logo search
katolicheskaya_muzyka

Оглавление

  1. Общие сведения о произведении

I.1. Общие сведения об эпохе……………………………………………….3

I.2. Сведения о композиторе……………………………………………….6

  1. Литературный текст. ………………………………………………….9

  2. Музыкально - выразительные средства

III.1. Жанр. Хоровой жанр……………………………………………... 12

III.2. Музыкальная форма ……………………………………………..13

III.3. Характеристика тематического материала…………………...14

III.4. Тональный план и гармонический язык……………………....16

III.5. Хоровая фактура………………………………………………….18

  1. Вокально - хоровой анализ

IV.1. Тип и вид хора...................................................................................19

IV.2. Диапазоны и тесситурныео собенности.........................................19

IV.3. Хоровой строй......................................................................................21

IV.4. Хоровой ансамбль ...............................................................................23

V. Исполнительский план............................................................................ 27

V.1. Темповыеотклонения...........................................................................29

V.2. Динамика................................................................................................29

V.3 Тембр.........................................................................................................29

V.4. Дирижерский жест................................................................................30

Заключение...........................................................................................................32

Литература...........................................................................................................33

Приложение

I. Общие сведения о произведении

I.1. Общие сведения об эпохе

На исходе XVII столетия в основных европейских странах возникло новое, широкое и прогрессивное движение Просвещения, оно оказало громадное влияние на музыку и музыкантов. К тому времени ее приобретения были велики. Народы, все шире формировавшиеся в нации, создали огромное множество новых прекрасных песен самобытно-национальных стилей и жанров. Старые средневековые лады уже не отвечали новым идеалам выразительности, красоты, логики развития. Их оттеснила мажоро-минорная система. Утвердился гомофонно-гармонический склад с длящимся басом (basso continuo), в то время как в полифонии совершился переход от строгого к свободному стилю и образовалась его высшая форма - фуга. Возникла и с огромной быстротой распространились опера, а рядом с нею - оратория, кантата, пассион и светские камерно-вокальные жанры - ария, дуэт. Наконец, в чисто инструментальной сфере наряду с усовершенствованием уже бытовавших жанров и форм - вариаций, партиты, канцоны и других - народились новые: соната, симфония (увертюра), концерт. Пробудились и поднялись новые великие таланты - создатели этих форм, смело пролагавшие музыке пути в будущее, - Монтеверди и Скарлатти, Корелли и Вивальди, Фр. Куперен и Рамо, Шютц и Пёрселл, наконец, Гендель и Бах.

Сама жизнь общества требовала более глубокого и разностороннего воплощения ее явлений в музыке - выразительнице его идей, и, подчиняясь законам общественного развития, музыка все громче и шире откликалась на это требование.

В западном искусстве XVIII века едва ли не самые блестящие музыкальные достижения вновь связаны с Италией - колыбелью европейской оперы и родоначальницей выдающейся скрипичной школы. Между тем в истории итальянского народа это время было переломным, полным противоречий, национальных и социальных невзгод, острой борьбы взглядов и направлений в идейной жизни, культуре. На итальянских землях хозяйничали австрийские, французские, испанские завоеватели. Страна задыхалась посреди изуверского разгула контрреформации. Католическая церковь и ее инквизиция беспощадно подавляли всякое свободомыслие, влечение ума к научному познанию, искусства - к реализму. В роли то щедрого мецената, то свирепого диктатора - папство, окрепшее особенно после союза с католической Францией, властно вторгалось в культуру и искусство, стремясь подчинить их своей идеологии.

Возникнув на многосоставной социальной почве, барокко в различных своих местных школах, оттенках, в различных видах искусств отразило миросозерцание и вкусы различных общественных слоев - аристократии, церковного клира, интеллигенции; отчасти, возможно, проникли в него и элементы крестьянского миросозерцания и эстетики той эпохи. Отсюда дифференциация барочного искусства на реалистическую школу, во главе которой стоял великий демократический художник Микеланджело Караваджо, и роскошно-красочное, фантазийно-религиозное, академическое крыло - Каррачи, позже Бернини, Гварини, Борромини - живописцы и зодчие, которых фаворировали церковь и богатая знать.

Ни одно искусство не было тогда столь новаторским, пытливым и дерзновенным, как музыка. Казалось бы, времена и нравы не благоприятствовали ей. И все же могучее стремление пылкого душой, вольнолюбивого итальянского народа к утверждению национальные основ своей музыкальной культуры повсюду неудержимо прокладывало себе дорогу.

Княжеские, герцогские, патрицианские дворы – Медичи во Флоренции, Сфорца в Милане, д'Эсте в Ферраре, Гонзага в Мантуе – были не только центрами деспотической тирании, междоусобной вражды. При всем разгуле

эгоизма, роскоши, социальной демагогии, они логикою вещей становились также очагами рациональной культуры, творчества.

Не случайно именно Италия стала родиной европейского оперного искусства. Ее народ обладал огромным певческим дарованием; уже тогда итальянцы славились своими голосами и песнями, а представления с музыкой и пением, особенно в связи с так называемыми «майскими праздниками» (тосканские maggi), и широко бытовавшие во Флоренции «священные представления» (театрализация библейских легенд с песнями), были старой народной традицией.

Как обычно в народном творчестве, многие итальянские напевы того времени связаны были с танцами, в разнообразии которых сказались богатство, пестрота местных традиций и жанровых черт. С развитием национальной культуры все более широкий круг плясок с сопровождавшей их музыкой и песнями приобретал общеитальянское художественное значение. Ритмы сицилианы, венецианской форланы, тарантеллы, ломбарды проникали в инструментальные жанры, в оперные арии, канцоны, хоры.

Наибольшей славы достигло вокальное искусство, связанное с неаполитанской школой. Его стиль получил название bel canto, что значит красивое пение.