Семинар № 10: Многогранность и черты стиля в. Моцарта
Вопросы:
Черты стиля В. Моцарта.
Клавирное творчество В.А. Моцарта. Классические клавирные сонаты В.А. Моцарта: строение цикла, тематизм, музыкальные образы и принципы развития музыкального материала. Клавирные фантазии.
Характеристика симфонического творчества В.А. Моцарта. Анализ симфоний №№ 40, 41 (структура, тематизм, образы, принципы симфонического развития).
Характеристика оперного творчества В.А. Моцарта. Опера-буффа «Свадьба Фигаро».
«Весёлая драма» - «Дон-Жуан».
«Реквием» В.А. Моцарта: музыкальная структура и образное содержание.
Темы докладов и презентаций:
Квартеты В.А. Моцарта.
Клавирные концерты В.А. Моцарта.
Претворение пленэрных музыкальных жанров венской традиции в музыке В.А.Моцарта («Маленькая ночная музыка», серенады, кассации и др.).
«Волшебная флейта» В.А.Моцарта.
Музыкальные произведения для слушания и викторины:
Моцарт В.А. Опера «Свадьба Фигаро»: увертюра; 1 д. – дуэт Фигаро и Сюзанны, каватина Фигаро, ария Керубино, терцет Графа, Базилио и Сюзанны, хор крестьян, ария Фигаро; 2 д. – ария Графини, ариетта Керубино, финал; 3 д. – сцена суда и секстет, дуэт Сюзанны и Графини, финал (свадебная церемония); 4 д. – ария Барбарины, ария Фигаро, ария Сюзанны, финал.
Моцарт В.А. Опера «Дон-Жуан»: увертюра; 1 д. – Интродукция, ария донны Эльвиры, ария Лепорелло, дуэттино Дон-Жуана и Церлины, квартет, ария донны Анны, ария Дон Жуана («ария с шампанским»), ария Церлины «ну. Прибей меня, Мазетто», финал; 2 д. – серенада Дон-Жуана, вторая ария Церлины «Средство я знаю», сцена на кладбище, финал.
Моцарт В.А. Симфонии №№ 40, 41.
Моцарт В.А. Клавирные сонаты A-dur, a-moll.. Фантазия и соната c-moll. Клавирная фантазия d-moll.
Моцарт В.А. Клавирные концерты № 21 C-dur и № 23 A-dur.
Моцарт В.А. «Реквием» (№№ 1, 2, 7).
Литература
Аберт Г. Моцарт. М., 1989. Ч. 1. Кн.1-2; Ч.2. Кн 1-2 .
Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник для студентов музыкальных вузов. В 3-х ч.. Ч.1 и 2. М.: Музыка, 1988.
Гивенталь И.А., Щукина Л.Д., Ионин Б.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 2. М.: Музыка, 1984.
Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. XVII–I-я пол. XX в. Пособие для студентов муз. ф-тов пед. вузов. М.: Пассия, 1994.
Жданова Г, Молчанова И., Охалова И. Музыкальная литература зарубежных стран /Под ред. Царевой Е. Вып 2. М.: Музыка, 2002.
Кирнарская Д. Классическая музыка для всех. М., 1997.
Левик Б.В. История зарубежной музыки. Вып. 2. М.: Музыка, 1980.
Ливанова Т.И. История западноевропейской музыки до 1789 г. Кн. 2. XVIII век. М.: Музыка, 1986.
Хохловкина А. Западноевропейская опера. М., 1962.
Черная Е. Моцарт и австрийский музыкальный театр. М., 1963
Чичерин Г. В.Моцарт: Исследовательский этюд. Л.: Музыка, 1987.
Эйнштейн А. Моцарт: Личность. Творчество. М.: Музыка, 1977.
- Планы практических занятий по дисциплине «история музыки (зарубежной и отечественной)»
- Введение
- Содержание практических занятий
- Раздел 1. История зарубежной музыки Семинар № 1: Музыкальное искусство Древности
- Семинар № 2: Музыкальное искусство Средневековья
- Семинар № 3: Музыкальное искусство западноевропейских стран в XIV – XVI вв.
- Семинар № 4: Оперная музыка западноевропейских стран в XVII – начале XVIII вв.
- Семинар № 5: Инструментальная музыка западноевропейских стран в XVII – начале XVIII вв.
- Семинар № 6: Творчество и.С. Баха
- Семинар № 7: Творчество г.Ф. Генделя
- Семинар № 8: Оперная и инструментальная музыка второй половины XVIII в.
- Семинар № 9: Творчество й. Гайдна
- Семинар № 10: Многогранность и черты стиля в. Моцарта
- Семинар № 11: Французская революция и творчество л.Ван Бетховена
- Семинар № 12: Романтизм в музыке Германии и Австрии.
- Семинар № 13: Романтизм в музыке Италии и Франции
- Семинар № 14 Тема: Выдающиеся представители музыкальной культуры Польши, Венгрии, Чехии и Норвегии XIX века
- Семинар № 15 Тема: Достижения западноевропейской музыкальной культуры второй половины XIX века
- Семинар № 16: Зарубежная музыкальная культура на рубеже XIX – XX в.В.
- Семинар № 17: Основные тенденции в музыке XX в.
- Раздел 2. История отечественной музыки Семинар № 1: Русская музыка в эпоху Древней Руси и Русском государстве до XVII века
- Семинар № 2: Русская музыка XVIII в
- Семинар № 3:Музыкальное искусство России первой половины XIX века
- Семинар № 4: Музыкальное искусство второй половины XIX века
- Семинар № 5: Музыкальное искусство второй половины XIX века
- Семинар № 6: Русская музыкальная культура на рубеже XIX–XX в.В.
- Семинар № 7:Русская музыкальная культура на рубеже XIX–XX в.В.
- Семинар № 8: Творчество композиторов отечественной школы первой половины XX века
- 3. Методические указания для подготовки ответов на семинарах1
- 3.1. Требования к ответам на семинарских занятиях
- 3.2. Примерный план ответа по вопросу «Творческий облик композитора»
- 3.3. Примерный план ответа по вопросу «Черты стиля композитора»
- Характеристика творчества (видов, или сфер творчества)
- Примерный план ответа по вопросу «Характеристика оперы»
- Примерный план ответа по вопросу «Характеристика симфонии (сонатно-симфонического цикла)»
- Планы практических занятий по дисциплине