Семинар № 14 Тема: Выдающиеся представители музыкальной культуры Польши, Венгрии, Чехии и Норвегии XIX века
Вопросы:
Польская музыкальная культура первой половины XIX века и творческий облик Ф. Шопена.
Жанр ноктюрна в творчестве Ф.Шопена.
Характеристика его фортепианного творчества Ф.Листа («Годы странствий», фортепианные концерты, соната h-moll, «Венгерские рапсодии» №№ 2 и 6).
Чешская музыкальная культура второй половины XIX века и творческий облик А. Дворжака (анализ симфонии № 9 «Из нового света», e-moll).
Норвежская музыкальная культура второй половины XIX века и творческий облик Э. Грига. Жанры концерта, фортепианной и вокальной миниатюры в творчестве Э. Грига.
Темы докладов и презентаций:
Музыкальная миниатюра в творчестве Ф.Шопена. Цикл фортепианных прелюдий.
Творческий облик Ф. Листа.
Новые романтические жанры XIX века (симфоническая поэма, фортепианная и вокальная миниатюра, ноктюрн, баллада и др.).
«Пер Гюнт» Г. Ибсена и Э. Грига.
Музыкальные произведения для слушания и викторины:
Шопен Ф. Баллада № 1 (g-moll). Прелюдии. Мазурки: № 3, F-dur, C-dur; № 4, a-moll. Полонез A-dur, вальсы (Es-dur, cis-moll), ноктюрны (ор. 15, № 1, F-dur; ор.15, № 2, Fis-dur; ор. 48, № 1, c-moll; ор.55, № 1, f-moll); этюды ор. 10 (c-moll), ор. 25 (As-dur). Фантазия-экспромт cis-moll.
Дворжак А. Симфония № 9 «Из нового света», e-moll.
Лист Ф. «Венгерские рапсодии» №№ 2, 6. «Годы странствий» («Часовня Вильгельма Теля», «На Валленштадтсом озере», «Женевские колокола», «Долина Обермана», «Обручение», «Мыслитель», «Сонет Петрарки № 104», «Сонет Петрарки № 123», «Тарантелла»), соната h-moll, симфоническая поэма «Прелюды», этюды ( слушать на CD-диске в аудиохрестоматии).
Григ Э. Симфоническая сюита «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена. Концерт для фортепиано с оркестром a-moll. «Лирические пьесы»: «Танец эльфов», «Шествие гномов», «Ноктюрн», «Одинокий странник». Романсы: «Избушка», «Лебедь», «Люблю тебя».
Литература
Барановская Р.И., Ионин Б.С. и др. Музыкальная литература зарубежных стран /Под ред. Левика. Вып. V. М., 1980.
Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник /Пер. с норвежского. М., 1986.
Бэлза И. Антонин Дворжак. М., 1949.
Бэлза И. История чешской музыкальной культуры. Т.1–3.
Бэлза И. Очерки развития чешской музыкальной классики. М.-Л.: Музыка, 1951.
Бэлза И. Чешская оперная классика. Краткий очерк. М.: Искусство, 1951.
Венок Шопену: Сб. статей. М., 1989.
Виеру Н. Драматургия баллад Шопена //О музыке. Проблемы анализа. М., 1974.
Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран/ Под ред. Царевой. Вып. III. М.: Музыка, 1983.
Гринф И. Истоки норвежской музыки. Л.-М., 1982.
Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. XVII–I-я пол. XX в. Пособие для студентов муз. ф-ов пед. вузов. М.: Пассия, 1994.
Друскин М.С. История зарубежной музыки: Учебное пособие для консерваторий и музыкальных вузов. Вып. 4. М.: Музыка, 2002.
Егорова В. Симфонии Дворжака. М., 1979.
Конен В.Д. История зарубежной музыки. Вып. 3. М: Музыка, 1976.
Крауклис Г.В. Симфонические поэмы Листа. М.: Музыка, 1974.
Левашова О. Эдвард Григ. М., 1962.
Лейтес Р. Песни Грига. М., 1967.
Мазель Л. Исследования о Шопене. М., 1971.
Мазель Л. Некоторые черты композиции в свободных формах Шопена //Ф. Шопен: статьи и исследования советских музыковедов. М., 1960.
Мильштейн Я. Ф.Лист. Т. 1-2. М.:Музыка, 1971.
Молчанова И., Охалова И., Петров Д., Царева Е. Музыкальная литература зарубежных стран /Под ред. Царевой Е. Вып 4. М.: Музыка, 2002. С.125–230.
Мохов Н. Известен ли нам «Пер Гюнт»? //Музыкальная жизнь. 1989. № 17.
Сабольчи Б. Последние годы Ф.Листа. Будвпешт, 159.
Цуккерман В.А. Соната си минор Ф.Листа. М.:Музыка, 1984.
- Планы практических занятий по дисциплине «история музыки (зарубежной и отечественной)»
- Введение
- Содержание практических занятий
- Раздел 1. История зарубежной музыки Семинар № 1: Музыкальное искусство Древности
- Семинар № 2: Музыкальное искусство Средневековья
- Семинар № 3: Музыкальное искусство западноевропейских стран в XIV – XVI вв.
- Семинар № 4: Оперная музыка западноевропейских стран в XVII – начале XVIII вв.
- Семинар № 5: Инструментальная музыка западноевропейских стран в XVII – начале XVIII вв.
- Семинар № 6: Творчество и.С. Баха
- Семинар № 7: Творчество г.Ф. Генделя
- Семинар № 8: Оперная и инструментальная музыка второй половины XVIII в.
- Семинар № 9: Творчество й. Гайдна
- Семинар № 10: Многогранность и черты стиля в. Моцарта
- Семинар № 11: Французская революция и творчество л.Ван Бетховена
- Семинар № 12: Романтизм в музыке Германии и Австрии.
- Семинар № 13: Романтизм в музыке Италии и Франции
- Семинар № 14 Тема: Выдающиеся представители музыкальной культуры Польши, Венгрии, Чехии и Норвегии XIX века
- Семинар № 15 Тема: Достижения западноевропейской музыкальной культуры второй половины XIX века
- Семинар № 16: Зарубежная музыкальная культура на рубеже XIX – XX в.В.
- Семинар № 17: Основные тенденции в музыке XX в.
- Раздел 2. История отечественной музыки Семинар № 1: Русская музыка в эпоху Древней Руси и Русском государстве до XVII века
- Семинар № 2: Русская музыка XVIII в
- Семинар № 3:Музыкальное искусство России первой половины XIX века
- Семинар № 4: Музыкальное искусство второй половины XIX века
- Семинар № 5: Музыкальное искусство второй половины XIX века
- Семинар № 6: Русская музыкальная культура на рубеже XIX–XX в.В.
- Семинар № 7:Русская музыкальная культура на рубеже XIX–XX в.В.
- Семинар № 8: Творчество композиторов отечественной школы первой половины XX века
- 3. Методические указания для подготовки ответов на семинарах1
- 3.1. Требования к ответам на семинарских занятиях
- 3.2. Примерный план ответа по вопросу «Творческий облик композитора»
- 3.3. Примерный план ответа по вопросу «Черты стиля композитора»
- Характеристика творчества (видов, или сфер творчества)
- Примерный план ответа по вопросу «Характеристика оперы»
- Примерный план ответа по вопросу «Характеристика симфонии (сонатно-симфонического цикла)»
- Планы практических занятий по дисциплине