§ 13. Австро-немецкий симфонизм на рубеже XIX-XX веков. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
Вена конца XIX – начала XX веков – один из крупнейших центров художественной жизни Европы. Тенденции «чистого симфонизма» И. Брамса и музыкальной драматургии Р. Вагнера на рубеже XIX-XX веков. Формирование австрийского экспрессионизма. Символистские течения в искусстве. Интенсивная концертная и музыкальная жизнь Вены (оперный театр, филармония). Видные австрийские исполнители.
Густав Малер (1860-1911) – выдающийся австрийский композитор и дирижёр. Творческий путь. Симфоническое творчество. Круг тем и музыкальных образов. Трактовка сонатно-симфонического цикла. Классические, романтические и экспрессионистские тенденции. Элементы сарказма, гротеска, злой иронии в Первой симфонии. Четвертая симфония. Оркестр Г. Малера. Тембровая драматургия.
Вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья». Близость шубертовской песенности. Значение поэтического слова.
Рихард Штраус (1864-1949) – выдающийся немецкий композитор, дирижёр. Творческий путь. Симфонические поэмы. Связь с принципами программного симфонизма Ф. Листа. Оперное творчество.
«Саломея». Особенности музыкально-драматургической концепции. Мелодическое богатство музыкального языка, сложность и утонченность гармонического письма, театрально-действенная роль оркестра, тембровое богатство и виртуозность в использовании выразительных возможностей голоса и оркестровых инструментов. Комическая опера «Кавалер роз». Черты моцартианства как проявление черт неоклассицизма: оптимизм, богатство мелодики, классическая стройность.
Продолжающаяся интенсивность художественной жизни. Развитие экспрессионизма. Ведущая роль «Нововенской школы» во главе с А. Шенбергом.
Арнольд Шенберг (1874-1951) – виднейший представитель экспрессионизма в музыке, создатель метода и техники додекафонного письма. Творческий путь. Обращение к атональности, символистски-экспрессионистским образам и сюжетам. Вокальный цикл «Лунный Пьеро», отражение принципа «говорящего пения». Принципы додекафонной техники, серийной техники. Кантата «Свидетель из Варшавы» – отклик на события второй мировой войны. Значение творчества А. Шенберга в австрийской и мировой музыке.
Творчество Альбана Берга (1885-1935). Опера «Воццек». Воплощение в музыке стихии кошмара, ужаса, насилия. Сгущенно-экспрессионистский характер оперной драматургии. Сочетание принципов атонализма с системой лейтмотивов.
Антон Веберн (1883-1945) – один из наиболее видных представителей серийной и серийно-пуантилистской техники композиции в зарубежной музыке XX века.
Пауль Хиндемит (1895-1963) – композитор, дирижер, педагог, музыковед. Эстетические взгляды. Обращение к имитационной полифонии, утверждение в противовес додекафонии оригинальной системы, ее теоретическое обоснование в трудах по композиции, художественно-практическое – в фортепианном цикле «Ludus tonalis». Тональный план цикла. Образный строй, жанровое разнообразие прелюдий, интерлюдий и фуг. Преломление принципов необарокко. Оперное и симфоническое творчество.
Карл Орф (1895-1982) – композитор, музыковед, педагог. Сценическая кантата «Кармина Бурана» – первая часть монументальной вокально-хоровой трилогии «Триумфы». Оперное творчество. Музыкально-педагогические работы К. Орфа.
«Трехгрошовая опера» К. Вайля и традиции эпического театра. Пародия на приемы и формы традиционной оперы как отражение принципа «снижения через жанр».
- Л.Н. Высоцкая в.В. Амосова
- История
- Музыкального искусства
- (Учебное пособие)
- Предисловие
- Глава I история зарубежного музыкального искусства
- § 1. Музыкальная культура и искусство Древнего мира и
- Средневековья
- § 2. Музыкальная культура и искусство эпохи Возрождения и эпохи барокко
- § 3. Музыкальная культура и искусство эпохи Просвещения
- § 4. Художественные принципы венской классической школы
- § 5. Романтизм как художественно-стилистическое направление в искусстве XIX века. Проблемы романтического стиля
- § 6. Французская и итальянская музыкальная культура первой половины XIX века
- § 7. Польская и венгерская музыкальная культура XIX века
- § 8. Австро-немецкая музыкальная культура второй половины XIX века
- § 9. Французская музыкальная культура второй половины XIX века
- § 10. Итальянская музыкальная культура XIX века. Итальянский оперный веризм
- § 11. Музыкальная культура Чехии, Норвегии и Финляндии второй половины XIX века
- § 12. Французский музыкальный импрессионизм. Проблемы стиля
- § 13. Австро-немецкий симфонизм на рубеже XIX-XX веков. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
- § 14. Музыкальная культура Испании, Венгрии, Чехии и Словакии конца XIX – первой половины XX века
- § 15. Американская музыкальная культура конца XIX – первой половины XX века
- § 16. Музыкальная культура и искусство Англии, Франции, Италии и Польши конца XIX – начала XX века
- § 17. Музыкальная культура ближнего Зарубежья
- Глава II история русского музыкального искусства
- § 1. Музыкальная культура и искусство Древней Руси
- § 2. Музыка XVII-XVIII веков
- § 3. Музыкальная культура России первой половины XIX века
- § 4. Русская классическая музыкальная школа: становление и развитие
- § 5. Музыкальная жизнь России 1850-1870-х годов
- § 6. «Могучая кучка»
- § 7. Музыкальная культура России второй половины XIX века
- § 8. Музыкальная жизнь России 1880-1890-х годов
- § 9. Музыкальная культура России конца XIX – начала XX веков
- § 10. Русское музыкальное искусство первой половины XX века
- § 11. Русское музыкальное искусство второй половины XX века
- Глава III
- 1.2. История русского музыкального искусства
- § 2. Темы рефератов
- 2.1. История зарубежного музыкального искусства
- 2.2. История русского музыкального искусства
- § 3. Музыкальные произведения для изучения по истории зарубежного музыкального искусства
- § 4. Музыкальные произведения для зучения по истории русского музыкального искусства
- § 5. Примерные планы анализа стилей и жанров (Для самостоятельной работы студентов, подготовки к семинарам и контрольным работам)