(1583 - 1643)
Джироламо Фрескобальди - итальянский композитор, органист, педагог. Слава и успех с детства сопутствовали Фрескобальди. Еще ребенком его возили по городам Италии, в юности он побывал в Нидерландах. Рим, Мантуя, Флоренция восхищались искусством блестящего органиста и чембалиста, непревзойденного импровизатора. Деятельность Фрескобальди протекала в Риме, где он с 1608 г. с небольшим перерывом до самой смерти был органистом собора Св. Петра. "Отцом подлинного органного стиля", "итальянским Бахом" называли его впоследствии. Основоположник итальянской органной школы XVII в., Фрескобальди оказал сильнейшее влияние на творчество композиторов добаховского времени и подготовил почву великим достижениям И. С. Баха. Фрескобальди писал для органа и клавира. Среди его произведений - фантазии, канцоны, каприччио, токкаты и др. Для стиля композитора характерны большая эмоциональность и пластичность, яркость, упругость тематизма, свобода изложения, широкое применение хроматизмов, поиск новых смелых звучаний. В произведениях Фрескобальди использовал уличные напевы, крестьянские песенки (их вариационная обработка отличалась большой раскованностью и свободой). Велики достижения Фрескобальди и в области высшей полифонической формы - фуги, в которой он утвердил ряд основополагающих принципов (будучи, наряду с А. Корелли и А. Скарлатти, создателем кварто-квинтовой фуги, он установил в своей практике так называемый тональный и реальный ответы). Известен был Фрескобальди и как педагог, к которому приезжали учиться музыканты разных стран; в числе его учеников - знаменитый впоследствии И. Я. Фробергер
Пахельбель. Канон D-dur
Немецкий композитор и органист. Учился в Нюрнберге и Регенсбурге. В 1673-1677 годах служил вторым органистом собора Св. Стефана в Вене. После этого работал церковным органистом в разных немецких городах, дольше всего в Эрфурте (1678-1690)и родном Нюрнберге (с 1695 до конца жизни).
Пахельбель был одним из наиболее значительных немецких композиторов добаховской эпохи. Его творческое наследие достаточно обширно и разнообразно. В нем представлены традиционные жанры вокальной церковной музыки (мотеты, духовные концерты и арии, магнификаты, мессы и др.), инструментальные ансамблевые сочинения (в т.ч. 6 партит для 2 скрипок и basso continuo). Однако важнейшее место занимают произведения для клавишных инструментов. В их числе около 70 органных хоральных обработок (написаны в основном в Эрфурте), 95 органных фуг на Магнификат для вечерней церковной службы (созданы в последние годы жизни), а также около 100 органных сочинений, не имевших прямого литургического назначения (токкаты, фуги, прелюдии, фантазии, ричеркары, чаконы). Довольно много написано композитором для клавесина — 21 танцевальная сюита и более 15 вариационных циклов (в т.ч. 7 циклов хоральных вариаций). Именно органная и клавирная музыка Пахельбеля во многом повлияла на становление оригинального стиля И. С. Баха.
- 1.Музыкальная культура 17ст. Взаимодействие барокко и классицизма.
- 2.Антиномии и метафоры барокко.17 ст. – «Век оперы»
- 3.Оперные школы 17 ст. Специфика концепции жанра взаимодействия.
- 4.Флорентийская камерата и «Drama per musica» ( Джулио Каччини, Клаудио Монтеверди)
- 5.Римская оперная школа 17 века. Особенности, достижения, представители.
- 6. Венецианская оперная школа 17 века. Особенности, достижения, представители.
- 7. Неаполитанская оперная школа. Этапы развития. Историческое значение.
- 8. Алессандро Скарлатти. Формирование жанра «Opera seria».
- 9. Джова́нни Батти́ста Перголе́зи. Утверждение жанра «Opera buffa». (свойства, особенности)
- 10. Эстетика французского классицизма. Жан-Бати́ст Люлли́ и «его» опера.
- 11.Музыкальный театр в Англии. «Маска»(жанр)
- 12. Генри Пёрселл. Опера «Дидона и Эней». Взаимодействие принципов барокко и классицизма.
- 13. Оратория 17 века. (Величайшие имена, школы)
- 14. Органное искусство добаховской эпохи. Джироламо Фрескобальди, Иоганн Па́хельбель, Дитрих Букстехуде.
- (1583 - 1643)
- 15. Клавирное искусство 17- начало 18 века. ( подробный разбор для пианистов)
- 16. Школа английских верджиналистов.
