклов. Разнообразие приемов вокального письма, фортепианной фактуры, форм.
Музыка кино. Два подхода к киномузыке; понимание ее либо как эпизодов локального значения, либо как целостной концепции, воплощающей существо фильма. Особая значимость второго подхода. Песенный и симфонический варианты целостной музыкальной концепции фильма.
Н.Я. Мясковский (1881-1950) – русский композитор, педагог, музыкальный деятель. Взаимодействие в творчестве Н.Я. Мясковского традиций московской и петербургской школ русской классики; близость некоторых его произведений экспрессионизму. Творческий путь Н.Я. Мясковского. Главенство лирико-драматического начала, эпизодическое в целом значение эпической и жанровой образности. Опосредованная в большинстве случаев связь с народной музыкой, бытовыми жанрами. Серьезность замыслов, глубина мысли, высокий этический уровень, богатство содержания. Неустанный творческий поиско в сочетании с принципиальной верностью традициям.
Симфоническая музыка и камерная инструментальная музыка как основные области творческой деятельности Н.Я. Мясковского; симфония и квартет как ведущие жанры. Приоритетность лирико-драматических и лирико-жанровых концепций. Преобладание тематизма инструментального типа. Новаторские черты музыкального языка при тяготении композитора к традиционным формам (в первую очередь к сонатно-симфоническому циклу), мотивно-разработочным приемам развития. Существенная роль полифонии.
С.С. Прокофьев (1891-1953) – выдающийся русский композитор, пианист, дирижер. Активное жизнеутверждение как определяющая черта искусства С.С. Прокофьева. Гармоничность создаваемой им картины мира и многогранность. Творческий путь С.С. Прокофьева. Жанровая универсальность творчества композитора; первостепенное значение как музыкально-театральных, так и инструментальных произведений. Национальные корни творчества композитора. Многообразие связей с традициями и радикальное новаторство. Преломление в искусстве С.С. Прокофьева стилевых направлений XX века (неоклассицизм). Показательность для стиля С.С. Прокофьева тематизма традиционного типа. Примат экспозиционности; как следствие, его обновление традиционных форм.
Оперное творчество. Разнообразие сюжетов и жанров. Жанровый синтез как существенная черта некоторых произведений. Трактовка оперы как музыкальной драмы. Использование различных приемов вокального письма при первостепенной роли декламационности. «Сквозная» композиция как норма, широкое применение лейтмотивов. Соотношение вокальных и оркестровых партий. Эволюция оперного творчества композитора. Его связи с традициями (прежде всего русской классики).
Балетное творчество. Разнообразие сюжетов и жанровых решений. Понимание балета как драмы наряду с трактовкой его как условно-сюжетного хореографического представления. Обращение к традиционной хореографии. Приоритетность «номерной» композиции, широкое применение лейтмотивов.
Симфоническое творчество. Жанры симфонии и сюиты как ведущие. Традиционная трактовка жанра симфонии (в частности, в отношении формы). Развитие традиций как драматического, так и эпического симфонизма. Использование различных приемов развития тематизма при существенной роли вариационности (вариантности).
Концерты. Традиционное понимание концерта как крупного циклического виртуозного произведения при нетрадиционной в некоторых случаях его структуре (уникальность для С.С. Прокофьева Первого фортепианного концерта ввиду его одночастности). Показательная для стиля композитора разнохарактерность концертов и их частей.
Камерное инструментальное творчество. Фортепианная музыка как главная его область. Первостепенное значение как крупных произведений, так и миниатюр. Сонаты С.С Прокофьева – важная веха в истории жанра. Тяготение композитора к традиционной форме сонаты. Обилие резких образных контрастов в сонатах. Разнохарактерность музыки миниатюр. Особенности пианизма. Индивидуальная трактовка камерного инструментального ансамбля в отношении исполнительского состава (соната для двух скрипок), характера музыки (эпический образ в скрипичной сонате).
Вокально-симфоническое творчество. Большое значение гражданской тематики. Разнообразие жанровых и композиционных решений при тяготении к монументальному эпосу, цикличности, «номерной» композиции. Соотношение вокального и инструментального начал; преимущественно напевный характер вокальных партий.
- Л.Н. Высоцкая в.В. Амосова
- История
- Музыкального искусства
- (Учебное пособие)
- Предисловие
- Глава I история зарубежного музыкального искусства
- § 1. Музыкальная культура и искусство Древнего мира и
- Средневековья
- § 2. Музыкальная культура и искусство эпохи Возрождения и эпохи барокко
- § 3. Музыкальная культура и искусство эпохи Просвещения
- § 4. Художественные принципы венской классической школы
- § 5. Романтизм как художественно-стилистическое направление в искусстве XIX века. Проблемы романтического стиля
- § 6. Французская и итальянская музыкальная культура первой половины XIX века
- § 7. Польская и венгерская музыкальная культура XIX века
- § 8. Австро-немецкая музыкальная культура второй половины XIX века
- § 9. Французская музыкальная культура второй половины XIX века
- § 10. Итальянская музыкальная культура XIX века. Итальянский оперный веризм
- § 11. Музыкальная культура Чехии, Норвегии и Финляндии второй половины XIX века
- § 12. Французский музыкальный импрессионизм. Проблемы стиля
- § 13. Австро-немецкий симфонизм на рубеже XIX-XX веков. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
- § 14. Музыкальная культура Испании, Венгрии, Чехии и Словакии конца XIX – первой половины XX века
- § 15. Американская музыкальная культура конца XIX – первой половины XX века
- § 16. Музыкальная культура и искусство Англии, Франции, Италии и Польши конца XIX – начала XX века
- § 17. Музыкальная культура ближнего Зарубежья
- Глава II история русского музыкального искусства
- § 1. Музыкальная культура и искусство Древней Руси
- § 2. Музыка XVII-XVIII веков
- § 3. Музыкальная культура России первой половины XIX века
- § 4. Русская классическая музыкальная школа: становление и развитие
- § 5. Музыкальная жизнь России 1850-1870-х годов
- § 6. «Могучая кучка»
- § 7. Музыкальная культура России второй половины XIX века
- § 8. Музыкальная жизнь России 1880-1890-х годов
- § 9. Музыкальная культура России конца XIX – начала XX веков
- § 10. Русское музыкальное искусство первой половины XX века
- § 11. Русское музыкальное искусство второй половины XX века
- Глава III
- 1.2. История русского музыкального искусства
- § 2. Темы рефератов
- 2.1. История зарубежного музыкального искусства
- 2.2. История русского музыкального искусства
- § 3. Музыкальные произведения для изучения по истории зарубежного музыкального искусства
- § 4. Музыкальные произведения для зучения по истории русского музыкального искусства
- § 5. Примерные планы анализа стилей и жанров (Для самостоятельной работы студентов, подготовки к семинарам и контрольным работам)