logo
gotovaya_roschenko

11.Музыкальный театр в Англии. «Маска»(жанр)

Спектакль с пением и инструментальными номерами был давней традицией английского театра, однако этой традиции не всегда удавалось утвердить себя и развиться в самостоятельные формы музыкального театра. Так, например, в эпоху буржуазной революции (XVI—XVII) воинствующее религиозное пуританское движение приводило к тому, что многие театры закрывались, а в оставшихся театрах запрещалось использовать на сцене пение и танцы. После реставрации королевской власти (1660) и перехода королевского престола к династии Стюартов в придворном искусстве началась полоса безусловного предпочтения французского классицизма и французской оперы. Параллельно продолжал свое существование неистребимый народный театр — бродячие труппы главным образом комических актеров, которые разыгрывали свои спектакли, обильно украшая их лирическими, застольными песнями и танцами. Эти комические представления с музыкальными номерами именовались «drolls», что буквально означает «забавы».

Еще в эпоху английского Возрождения (XIV—XVI) характерным жанром аристократического музыкального театра стали так называемые «маски» — танцевальный дивертисмент с роскошным декоративным оформлением, с драматическими сценами, хорами и сольными ариями, построенный на известных античных мифологических сюжетах. Существенную, не только декоративную, но и драматургическую роль играла музыка и в шекспировском театре. Однако национальная опера создана была лишь Генри Перселлом (1659—1695) и долгое время не имела продолжателей.

В этом искусстве основное значение имели не музыка, но маскарадные танци, стихотворно-комедийное развертывание действия, мизансцена. По происхождению своему музыкальные «маски» восхлдят к народно-бытовому искусству, отражая искрнную любовь народа к маскарадным празднествам с музыкой. В дальнейшем этот жанр был перенесен в придворную среду.

Основная цель придворных «масок» – не драматизация действия, но создание феерического, комедийного, блестящего дивертисмента из серии сменяющих друг друга сцен и номеров. Представления «масок» происходили при дворе или в домах именитых людей.

Приближение мелодики к речетативному стилю в «масках» не превращает их в целостный, органически развивающийся жанр. «Маски» ассимилировали итальянскую монодию как один из привлекательных, в силу своей модной новизны, «аттракционов». Основным принципом связи отдельных номеров остается дивертисментность декоративно-зрелещно-танцевального характера. Основным стержнем «масок» являются танци, на первых порах это были танци известны всем присудствующем – хороводные, позже приобрели сложные композиции, движения, и появились специолизированные танцоры. Чередование танцев(гальярды, быстрые жиги, и др.) в пределах «маски» следовало правилу, которое господствовало и в танцевальных инструментальных сюитах – от медленных к более быстрым.

Музыку для «масок» писали композиторы различной творческой индивидуальности и уровня профессионального мастерства,не только композиторы а и певци, поэты, живописци, знатоки картин, граверы, и даже врачи. Эти композиторы проявляли интерес к бытовым песенно-танцевальным, маршевым, приимущественно инструментальным жанрам. Почти полный отказ от полифонии.