Характеристика жанра
Реквием – это траурная, заупокойная месса. От обычной мессы реквием отличается отсутствием таких частей, как«Gloria» и «Credo», вместо которых включались особые, связанные с погребальным обрядом. Текст реквиема был каноническим. После вступительной молитвы «Даруй им вечный покой» (Requiem aeternam dona eis») шла обычная часть мессы «Kyrie», а затем средневековая секвенция «Dies irae» (День гнева). Следующие молитвы – «Domine Jesu» (Господи Иисусе) и «Hostia» (Жертвы тебе, Господи) – подводили к обряду над усопшим. С этого момента мотивы скорби отстранялись, поэтому завершалась заупокойная католическая обедня обычными частями «Sanctus» и «Agnus Dei».
Такая последовательность молитв образует 4 традиционных раздела:
вступительный (т.н. «интроитус») – «Requiem aeternam» и «Kyrie»;
основной – «Dies irae»;
«офферториум» (обряд приношения даров) – «Domine Jesu» и «Hostia»;
заключительный – «Sanctus» и «Agnus Dei».
В своей трактовке формы траурной мессы Моцарт соблюдал эти сложившиеся традиции. В его Реквиеме тоже 4 раздела. В I разделе – один номер, во II – 6 (№№ 2 – 7), в III – два (№№ 8 и 9), в IV – три (№№ 10–12). Музыка последнего раздела в значительной мере принадлежит Зюсмайру, хотя и здесь использованы моцартовские темы. В заключительном номере повторен материал первого хора (средний раздел и реприза).
В чередовании номеров ясно прослеживается единая драматургическая линия со вступлением и экспозицией (№ 1), кульминационной зоной (№№ 6 и 7), переключением в контрастную образную сферу (№ 10 – «Sanctus» и № 11 – «Benedictus») и заключением (№ 12 – «Agnus Dei»). Из 12 номеров Реквиема девять хоровых, три (№№ 3, 4, 11) звучат в исполнении квартета солистов.
Основная тональность Реквиема d-moll (у Моцарта – трагическая, роковая). В этой тональности написаны важнейшие в драматургическом плане номера – 1, 2, 7 и 12.
Всю музыку Реквиема скрепляют интонационные связи. Сквозную роль играют секундовые обороты и опевание тоники вводными тонами (появляются в первой же теме).
- 1.Музыкальная культура 17ст. Взаимодействие барокко и классицизма.
- 2.Антиномии и метафоры барокко.17 ст. – «Век оперы»
- 3.Оперные школы 17 ст. Специфика концепции жанра взаимодействия.
- 4.Флорентийская камерата и «Drama per musica» ( Джулио Каччини, Клаудио Монтеверди)
- 5.Римская оперная школа 17 века. Особенности, достижения, представители.
- 6. Венецианская оперная школа 17 века. Особенности, достижения, представители.
- 7. Неаполитанская оперная школа. Этапы развития. Историческое значение.
- 8. Алессандро Скарлатти. Формирование жанра «Opera seria».
- 9. Джова́нни Батти́ста Перголе́зи. Утверждение жанра «Opera buffa». (свойства, особенности)
- 10. Эстетика французского классицизма. Жан-Бати́ст Люлли́ и «его» опера.
- 11.Музыкальный театр в Англии. «Маска»(жанр)
- 12. Генри Пёрселл. Опера «Дидона и Эней». Взаимодействие принципов барокко и классицизма.
- 13. Оратория 17 века. (Величайшие имена, школы)
- 14. Органное искусство добаховской эпохи. Джироламо Фрескобальди, Иоганн Па́хельбель, Дитрих Букстехуде.
- (1583 - 1643)
- 15. Клавирное искусство 17- начало 18 века. ( подробный разбор для пианистов)
- 16. Школа английских верджиналистов.
- 17. Школа французских клавесинистов.
- 18. Венецианская, Болонская скрипичная школа.
- 19. Жанры инструментальной музыки в творчестве Арка́нджело Коре́лли, Анто́нио Лючио Вива́льди, Джузеппе Тартини. (Для пианистов : найти в концертах «Basso continuo»)
- 21. Музыкальная культура 18 века. Ее историческое значение. Сущность Просвещения. Просветительство в музыкальном искусстве.
