§ 4. Музыкальные произведения для зучения по истории русского музыкального искусства
Глава II § 1. | Стихиры Ивана Грозного. Федор Крестьянин. Песнопения. Царь Федор. «Достойно есть». |
§ 2.
| Распев 18 века «Буря море раздымает». Кант «На взятие Дербента». В. Титов. Концерт в честь Полтавской победы. «Всемирную славу». Н. Дилецкий. «Воскресенский канон». Торжественное песнопение на четыре голоса. Н. Калашников. Концерт на двенадцать голосов. |
| Д.С. Бортнянский. Партесные концерты №№ 21, 24, 32, 33. Увертюра к опере «Празднество синьора». Херувимская № 7 «Возведу очи мои». Е.И. Фомин. Сюита из оперы «Орфей». Увертюра и хор из оперы «Ямщики на подставе». В.А. Пашкевич. Женские хоры из оперы «Санкт-Петербургский гостиный двор». Сюита из оперы «Февей». М.С. Березовский. Концерт «Не отвержи мене во время старости». Концерт для четырех инструментов и клавесина gmoll. Соната для скрипки и клавесина. О.А. Козловский. Увертюра к трагедии «Эсфирь». Полонез на тему Моцарта. И.Е. Хандошкин. Вариации на тему русской песни «То теряю, что люблю». |
§ 3. | А.Н. Верстовский. Ария Неизвестного и три песни Торопа из оперы «Аскольдова Могила». Романс «Старый муж». А.Е. Варламов. Романсы: «Горные вершины», «Зачем сидишь до полуночи», «Мне жаль тебя», «Красный сарафан», «О, не целуй меня», «На заре ты ее не буди», «Мери». А.А. Алябьев. Романсы: «Нищая», «Певец», «Что поешь, краса-девица», «Голова ль моя», «Кольцо души-девицы», «Я вижу образ твой», «Я пережил свои желанья». А.Л. Гурилев. Романсы: «Разлука», «Грусть девушки», «Колокольчик», «Улетела пташечка», «Матушка-голубушка», «Песня ямщика». |
§ 4. | М.И. Глинка. Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила». Симфонические произведения: «Камаринская», «Вальс-фантазия», «Арагонская хота», «Воспоминания о летней ночи в Мадриде». Романсы: «Не пой, красавица», «Венецианская ночь», «Победитель», «Рыцарский романс», «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», «Уснули голубые», «Песнь Маргариты». Цикл «Прощание с Петербургом». «Херувимская песнь». |
| А.С. Даргомыжский. Опера «Русалка». Романсы: «Свадьба», «Ночной зефир», «Тучки небесные», «Юноша и дева», «Шестнадцать лет», «Влюблен я, дева-красота», «Восточный романс», «Русая головка», «Не судите, люди», «И скучно, и грустно», «Мне грустно», «Ты скоро меня позабудешь», «Лихорадушка», «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник». |
§ 5. | А.Н. Серов. Фрагменты из оперы «Вражья сила». А.Г. Рубинштейн. Опера «Демон». Концерт № 4 для фортепиано с оркестром. Симфония «Океан». |
§ 6. | М.А. Балакирев. Увертюра на три русские песни. Симфоническая поэма «Тамара». Сюита для оркестра dmoll. Музыка к трагедии У. Шекспира «Король Лир». Восточная фантазия «Исламей». Романсы: «Песня золотой рыбки», «Грузинская песня», «Песня Селима», «Песня разбойника», «Слышу ли голос твой», «Введи меня, о ночь, тайком», «Сосна», «Ты пленительной неги полна». |
| А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Симфония № 2, hmoll. Симфоническая картина «В Средней Азии». Романсы: «У людей-то в дому», «Спящая княжна», «Спесь», «Песня темного леса», «Морская царевна», «Море», «Из слез моих», «Фальшивая нота», «Для берегов отчизны дальной». Квартет № 2. |
