logo
gotovaya_roschenko

16. Школа английских верджиналистов.

Клавир – это общее название старинных клавишно-струнных инструментов, предшественников фортепиано. Уступая органу в богатстве звуковых красок, насыщенности звучания, клавир имел свои преимущества:

В развитии клавирной музыки также принимали участие композиторы различных национальных школ. Возникновение самой первой в истории клавирной школы связано с Англией – это школа английских верджиналистов, которая выдвинулась уже в конце XVI. Ее образовали композиторы Уильям Бёрд (его считают главой этой школы), Джон Булл, Орландо Гиббонс.

Отличительная особенность английской верджинальной музыки – ее подчеркнуто светский характер. Мелодика песенно–танцевального склада, элементарная гармонизация, четкий ритм с выделенной сильной долей – всё это резко контрастировало полифонической музыке Ренессанса и предвосхищало тематизм XVIII века. Среди произведений английских верджиналистов главный интерес представляют вариации, в которых охотно использовались темы народных песен и популярных в быту танцев. Лежащий в основе этих жанров фольклор придавал им неповторимую национальную характерность.

Обработки «модных» танцев(павана, гальярда, аллеманда, куранта) чередуются у Берда с народными и хороводными плясками.

Буль пользуется свободнее, чем Берд, хроматизмами, во многом предваряя равномерную темперацию. В лучших своих пъессах все же приближается к народной песенности.В целом крупнейших верджиналистов Ангдии объединяет обращение к народной мелодике, реалистичность музыкального содержания, богатство вариационной техники.

Значительную изобразительность внесли вёрджиналисты в старые приемы имитации, используя её то в виде перекличкиотдельных попевок в различных голосах , то в переходе отдельных мотивов от одного голоса к другому. Широко использовали вёрджиналисты типичный для народной музыки прием орнаментального обынрывания «опорных звуков мелодии».

Принцип вариантности применялся вёрджиналистами и в использовании танцевальных жанров, когда парные танцы в четном и нечетном размере шли на ту же мелодию или же варьировались повторения танцевальной мелодии, образуя последования двух или трех мелодических вариаций.