logo
История музыки

§ 13. Австро-немецкий симфонизм на рубеже XIX-XX веков. Австро-немецкая музыкальная культура XX века

 

Вена конца XIX – начала XX веков – один из крупнейших центров художественной жизни Европы. Тенденции «чистого симфонизма» И. Брамса и музыкальной драматургии Р. Вагнера на рубеже XIX-XX веков. Формирование австрийского экспрессионизма. Символистские течения в искусстве. Интенсивная концертная и музыкальная жизнь Вены (оперный театр, филармония). Видные австрийские исполнители.

Густав Малер (1860-1911) – выдающийся австрийский композитор и дирижёр. Творческий путь. Симфоническое творчество. Круг тем и музыкальных образов. Трактовка сонатно-симфонического цикла. Классические, романтические и экспрессионистские тенденции. Элементы сарказма, гротеска, злой иронии в Первой симфонии. Четвертая симфония. Оркестр Г. Малера. Тембровая драматургия.

Вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья». Близость шубертовской песенности. Значение поэтического слова.

Рихард Штраус (1864-1949) – выдающийся немецкий композитор, дирижёр. Творческий путь. Симфонические поэмы. Связь с принципами программного симфонизма Ф. Листа. Оперное творчество.

«Саломея». Особенности музыкально-драматургической концепции. Мелодическое богатство музыкального языка, сложность и утонченность гармонического письма, театрально-действенная роль оркестра, тембровое богатство и виртуозность в использовании выразительных возможностей голоса и оркестровых инструментов. Комическая опера «Кавалер роз». Черты моцартианства как проявление черт неоклассицизма: оптимизм, богатство мелодики, классическая стройность.

Продолжающаяся интенсивность художественной жизни. Развитие экспрессионизма. Ведущая роль «Нововенской школы» во главе с А. Шенбергом.

Арнольд Шенберг (1874-1951) – виднейший представитель экспрессионизма в музыке, создатель метода и техники додекафонного письма. Творческий путь. Обращение к атональности, символистски-экспрессионистским образам и сюжетам. Вокальный цикл «Лунный Пьеро», отражение принципа «говорящего пения». Принципы додекафонной техники, серийной техники. Кантата «Свидетель из Варшавы» – отклик на события второй мировой войны. Значение творчества А. Шенберга в австрийской и мировой музыке.

Творчество Альбана Берга (1885-1935). Опера «Воццек». Воплощение в музыке стихии кошмара, ужаса, насилия. Сгущенно-экспрессионистский характер оперной драматургии. Сочетание принципов атонализма с системой лейтмотивов.

Антон Веберн (1883-1945) – один из наиболее видных представителей серийной и серийно-пуантилистской техники композиции в зарубежной музыке XX века.

Пауль Хиндемит (1895-1963) – композитор, дирижер, педагог, музыковед. Эстетические взгляды. Обращение к имитационной полифонии, утверждение в противовес додекафонии оригинальной системы, ее теоретическое обоснование в трудах по композиции, художественно-практическое – в фортепианном цикле «Ludus tonalis». Тональный план цикла. Образный строй, жанровое разнообразие прелюдий, интерлюдий и фуг. Преломление принципов необарокко. Оперное и симфоническое творчество.

Карл Орф (1895-1982) – композитор, музыковед, педагог. Сценическая кантата «Кармина Бурана» – первая часть монументальной вокально-хоровой трилогии «Триумфы». Оперное творчество. Музыкально-педагогические работы К. Орфа.

«Трехгрошовая опера» К. Вайля и традиции эпического театра. Пародия на приемы и формы традиционной оперы как отражение принципа «снижения через жанр».