- Инструментальная музыка первой половины 18 в.
- 25. Историческое значение творчества Баха. Тип гения Баха.( в области фортепианной музыки для пианистов) Музыкальное наследие:
- 27.Творческий путь Баха. Проблемы периодизации его наследия.
- 25. Принципы дифференциации творчества Баха.
- 29. Клавирное творчество Баха. Его историческое значение. Хтк
- 30.Органное творчество Баха. Жанр хоральной прелюдии. («Токката и фуга ре минор» и.Т.Д)
- 31. Духовная и светская кантаты в творчестве Баха. («Кофейная Кантата», «Состязание Феба и Пана»)
- 32. Жанр пассионы в творчестве Баха. («Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею») (Материалы в книге - Друскин м.С. «Пассионы и мессы Баха»)
- 33. Месса h-moll. Высокая месса Баха.
- История создания
- 34. Бах и Гендель. Сравнительная характеристика. ( Материалы « Русская книга о Бахе» статья «Бах и Гендель»)
- 35.1)Жанр оратории в творчестве Генделя. ( Разобрать любую ораторию)или 2) Инструментальное творчество Генделя. ( вопрос для инструменталистов)
- 36. Мангеймская школа и ее представители.
- 37. Венская классическая музыкальная школа. Ее историческое значение. ( Акцент на ф-но группе. Фортепианная соната и.Т.Д)
- 38. Творческий облик Гайдна.
- Детские годы
- 1749-1759 – Первые годы самостоятельной жизни в Вене
- Период творческой зрелости
- Поздний период творчества.
- 36. «Лондонские» симфонии Гайдна.
- «Лондонские» симфонии
- 40. Жанровые истоки симфонии Гайдна. Ее генезис.
- 41. Оперная реформа Глюка. Этапы развития.
- 42. К.Ф.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика».
- Действующие лица:
- История создания
- 43. Творческий облик Моцарта.( материалы-Энштейн «Личность и творчество Моцарта» Тип гения Моцарта.
- 44. Опера Моцарта «Свадьба Фигаро» - комическая опера.
- Либретто
- Сюжет, основная проблематика оперы
- Особенности жанра
- Драматургия
- Увертюра
- 1 Действие
- 2 Действие
- Действующие лица:
- История создания
- Либретто
- Содержание
- 45. Особенности симфоний Моцарта. «Симфония №40»
- 46. «Реквием» (Моцарт). История создания. Трактовка жанрового канона.
- История создания
- История создания
- Характеристика жанра
- Исполнительский состав
- Содержание
- Текст реквиема
- 47. Творческий облик Бетховена.
- 48. Периодизация творческого наследия Бетховена.
- 50. Функции жанра в творчестве Бетховена.????????? Место и характер сонатно-инструментальных жанров в творчестве Бетховена Глава №11 книги «История зарубежной музыки — 3»
- 49. Фортепианные сонаты в творчестве Бетховена.
- Фортепианная соната – «творческая лаборатория» Бетховена
- Пианизм Бетховена (пианист - оратор)
- Сонатность как метод мышления
- Оркестровая трактовка фортепиано
- Основное содержание бетховенских сонат
- Обновление сонатного цикла
- 50. Особенности бетховенского симфонизма.( материалы- Соллертинский, и.И. Исторические типы симфонической драматургии, Асафьев «о симфонизме»)
- 51. Симфония № 3 ми-бемоль мажор, op. 55 («Героическая») – Бетховен.
- Это интересно
- История создания
- 54. Симфония № 5 до минор, op. 67.(Бетховен) История создания
- Сочинение
- Премьера
- Состав оркестра
- Форма[править]
- 55. Симфо́ния № 9 Ре минор, Op. 125 (Бетховен)
- История создания
- Состав оркестра
- История создания
- 52. Жанр увертюры в творчестве Бетховена.
- 53. Бетховен. Опера «Фиде́лио»
- Действующие лица:
- История создания