logo
gotovaya_roschenko

18. Венецианская, Болонская скрипичная школа.

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА - назв. нескольких направлений муз. творчества, сложившихся в Венеции в 16-17 вв. Центром В. ш. в 16 - нач. 17 вв. был собор св. Марка. В нём работали органистами и композиторами все осн. представители школы. Первыми капельмейстерами собора были: П. де Фосис (в 1491-1527), А. Вилларт (в 1527-62), К. де Pope (в 1563), Дж. Царлино (в 1565-90), Б. Донато (в 1590-1603), Дж. Кроче (в 1603-09), Ч. Мартиненго (в 1609-13), К. Монтеверди (в 1613-43); первыми органистами - Дж. Армонико (в 1516-51), А. Падовано (в 1552-64), К. Меруло (в 1564-84), А. Габриели (в 1585-86), Дж. Габриели (в 1586-1612); в числе вторых органистов К. Меруло (в 1557-64), А. Габриели (в 1564-65), Дж. Габриели (в 1565-86). Основоположником В. ш. был А. Вилларт, нидерландец по происхождению, автор мотетов, ричеркаров для инстр. ансамблей, многохорных сочинений и канцон в нар. духе. Вилларт и его ученики и последователи, в особенности А. и Дж. Габриели, объединив достижения нидерл. полифонистов и местные нац. традиции (нар. песня, гомофонное сложение, многохорность), создали новый высокоразвитый монументально-декоративный стиль вок. полифонии, характеризующийся пышностью, колористич. богатством, полнотой звучания. В отличие от композиторов римской папской капеллы, они нередко усиливали вок. голоса орк. инструментами. В их сочинениях постоянно использовалось разделение хора и оркестра на противопоставлявшиеся друг другу группы, временами сливавшиеся в мощном общем звучании; привлекались оба имевшихся в соборе органа, также противостоявшие друг другу. Хотя большинство подобных сочинений писалось на духовные тексты ("Священные симфонии" Дж. Габриели), их музыка отражала типичное для эпохи полнокровное оптимистич. мировосприятие, упоение богатством и красочностью действительности. Музыка эта была родственна современной ей венецианской живописи - творениям Тициана, Веронезе. Не случайно Дж. Габриели называли "музыкальным Тицианом Венеции".

Те же устремления проступали и в др. жанрах. Осн. жанр светской вок. музыки - мадригал - вслед за Виллартом развивали его ученики Н. Вичентино и К. де Pope. Мадригал становится у них более выразительным, насыщается хроматикой. Как шуточные подражания нар. песням создаются многогол. канцоны (А. Вилларт, А. Габриели, Б. Донато, К. Меруло), к-рые оказали влияние на формирование мадригальной комедии и оперной арии. В области орг. музыки основы В. ш. заложил К. Меруло, старые орг. жанры ричеркара, канцоны, токкаты развивали А. и Дж. Габриели, К. Меруло и др. Уже у Меруло органная музыка насыщается контрастами, драматизируется, у Дж. Габриели внутри ричеркара формируется новый жанр - фуга.

В 17 в. центром В. ш. становится первый в истории общедоступный (платный) оперный театр, открытый в 1637. Главой В. ш. в области оперы был К. Монтеверди; его последователи в этом жанре - Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Ф. Гросси, Дж. Легренци, А. Кальдара, А. Страделла, А. Вивальди и др. Для венецианской оперы 17 в. характерно преобладание историч. сюжетов. Стремление к особой выразительности мелодии, её драматизации (особенно в операх Монтеверди "Возвращение Улисса", 1641, и "Коронация Поппеи", 1642) сочетается с традициями bel canto. Господствуют закруглённые сольные формы (ария, дуэт, реже терцет и квартет); наряду с ариями в сопровождении генерал-баса появляются арии с орк. сопровождением, с концертирующими инструментами; новым выразительным средством явился аккомпанированный речитатив, применявшийся в моменты высшего драматического напряжения.

БОЛОНСКАЯ ШКОЛА - направление в итал. музыке, сложившееся в Болонье во 2-й пол. 17 в. Сыграло важную роль в формировании и развитии жанров инстр. музыки: трио-сонаты, сольной сонаты и концерта. Основоположник Б. ш. Дж. Б. Витали возвысил значение инстр. музыки, на нац. итал. основе обогатил её мелодику и формы, внёс вклад в развитие жанра сонаты. Виднейшие представители Б. ш. - М. Каццати (учитель Дж. Б. Витали), Дж. Б. Бассани, П. Дельи Антонии, Б. Лауренти, Дж. Альдровандини, Т. А. Витали и Дж. Торелли, авторы трио-сонат и сольных скрипичных сонат. Торелли был в числе создателей концерта для скрипки с оркестром и особой формы орк. сонаты или симфонии для 4 и более голосов. В его сольных концертах и concerti grossi утверждается цикличность, осн. на чередовании контрастирующих темпов (быстро - медленно - быстро). Расцвет Б. ш. связан с творчеством А. Корелли, одного из создателей классич. типа concerto grosso (в 70-х гг. 17 в. Корелли переселился в Рим). Развитие инструментальной музыки в Болонье проходило во взаимодействии с эволюцией других жанров; определённое влияние на становление концертного стиля в инструментальной музыке оказали характерные для Б. ш. оратория с текстом на простонародном языке и короткая "концертная месса" без саntus firmus для 3 голосов (без тенора) и струнных инструментов (М. Каццати, Дж. П. Колонна, Дж. А. Перти и др.).