Семинар № 8: Творчество композиторов отечественной школы первой половины XX века
(Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян)
Вопросы:
Характеристика творчества Н.Я. Мясковского (симфонии № 21, fis-moll и № 27, c-moll).
Героические и лирические образы в опере «Война и мир» С.С. Прокофьева.
Образы разрушения и созидания в симфонии № 7 C-dur Д.Д. Шостаковича.
Темы докладов и электронных презентаций:
Творческий портрет А.И. Хачатуряна: основные жанры, особенности стиля.
Творческий облик композитора XX в. – С.С. Прокофьева.
Творческий облик композитора XX в. – Д.Д. Шостаковича (симфония № 11 «1905 года», g-moll; «Десять поэм для хора a cappella на слова революционных поэтов»).
Симфоническое творчество Д.Шостаковича.
Музыкальные произведения для слушания и викторины:
1.Мясковский Н.Я. Симфонии №№ 5 (D-dur), 21 (fis-moll), 27 (c-moll).
2. Шостакович Д.Д. Симфонии № 7 C-dur, № 11 «1905 года» (g-moll). Десять поэм для хора a cappella на слова революционных поэтов. Опера «Катерина Измайлова».
3. Хачатурян А.И. Концерт для скрипки с оркестром. Балет «Гаяне».
4. Прокофьев С.С. Симфония № 7, cis-moll. Опера «Война и мир». Балет «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Кантата «Александр Невский». Фортепианный цикл «Мимолетности» (№№ 1, 8, 10, 14, 19).
Литература
Арам Хачатурян. Статьи и воспоминания. М.: Сов. композитор, 1980.
Арам Хачатурян. Страницы жизни и творчества. Из бесед с Г.М. Шнеерсоном. М.: Сов. композитор, 1982.
Арановский М. Симфонические искания. М., 1979.
Арутюнов Д. А. Хачатурян и музыка Советского Востока. Язык, стиль, традиции. М, 1983.
Асафьев Б. Очерки об Армении / Ред.-сост. Г. Тигранов. М., 1958.
Бергер Л.Г. Одиннадцатая симфония Д.Д. Шостаковича «1905». М.: Сов. композитор, 1961.
Бобровский В. Камерные инструментальные ансамбли Д.Д. Шостаковича. Исследование. М.: Сов. композитор, 1961.
Бэлза И. Двадцать первая и двадцать седьмая симфонии Н.Я. Мясковского. М., Музыка, 1960.
Валькова В. Сюжет Голгофы в творчестве Шостаковича//Шостакович: между мгновением и вечностью. М.: 2000, с. 679-717.
Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. М., 1979.
Виноградов В.С. Справочник-путеводитель по симфониям Н.Я. Мясковского. М., Музгиз, 1954.
Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. М., 1990.
Грум-Гржимайло Т.Н. О Шостаковиче. М.: Знание, 1990.
Гулинская Э.К. Н.Я. Мясковский. М.: Музыка, 1981.
Данилевич Л. Д. Шостакович. Жизнь и творчество. М., 1980.
Данилевич Л.В. Д. Шостакович: жизнь и творчество. М.: Сов. композитор, 1980.
Данько Л.Г. Сергей Сергеевич Прокофьев. Л.: Музыка, 1983.
Данько Л.Г. Сергей Сергеевич Прокофьев. Л.: Музыка, 1983.
Дельсон В. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. М., 1973.
Дельсон В. Фортепианные концерты Прокофьева. М., 1961.
Демсов В.Ю. Фортепианное творчество Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1971.
Должанский В.Ю. 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича. Л.: Сов. композитор, 1968.
Должанский В.Ю. Камерно-инструментальные произведения Д. Шостаковича. М.: Музыка, 1965.
Долинская Е.Б. Стиль инструментальных сочинений Н.Я. Мясковского и современность. М., Музыка, 1985.
Долинская Е.Б. Фортепианное творчество Н.Я. Мясковского. М.: Сов. композитор, 1980.
Иконников А.А. Художник наших дней Н.Я. Мясковский. М.: Сов. композитор, 1982.
История современной отечественной музыки: В 3 вып. М., Музыка, 1995–2001.
