§ 12. Французский музыкальный импрессионизм. Проблемы стиля
Общая характеристика музыкальной жизни Франции конца XIX века. Творческие направления, связанные с музыкальными классическими традициями и романтическими достижениями. Возникновение и развитие импрессионизма во французской музыке под воздействием импрессионистской живописи, символистской поэзии и традиций французской музыки XVIII века; использование достижений Ф. Шопена, Ф. Листа, композиторов «Могучей кучки». Стремление к возрождению национальных традиций французского искусства. Новаторство в области тематики, средств звуковой выразительности. Обогащение гармонии, инструментовки. Красочное воспроизведение пейзажей, тонкость в передаче различных нюансов и настроений.
Клод Дебюсси (1862-1918) – выдающийся композитор, пианист. Творческий путь. Особенности искусства К. Дебюсси: благородная поэтичность музыкального воплощения тем и образов, обращение к фольклору, опора на классические традиции французской художественной культуры. Симфонические произведения – достижения в области оркестрового письма («Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны»). Программность в творчестве К. Дебюсси, ее картинно-образный и лирический характер. Фортепианные произведения – новый этап в развитии фортепианной музыки. Особенность фортепианной фактуры, новые принципы виртуозности, способствующие тонкой звуковой выразительности. 24 прелюдии. Многообразие тематизма, гармоническое своеобразие, программные тенденции. Цикл «Детский уголок». Импрессионистическая красочность, особенности музыкального языка.
Морис Равель (1875-1937). Творческий путь. Освоение эстетических идей импрессионизма. Музыкально-сценические произведения. Балет «Дафнис и Хлоя» – воплощение импрессионизма в жанре балета. Особенности музыкальной драматургии. Симфонические произведения. Фольклорные тенденции – «Испанская рапсодия», «Болеро». Мастерское сочетание яркой импрессионистической красочности с классической стройностью и четкостью музыкальной формы. Сочинения для фортепиано. Многообразная сфера образов. Сюита «Гробница Куперена».
- Л.Н. Высоцкая в.В. Амосова
- История
- Музыкального искусства
- (Учебное пособие)
- Предисловие
- Глава I история зарубежного музыкального искусства
- § 1. Музыкальная культура и искусство Древнего мира и
- Средневековья
- § 2. Музыкальная культура и искусство эпохи Возрождения и эпохи барокко
- § 3. Музыкальная культура и искусство эпохи Просвещения
- § 4. Художественные принципы венской классической школы
- § 5. Романтизм как художественно-стилистическое направление в искусстве XIX века. Проблемы романтического стиля
- § 6. Французская и итальянская музыкальная культура первой половины XIX века
- § 7. Польская и венгерская музыкальная культура XIX века
- § 8. Австро-немецкая музыкальная культура второй половины XIX века
- § 9. Французская музыкальная культура второй половины XIX века
- § 10. Итальянская музыкальная культура XIX века. Итальянский оперный веризм
- § 11. Музыкальная культура Чехии, Норвегии и Финляндии второй половины XIX века
- § 12. Французский музыкальный импрессионизм. Проблемы стиля
- § 13. Австро-немецкий симфонизм на рубеже XIX-XX веков. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
- § 14. Музыкальная культура Испании, Венгрии, Чехии и Словакии конца XIX – первой половины XX века
- § 15. Американская музыкальная культура конца XIX – первой половины XX века
- § 16. Музыкальная культура и искусство Англии, Франции, Италии и Польши конца XIX – начала XX века
- § 17. Музыкальная культура ближнего Зарубежья
- Глава II история русского музыкального искусства
- § 1. Музыкальная культура и искусство Древней Руси
- § 2. Музыка XVII-XVIII веков
- § 3. Музыкальная культура России первой половины XIX века
- § 4. Русская классическая музыкальная школа: становление и развитие
- § 5. Музыкальная жизнь России 1850-1870-х годов
- § 6. «Могучая кучка»
- § 7. Музыкальная культура России второй половины XIX века
- § 8. Музыкальная жизнь России 1880-1890-х годов
- § 9. Музыкальная культура России конца XIX – начала XX веков
- § 10. Русское музыкальное искусство первой половины XX века
- § 11. Русское музыкальное искусство второй половины XX века
- Глава III
- 1.2. История русского музыкального искусства
- § 2. Темы рефератов
- 2.1. История зарубежного музыкального искусства
- 2.2. История русского музыкального искусства
- § 3. Музыкальные произведения для изучения по истории зарубежного музыкального искусства
- § 4. Музыкальные произведения для зучения по истории русского музыкального искусства
- § 5. Примерные планы анализа стилей и жанров (Для самостоятельной работы студентов, подготовки к семинарам и контрольным работам)