logo
gotovaya_roschenko

(1583 - 1643)

   Джироламо Фрескобальди - итальянский композитор, органист, педагог. Слава и успех с детства сопутствовали Фрескобальди. Еще ребенком его возили по городам Италии, в юности он побывал в Нидерландах. Рим, Мантуя, Флоренция восхищались искусством блестящего органиста и чембалиста, непревзойденного импровизатора. Деятельность Фрескобальди протекала в Риме, где он с 1608 г. с небольшим перерывом до самой смерти был органистом собора Св. Петра. "Отцом подлинного органного стиля", "итальянским Бахом" называли его впоследствии. Основоположник итальянской органной школы XVII в., Фрескобальди оказал сильнейшее влияние на творчество композиторов добаховского времени и подготовил почву великим достижениям И. С. Баха.    Фрескобальди писал для органа и клавира. Среди его произведений - фантазии, канцоны, каприччио, токкаты и др. Для стиля композитора характерны большая эмоциональность и пластичность, яркость, упругость тематизма, свобода изложения, широкое применение хроматизмов, поиск новых смелых звучаний. В произведениях Фрескобальди использовал уличные напевы, крестьянские песенки (их вариационная обработка отличалась большой раскованностью и свободой). Велики достижения Фрескобальди и в области высшей полифонической формы - фуги, в которой он утвердил ряд основополагающих принципов (будучи, наряду с А. Корелли и А. Скарлатти, создателем кварто-квинтовой фуги, он установил в своей практике так называемый тональный и реальный ответы).    Известен был Фрескобальди и как педагог, к которому приезжали учиться музыканты разных стран; в числе его учеников - знаменитый впоследствии И. Я. Фробергер

Пахельбель. Канон D-dur

Немецкий композитор и органист. Учился в Нюрнберге и Регенсбурге. В 1673-1677 годах служил вторым органистом собора Св. Стефана в Вене. После этого работал церковным органистом в разных немецких городах, дольше всего в Эрфурте (1678-1690)и родном Нюрнберге (с 1695 до конца жизни).

Пахельбель был одним из наиболее значительных немецких композиторов добаховской эпохи. Его творческое наследие достаточно обширно и разнообразно. В нем представлены традиционные жанры вокальной церковной музыки (мотеты, духовные концерты и арии, магнификаты, мессы и др.), инструментальные ансамблевые сочинения (в т.ч. 6 партит для 2 скрипок и basso continuo). Однако важнейшее место занимают произведения для клавишных инструментов. В их числе около 70 органных хоральных обработок (написаны в основном в Эрфурте), 95 органных фуг на Магнификат для вечерней церковной службы (созданы в последние годы жизни), а также около 100 органных сочинений, не имевших прямого литургического назначения (токкаты, фуги, прелюдии, фантазии, ричеркары, чаконы). Довольно много написано композитором для клавесина — 21 танцевальная сюита и более 15 вариационных циклов (в т.ч. 7 циклов хоральных вариаций). Именно органная и клавирная музыка Пахельбеля во многом повлияла на становление оригинального стиля И. С. Баха.