Карклиньш Л.А. Гармония Н.Я. Мясковского. М.: Музыка, 1971.
Косачева Р. О роли песенного начала в драматургии современной советской оперы //Советский музыкальный театр. Проблемы жанров. М., 1982.
Кудряшов Ю.В. Н.Я. Мясковский. Л.: Музыка, 1987.
Лебединский Л. Седьмая и одиннадцатая симфонии Д. Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1960.
Ливанова Т. Мясковский. Творческий путь. М., 1953.
Лукоянова Н. Д.Д. Шостакович. 1906 – 1975. М.: Музыка, 1950.
Мазель Л. Симфонии Д.Д. Шостаковича. Путеводитель. М.: Сов. композитор, 1960.
Мартынов И. Рожденная бурей //Сов. музыка, вып. 1. М, 1943. С. 41–47.
Мартынов И.И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1974.
Мартынов И.И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1974.
Мейер К. Шостакович: жизнь, творчество, время /Пер. Е. Гуляевой. СПб.: DSCH: Композитор, 1998.
Мирзоян Э. Его музыка захватывает // Сов. музыка. 1973. № 6. С. 21.
Мнацаканова Е. Опера Сергея Сергеевича Прокофьева «Война и мир». Пояснение. М.: Сов. композитор, 1959.
Мнацаканова Е. Опера Сергея Сергеевича Прокофьева «Война и мир». Пояснение. М.: Сов. композитор, 1959.
Музыка XX века: Очерки в 2-х частях, 5 книгах. М., 1083 – 1987.
Мясковский. Собрание материалов: В 2 т. М., 1964.
Нейгауз Г. Новый фортепианный концерт //Сов. искусство. 1936.
Нестьев И.В. Жизнь Сергея Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1973.
Нестьев И.В. «Александр Невский» Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1968.
Оливкова В.Б. «Ромео и Джульетта» (Балет в 3-х актах). М.: Музыка, 1952.
Орджоникидзе Г.Ш. Фортепианные сонаты Прокофьева. М.: Музгиз, 1962.
Орлов Г. Русский советский симфонизм. М.-Л., 1966.
Отечественная музыкальная литература /Ред.-состав. Е.Е. Дурандина. Вып. 2. М., Музыка, 2002.
Поляков Л.В. «Война и мир Сергея Сергеевича Прокофьева. М.: Музыка, 1971.
Поляков Л.В. «Война и мир» Сергея Сергеевича Прокофьева. М.: Музыка, 1971.
Прокофьев С. Автобиография. М., 1973.
Рожина Н.И. Вокально-симфонические произведения С. Прокофьева. М.-Л.: Музыка, 1964.
Рожина Н.И. Кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский». М.: Сов. композитор, 1958.
Рожина Н.И. Романсы и песни С.С. Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1971.
Русская музыка и XX век. М., 1997.
Русская музыка и ХХ век: русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ века /Ред. М.Арановский. М., 1997
С.С. Прокофьев. Автобиография /Текст и комментарии М.Г. Козловского. М.: Сов. композитор, 1982.
Сабинина М. «Семен Котко» и проблема оперной драматургии Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1963.
Сабинина М.Д. Шостакович – симфонист: драматургия, эстетика, стиль. Исследование. М.: Музыка, 1976.
Савкина Н.П. С.С. Прокофьев. М.: Музыка, 1981.
Савкина Н.П. С.С. Прокофьев. М.: Музыка, 1981.
Семеновская Н.А. Балет С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке». М.: Сов. композитор, 1961.
Слонимский С.М. Симфонии Прокофьева. М.-Л.: Музыка, 1964.
Советская музыкальная литература /Под ред. М. Риттера. Вып. 4. М., Музыка, 1977.
Современная музыкальная литература. Вып. 1. М.: Музыка, 2005.
Сорокер Я.Л. Скрипичное творчество Прокофьева. М.: Музыка, 1965.
Страженкова И. «Гаяне» – балет А. Хачатуряна. М.: Сов. композитор, 1959.
Тараканов М. Музыкальная культура РСФСР. М., 1987.
Тараканов М.Е. Стиль симфоний Прокофьева. Исследование. М.: Музыка, 1968.