- 17. Школа французских клавесинистов.
- 18. Венецианская, Болонская скрипичная школа.
- 19. Жанры инструментальной музыки в творчестве Арка́нджело Коре́лли, Анто́нио Лючио Вива́льди, Джузеппе Тартини. (Для пианистов : найти в концертах «Basso continuo»)
- 21. Музыкальная культура 18 века. Ее историческое значение. Сущность Просвещения. Просветительство в музыкальном искусстве.
- Инструментальная музыка первой половины 18 в.
- 25. Историческое значение творчества Баха. Тип гения Баха.( в области фортепианной музыки для пианистов) Музыкальное наследие:
- 27.Творческий путь Баха. Проблемы периодизации его наследия.
- 25. Принципы дифференциации творчества Баха.
- 29. Клавирное творчество Баха. Его историческое значение. Хтк
- 30.Органное творчество Баха. Жанр хоральной прелюдии. («Токката и фуга ре минор» и.Т.Д)
- 31. Духовная и светская кантаты в творчестве Баха. («Кофейная Кантата», «Состязание Феба и Пана»)
- 32. Жанр пассионы в творчестве Баха. («Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею») (Материалы в книге - Друскин м.С. «Пассионы и мессы Баха»)
- 33. Месса h-moll. Высокая месса Баха.
- История создания
- 34. Бах и Гендель. Сравнительная характеристика. ( Материалы « Русская книга о Бахе» статья «Бах и Гендель»)
- 35.1)Жанр оратории в творчестве Генделя. ( Разобрать любую ораторию)или 2) Инструментальное творчество Генделя. ( вопрос для инструменталистов)
- 36. Мангеймская школа и ее представители.
- 37. Венская классическая музыкальная школа. Ее историческое значение. ( Акцент на ф-но группе. Фортепианная соната и.Т.Д)
- 38. Творческий облик Гайдна.
- Детские годы
- 1749-1759 – Первые годы самостоятельной жизни в Вене
- Период творческой зрелости
- Поздний период творчества.
- 36. «Лондонские» симфонии Гайдна.
- «Лондонские» симфонии
- 40. Жанровые истоки симфонии Гайдна. Ее генезис.
- 41. Оперная реформа Глюка. Этапы развития.
- 42. К.Ф.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика».
- Действующие лица:
- История создания
- 43. Творческий облик Моцарта.( материалы-Энштейн «Личность и творчество Моцарта» Тип гения Моцарта.
- 44. Опера Моцарта «Свадьба Фигаро» - комическая опера.
- Либретто
- Сюжет, основная проблематика оперы
- Особенности жанра
- Драматургия
- Увертюра
- 1 Действие
- 2 Действие
- Действующие лица:
- История создания
- Либретто
- Содержание
- 45. Особенности симфоний Моцарта. «Симфония №40»
- 46. «Реквием» (Моцарт). История создания. Трактовка жанрового канона.
- История создания
- История создания
- Характеристика жанра
- Исполнительский состав
- Содержание
- Текст реквиема
- 47. Творческий облик Бетховена.
- 48. Периодизация творческого наследия Бетховена.
- 50. Функции жанра в творчестве Бетховена.????????? Место и характер сонатно-инструментальных жанров в творчестве Бетховена Глава №11 книги «История зарубежной музыки — 3»
- 49. Фортепианные сонаты в творчестве Бетховена.
- Фортепианная соната – «творческая лаборатория» Бетховена
- Пианизм Бетховена (пианист - оратор)
- Сонатность как метод мышления
- Оркестровая трактовка фортепиано
- Основное содержание бетховенских сонат
- Обновление сонатного цикла
- 50. Особенности бетховенского симфонизма.( материалы- Соллертинский, и.И. Исторические типы симфонической драматургии, Асафьев «о симфонизме»)
- 51. Симфония № 3 ми-бемоль мажор, op. 55 («Героическая») – Бетховен.
- Это интересно
- История создания
- 54. Симфония № 5 до минор, op. 67.(Бетховен) История создания
- Сочинение
- Премьера
- Состав оркестра
- Форма[править]
- 55. Симфо́ния № 9 Ре минор, Op. 125 (Бетховен)
- История создания
- Состав оркестра
- История создания
- 52. Жанр увертюры в творчестве Бетховена.
- 53. Бетховен. Опера «Фиде́лио»
- Действующие лица:
- История создания