Семинар № 4: Музыкальное искусство второй половины XIX века
Вопросы:
Значение деятельности представителей «Могучей кучки» и Беляевского кружка в русской музыкальной культуре 60–80-х годов XIX века.
Народная музыкальная драма в творчестве М.П. Мусоргского. Жанровые, композиционные и драматургические особенности оперы «Хованщина».
«Прошлое в настоящем» - опера «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. Особенности различных редакций.
Характеристика вокального творчества М.П. Мусоргского.
. Опера «Князь Игорь» А.П. Бородина.
Темы докладов и электронных презентаций:
«Хождение в народ» художников пореформенной эпохи. Творческие параллели – «Передвижники» и кучкисты.
Оперное творчество А.Н. Серова: традиции и новаторство.
Творческий портрет М.А. Балакирева.
Творческий облик М.П. Мусоргского.
«Картинки с выставки». М.Мусоргский и В.Гартман.
Тема Востока в творчестве А.П. Бородина.
«Богатырская симфония» А.П.Бородина.
Характеристика вокального творчества А.П.Бородина.
Музыкальные произведения для слушания и викторины:
Бородин А.П. Опера «Князь Игорь». Симфония № 2 «Богатырская». Квартет № 2 (D-dur). Романсы: «Море», «Морская царевна», «Близ берегов отчизны дальней», «Песня темного леса», «Спящая княжна», «Фальшивая нота».
Мусоргский М.П. Оперы «Хованщина», «Борис Годунов». Романсы: «Калистрат», «Колыбельная Еремушки»», «Семинарист», «Сиротка», «Светик Савишна», «Классик», «Раек», баллада «Забытый». Вокальный цикл «Песни и пляски смерти. Фортепианный цикл «Картинки с выставки».
Серов А.Н. Оперы «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила».
Балакирев М.А. Увертюры на темы трех русских песен, на тему испанского марша. Увертюра и четыре антракта к трагедии Шекспира «Король Лир». Симфоническая поэма «Тамара». Симфоническая картина «Исламей». Романсы: «Песня Селима», «Песня золотой рыбки», «Песня разбойника», «Обойми, поцелуй», «Пустыня», «Сосна», «Грузинская песня», «Когда волнуется желтеющая нива», «Запевка».
Литература
Абызова Е.Н. Модест Петрович Мусоргский. М., 1986.
Алексеев А. Русская фортепианная музыка. М., 1963.
Асафьев Б. Об опере. М., 1976.
Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века. М., 1968.
Балакирев М.А. Летопись жизни и творчества /Сост.А.С. Ляпунов и Э.Э. Язовицкая. Л., 1967.
Бэлза И. А. Бородин. М.; Л., 1947.
Головинский Г. «Князь Игорь»: Опера А.П. Бородина. М., 1980.
Дианин С.А. А.П. Бородин: жизнеописание, материалы и документы. М., 1960.
Запорожец Н. Оперы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина». М., 1966.
Кандинский А. Симфонические произведения М. Балакирева. М.–Л., 1960.
М.П. Мусоргский: Человек, события, время: Альбом /Сост. Р. Ширинян. М, 1987.
Орлова А. Мусоргский в Петербурге. Л., 1974.
Орлова А. Труды и дни М.П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества. М., 1963.
Рапацкая Л.А. История русской музыки: от Древней Руси до «серебряного века». М.: Владос, 2001.
Русская музыкальная литература /Ред.Э.Л. Фрид. Вып. 2, М.: Музыка, 1980.
Русская музыкальная литература /Сост. и общ. ред.Э.Л. Фрид. Вып. 1, М.: Музыка, 1979.
Сохор А. Александр Порфирьевич Бородин. М.-Л., 1965.
Стасов В. Избранные статьи о Мусоргском. М., 1952.
Туманина Н.М. М.П. Мусоргский: К столетию со дня рождения. М.; Л., 1959.
Федорова Г. М.А. Балакирев. М.–Л., 1951.
Фрид Э.Л. Мусоргский и Шекспир /В кн.: Шекспир и музыка. Л., 1964.
Фрид Э.Л. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусоргского. Л., 1974.
Фрид Э.М. Краткий очерк о жизни и творчестве М.П.Мусоргского. Л., 1963.
Хопрова Т., Крюков А. Очерки по истории русской музыки XIX века. М., 1965.
Хубов Г. Мусоргский М., 1969.
Шлифштейн С. Мусоргский. Художник. Время. Судьба. М., 1975.
- Планы практических занятий по дисциплине «история музыки (зарубежной и отечественной)»
- Введение
- Содержание практических занятий
- Раздел 1. История зарубежной музыки Семинар № 1: Музыкальное искусство Древности
- Семинар № 2: Музыкальное искусство Средневековья
- Семинар № 3: Музыкальное искусство западноевропейских стран в XIV – XVI вв.
- Семинар № 4: Оперная музыка западноевропейских стран в XVII – начале XVIII вв.
- Семинар № 5: Инструментальная музыка западноевропейских стран в XVII – начале XVIII вв.
- Семинар № 6: Творчество и.С. Баха
- Семинар № 7: Творчество г.Ф. Генделя
- Семинар № 8: Оперная и инструментальная музыка второй половины XVIII в.
- Семинар № 9: Творчество й. Гайдна
- Семинар № 10: Многогранность и черты стиля в. Моцарта
- Семинар № 11: Французская революция и творчество л.Ван Бетховена
- Семинар № 12: Романтизм в музыке Германии и Австрии.
- Семинар № 13: Романтизм в музыке Италии и Франции
- Семинар № 14 Тема: Выдающиеся представители музыкальной культуры Польши, Венгрии, Чехии и Норвегии XIX века
- Семинар № 15 Тема: Достижения западноевропейской музыкальной культуры второй половины XIX века
- Семинар № 16: Зарубежная музыкальная культура на рубеже XIX – XX в.В.
- Семинар № 17: Основные тенденции в музыке XX в.
- Раздел 2. История отечественной музыки Семинар № 1: Русская музыка в эпоху Древней Руси и Русском государстве до XVII века
- Семинар № 2: Русская музыка XVIII в
- Семинар № 3:Музыкальное искусство России первой половины XIX века
- Семинар № 4: Музыкальное искусство второй половины XIX века
- Семинар № 5: Музыкальное искусство второй половины XIX века
- Семинар № 6: Русская музыкальная культура на рубеже XIX–XX в.В.
- Семинар № 7:Русская музыкальная культура на рубеже XIX–XX в.В.
- Семинар № 8: Творчество композиторов отечественной школы первой половины XX века
- 3. Методические указания для подготовки ответов на семинарах1
- 3.1. Требования к ответам на семинарских занятиях
- 3.2. Примерный план ответа по вопросу «Творческий облик композитора»
- 3.3. Примерный план ответа по вопросу «Черты стиля композитора»
- Характеристика творчества (видов, или сфер творчества)
- Примерный план ответа по вопросу «Характеристика оперы»
- Примерный план ответа по вопросу «Характеристика симфонии (сонатно-симфонического цикла)»
- Планы практических занятий по дисциплине