Ханбекян А. «Крупный пласт» А. Хачатуряна и его истоки//Проблемы музыкальной науки. М., 1472. Вып. 1.
Хараджанян Р. Фортепианное творчество Арама Хачатуряна. Ереван, 1973.
Хачатурян А. Как я понимаю народность в музыке //Сов. музыка. 1952. № 5.
Хентова С.М. Удивительный Шостакович. СПб.: Вариант, 1993.
Хентова С.М. Шостакович: жизнь и творчество: В 2-х т. Т. 1. Л.: Сов. композитор, 1985.
Хентова С.М. Шостакович: жизнь и творчество: В 2-х т. Т. 2. Л.: Сов. композитор, 1986.
Холопов Ю.Н. Современные черты гармонии Прокофьева. М.: Музыка, 1967.
Хубов Г. Симфония с колоколом (2 симфония А. Хачатуряна) //Сов. композитор. Вып. 5. М., 1946. С. 29 –54.
Черты стиля С. Прокофьева. Сб. теоретических статей /Сост., ред., автор предисловия Л. Бергер. М.: Сов. композитор, 1962.
Шахназарова Н. Арам Хачатурян. М. Сов. композитор. 1970 № 11. С. 11.
Шостакович: между миром и вечностью. Документальные материалы. СПб.: Композитор, 2000.
Юзефович В.А. Арам Хачатурян. М.: Советский композитор, 1990. Ярустовский Б. Личный вкус плюс гражданская позиция //Сов. музыка. 1970. № 10. С. 15.
- Планы практических занятий по дисциплине «история музыки (зарубежной и отечественной)»
- Введение
- Содержание практических занятий
- Раздел 1. История зарубежной музыки Семинар № 1: Музыкальное искусство Древности
- Семинар № 2: Музыкальное искусство Средневековья
- Семинар № 3: Музыкальное искусство западноевропейских стран в XIV – XVI вв.
- Семинар № 4: Оперная музыка западноевропейских стран в XVII – начале XVIII вв.
- Семинар № 5: Инструментальная музыка западноевропейских стран в XVII – начале XVIII вв.
- Семинар № 6: Творчество и.С. Баха
- Семинар № 7: Творчество г.Ф. Генделя
- Семинар № 8: Оперная и инструментальная музыка второй половины XVIII в.
- Семинар № 9: Творчество й. Гайдна
- Семинар № 10: Многогранность и черты стиля в. Моцарта
- Семинар № 11: Французская революция и творчество л.Ван Бетховена
- Семинар № 12: Романтизм в музыке Германии и Австрии.
- Семинар № 13: Романтизм в музыке Италии и Франции
- Семинар № 14 Тема: Выдающиеся представители музыкальной культуры Польши, Венгрии, Чехии и Норвегии XIX века
- Семинар № 15 Тема: Достижения западноевропейской музыкальной культуры второй половины XIX века
- Семинар № 16: Зарубежная музыкальная культура на рубеже XIX – XX в.В.
- Семинар № 17: Основные тенденции в музыке XX в.
- Раздел 2. История отечественной музыки Семинар № 1: Русская музыка в эпоху Древней Руси и Русском государстве до XVII века
- Семинар № 2: Русская музыка XVIII в
- Семинар № 3:Музыкальное искусство России первой половины XIX века
- Семинар № 4: Музыкальное искусство второй половины XIX века
- Семинар № 5: Музыкальное искусство второй половины XIX века
- Семинар № 6: Русская музыкальная культура на рубеже XIX–XX в.В.
- Семинар № 7:Русская музыкальная культура на рубеже XIX–XX в.В.
- Семинар № 8: Творчество композиторов отечественной школы первой половины XX века
- 3. Методические указания для подготовки ответов на семинарах1
- 3.1. Требования к ответам на семинарских занятиях
- 3.2. Примерный план ответа по вопросу «Творческий облик композитора»
- 3.3. Примерный план ответа по вопросу «Черты стиля композитора»
- Характеристика творчества (видов, или сфер творчества)
- Примерный план ответа по вопросу «Характеристика оперы»
- Примерный план ответа по вопросу «Характеристика симфонии (сонатно-симфонического цикла)»
- Планы практических занятий по дисциплине