logo
katolicheskaya_muzyka

Характеристика тематического материала

Характер мелодии-темы продиктован жанром произведения. Движение мелодии в основном поступенное.

Что является отличительной чертой музыки падре Мартини, встречаются редкие скачки в пределах чистой кварты. Только в партии альта есть большие скачки на сексту.

Внутренняя сдержанность музыки проявляется в следующих видах мелодического движения:

  1. Опевание ;

  2. Развитие мелодии в пределах ч. 4 .

Задержания придают музыке мягкий характер, имитируя вздохи и грусть по поводу печали на душе.

Первый и второй голоса движутся преимущественно параллельными терциями, только иногда расходясь до сексты и сходясь до секунды.

Вторая часть (2 куплет) начинается неожиданно активным имитационным движением: в третьем голосе звучит энергичная мелодия, построенная на скачках по ч.4 и ч.5. Ей вторят первый и второй голоса, которые по прежнему движутся параллельными терциями.

Композитор использует секвенционное движение в 10-12 тактах. Пример

В третьем эпизоде верхний голос начинает стретту, которую подхватывает нижний голос, затем вступает средний и заканчивается первое предложение 3 части проведением темы в первых сопрано.

Мелодия обрастает подголосками, которые усложняют полифоническую и гармоническую фактуру.

Звуковедение – legato.

Падре Мартини хорошо понимает выразительные возможности полифонии, особенно звучащей в живых человеческих голосах.

В полифонической ткани постоянно прослушивается основная мелодия, Другие мелодические голоса, обогащая льющийся «поток» музыки, составляют выразительную полифоническую ткань произведения.

Основная мелодия может быть выделена дирижером первым планом.

Роль других голосов при этом не может считаться второстепенной. Известно, что без многоплановости голосов нет и полифонической фактуры, взаимного обогащения голосов, глубины, перспективности звучания и т. п. Речь идет лишь о творческом подходе исполнителей, пластично и чутко

выдвигающих на первый план то одни, то другие голоса. Изучение, понимание и чувство стиля музыки здесь играют первостепенную роль.

Первый эпизоде звучит одновременно во всех трёх голосах, причём вторые сопрано почти всё время движутся в параллельном движении с первыми.

Во втором эпизоде ярко звучат имитационные фразы.

В третьем эпизоде альты усложняют полифоническую фактуру хора.

Забота исполнителей о единстве музыки и слова способствует целостности художественного впечатления. Органичность сочетания аккордовой и полифонической фактур, переход одной в другую при большой мелодичности голосов гармонической фактуры и четком прослушивании «вертикали» и логики гармонических созвучий в полифонической фактуре делают эту задачу хорошо выполнимой.