| М.П. Мусоргский. Оперы: «Борис Годунов», «Хованщина»: Вступление; Ι д., сцена в Стрелецкой слободе, в доме Хованского; V действие. Симфоническая фантазия «Ночь на Лысой горе». Фортепианный цикл «Картинки с выставки». Вокальный цикл «Песни и пляски смерти». Романсы и песни: «Забытый», «Семинарист», «Калистрат», «Стрекотунья-белобока», «Озорник», «Ночь», «Сиротка», «Светик Савишна». |
| Н.А. Римский-Корсаков. Оперы: «Снегурочка», «Царская невеста», «Садко». Симфонические произведения: «Испанское каприччио», «Шехеразада», «Светлый праздник». Романсы: «На холмах Грузии», «Пленившись розой, соловей», «Октава», «Дробится и плещет, и брызжет волна», «Не ветер, вея с высоты», «Редеет облаков летучая гряда». |
§ 7. | П.И. Чайковский. Оперы: «Евгений Онегин»; «Пиковая дама»; «Орлеанская дева»: Ι д. № 7, ΙΙ д. № 15, ΙΙΙ д.; «Мазепа»: ΙΙ д. вторая картина, ΙΙΙ д.; «Иоланта»: первая сцена, диалог Иоланты и Водемона. Балеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Романсы: «Забыть так скоро», «Благословляю вас, леса», «Средь шумного бала», «День ли царит», «Снова, как прежде, один», «Мы сидели с тобой», «Ночь» (на сл. Полонского и Ратгауза). Симфонии №№ 1, 4, 5, 6. Увертюры-фантазии: «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини». Квартет № 2. Фортепианное трио «Памяти великого художника». Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. |
§ 8. | А.С. Аренский. Ария Певца за сценой из оперы «Рафаэль». Фантазия на темы И. Рябинина для фортепиано с оркестром. Мелодекламации «Как хороши, как свежи были розы», «Белый лебедь». В.С. Калинников. Симфония № 1. М.М. Ипполитов-Иванов. Сюита «Кавказские эскизы». |
| А.К. Глазунов. Симфония № 6. Концерт для скрипки с оркестром. Балет «Раймонда». |
| А.К. Лядов. Симфонические произведения: «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Восемь русских народных песен». Фортепианные произведения: «Бирюльки», «Про старину», «Музыкальная табакерка». |
| С.И. Танеев. Симфония cmoll. Романсы: «В дымке-невидимке», «Бьется сердце беспокойное», «Когда, кружась, осенние листы», «Сталактиты», «Менуэт». |
§ 9. | Н.К. Метнер. Соната gmoll. Романсы на стихи А.С. Пушкина: «Зимний вечер», «Цветок», «Я пережил свои желанья», «Роза», «Мечтателю». |
| А.Н. Скрябин. Симфонические произведения: «Прометей», «Поэма экстаза», «Божественная поэма». Фортепианные произведения: прелюдии ор. 11, 22; сонаты №№ 4, 5. |
| С.В. Рахманинов. Симфонические произведения: симфонии №№ 2, 3; «Остров мертвых», «Утес». Рапсодия на тему Паганини. Концерты для фортепиано с оркестром №№ 2, 3. Поэма «Колокола». Романсы: «Проходит все», «Сон», «Мелодия», «Дитя, как цветы ты прекрасна», «В молчаньи ночи тайной», «Здесь хорошо», «Крысолов», Вокализ. Фортепианные произведения: «Музыкальные моменты», «Этюды-картины», прелюдии. |
| И.Ф. Стравинский. Балеты: «Петрушка», «Весна священная», «Поцелуй феи». Симфония псалмов. Три пьесы. Концертино. Двойной канон для струнного оркестра. |
§ 10. | Н.Я. Мясковский. Симфонии №№ 21, 28. |
| С.С. Прокофьев. Симфонии №№ 1, 5, 7. Концерты для фортепиано с оркестром №№ 1, 3, 4. Кантаты: «Александр Невский», «Семеро их». Балеты: «Золушка», «Ромео и Джульетта». Симфоническая сюита из балета «Стальной скок». Симфоническая сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам». Опера «Война и мир». Фортепианные произведения: «Сарказмы», «Мимолетности»; сонаты №№ 6, 7. |
