Семинар № 9: Творчество й. Гайдна
Вопросы:
Оратория «Времена года» Й. Гайдна: сюжет, структура и содержание музыкальных образов.
Характеристика симфонического творчества Й. Гайдна. Анализ симфонии № 103 «С тремоло литавр», Es-dur.
Клавирное творчество Й. Гайдна (сонаты D–dur, Es-dur, e–moll).
Темы докладов и презентаций:
Стилевые черты творчества Й. Гайдна.
«Прощальная симфония».
Квартеты Гайдна.
Человек и природа в оратории «Сотворение мира».
Музыкальные произведения для слушания и викторины:
Гайдн Й. Симфония № 103 «С тремоло литавр», Es-dur.
Гайдн Й. Клавирные сонаты D–dur, e–moll, Es-dur.
Гайдн Й. Оратория «Времена года»: увертюра, 1 ч. – хор поселян, ария Симона, заключительный хор; 2 ч. – вступление, терцет с хором, хоры грозы; 3 ч. – вступление, хор охоты, хор пирушки; 4 ч. – вступление, хор прях, песня Ханны с хором.
Литература
Арановский М. Симфонические искания. Л., 1979.
Гивенталь И.А., Щукина Л.Д., Ионин Б.С. Музыкальная литература зарубежных стран /Под ред. Царевой. Вып. 2. М.: Музыка, 1984.
Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. XVII–I-я пол. XX в. Пособие для студентов муз. ф-ов пед. вузов. М.: Пассия, 1994.
Жданова Г, Молчанова И., Охалова И. Музыкальная литература зарубежных стран /Под ред. Царевой Е. Вып 2. М.: Музыка, 2002.
Кирнарская Д. Классическая музыка для всех. М., 1997.
Кремлев Ю. Йозеф Гайдн. М., 1972.
Левик Б.В. История зарубежной музыки. Вып. 2. М.: Музыка, 1980.
Ливанова Т.И. История западноевропейской музыки до 1789 г. Кн. 2. XVIII век. М.: Музыка, 1986.
Новак Л. Йозеф Гайдн. М., 1973.
- Планы практических занятий по дисциплине «история музыки (зарубежной и отечественной)»
- Введение
- Содержание практических занятий
- Раздел 1. История зарубежной музыки Семинар № 1: Музыкальное искусство Древности
- Семинар № 2: Музыкальное искусство Средневековья
- Семинар № 3: Музыкальное искусство западноевропейских стран в XIV – XVI вв.
- Семинар № 4: Оперная музыка западноевропейских стран в XVII – начале XVIII вв.
- Семинар № 5: Инструментальная музыка западноевропейских стран в XVII – начале XVIII вв.
- Семинар № 6: Творчество и.С. Баха
- Семинар № 7: Творчество г.Ф. Генделя
- Семинар № 8: Оперная и инструментальная музыка второй половины XVIII в.
- Семинар № 9: Творчество й. Гайдна
- Семинар № 10: Многогранность и черты стиля в. Моцарта
- Семинар № 11: Французская революция и творчество л.Ван Бетховена
- Семинар № 12: Романтизм в музыке Германии и Австрии.
- Семинар № 13: Романтизм в музыке Италии и Франции
- Семинар № 14 Тема: Выдающиеся представители музыкальной культуры Польши, Венгрии, Чехии и Норвегии XIX века
- Семинар № 15 Тема: Достижения западноевропейской музыкальной культуры второй половины XIX века
- Семинар № 16: Зарубежная музыкальная культура на рубеже XIX – XX в.В.
- Семинар № 17: Основные тенденции в музыке XX в.
- Раздел 2. История отечественной музыки Семинар № 1: Русская музыка в эпоху Древней Руси и Русском государстве до XVII века
- Семинар № 2: Русская музыка XVIII в
- Семинар № 3:Музыкальное искусство России первой половины XIX века
- Семинар № 4: Музыкальное искусство второй половины XIX века
- Семинар № 5: Музыкальное искусство второй половины XIX века
- Семинар № 6: Русская музыкальная культура на рубеже XIX–XX в.В.
- Семинар № 7:Русская музыкальная культура на рубеже XIX–XX в.В.
- Семинар № 8: Творчество композиторов отечественной школы первой половины XX века
- 3. Методические указания для подготовки ответов на семинарах1
- 3.1. Требования к ответам на семинарских занятиях
- 3.2. Примерный план ответа по вопросу «Творческий облик композитора»
- 3.3. Примерный план ответа по вопросу «Черты стиля композитора»
- Характеристика творчества (видов, или сфер творчества)
- Примерный план ответа по вопросу «Характеристика оперы»
- Примерный план ответа по вопросу «Характеристика симфонии (сонатно-симфонического цикла)»
- Планы практических занятий по дисциплине