§ 11. | Д.Д. Шостакович. Симфонии №№ 1, 5, 7, 9, 14. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Опера «Катерина Измайлова». 24 прелюдии и фуги для фортепиано. Вокальные произведения: вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», шесть романсов на стихи японских поэтов, «Стихотворения на стихи капитана Лебядкина». |
| Г.В. Свиридов. «Пушкинский венок», «Патетическая оратория», «Поэма памяти С. Есенина», «Отчалившая Русь». |
| Р.К. Щедрин. Балеты: «Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Кармен-сюита». |
| А.Г. Шнитке. Хоровой концерт на слова Г. Нарекаци. Симфонии №№ 1, 3. Сюита в старинном стиле. С.А. Губайдулина, Э. Денисов (2-3 произведения на выбор студента) |
- Л.Н. Высоцкая в.В. Амосова
- История
- Музыкального искусства
- (Учебное пособие)
- Предисловие
- Глава I история зарубежного музыкального искусства
- § 1. Музыкальная культура и искусство Древнего мира и
- Средневековья
- § 2. Музыкальная культура и искусство эпохи Возрождения и эпохи барокко
- § 3. Музыкальная культура и искусство эпохи Просвещения
- § 4. Художественные принципы венской классической школы
- § 5. Романтизм как художественно-стилистическое направление в искусстве XIX века. Проблемы романтического стиля
- § 6. Французская и итальянская музыкальная культура первой половины XIX века
- § 7. Польская и венгерская музыкальная культура XIX века
- § 8. Австро-немецкая музыкальная культура второй половины XIX века
- § 9. Французская музыкальная культура второй половины XIX века
- § 10. Итальянская музыкальная культура XIX века. Итальянский оперный веризм
- § 11. Музыкальная культура Чехии, Норвегии и Финляндии второй половины XIX века
- § 12. Французский музыкальный импрессионизм. Проблемы стиля
- § 13. Австро-немецкий симфонизм на рубеже XIX-XX веков. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
- § 14. Музыкальная культура Испании, Венгрии, Чехии и Словакии конца XIX – первой половины XX века
- § 15. Американская музыкальная культура конца XIX – первой половины XX века
- § 16. Музыкальная культура и искусство Англии, Франции, Италии и Польши конца XIX – начала XX века
- § 17. Музыкальная культура ближнего Зарубежья
- Глава II история русского музыкального искусства
- § 1. Музыкальная культура и искусство Древней Руси
- § 2. Музыка XVII-XVIII веков
- § 3. Музыкальная культура России первой половины XIX века
- § 4. Русская классическая музыкальная школа: становление и развитие
- § 5. Музыкальная жизнь России 1850-1870-х годов
- § 6. «Могучая кучка»
- § 7. Музыкальная культура России второй половины XIX века
- § 8. Музыкальная жизнь России 1880-1890-х годов
- § 9. Музыкальная культура России конца XIX – начала XX веков
- § 10. Русское музыкальное искусство первой половины XX века
- § 11. Русское музыкальное искусство второй половины XX века
- Глава III
- 1.2. История русского музыкального искусства
- § 2. Темы рефератов
- 2.1. История зарубежного музыкального искусства
- 2.2. История русского музыкального искусства
- § 3. Музыкальные произведения для изучения по истории зарубежного музыкального искусства
- § 4. Музыкальные произведения для зучения по истории русского музыкального искусства
- § 5. Примерные планы анализа стилей и жанров (Для самостоятельной работы студентов, подготовки к семинарам и контрольным работам)