logo search
История музыки народов мира

Оперное творчество Даргомыжского. «Русалка»

Дуэт №17 – декламационная развернутая сцена, где совмещается речитативный диалог и дуэт. Эта финальная ключевая сцена построена по принципу диалог-дуэт. Средства использованные для передачи речи безумного человека: Большое количество диссонансов, тритоны, малые и большие септимы.

Для Даргомыжского важна мобильность героя. У Глинки – главное стабильность героев. Даргомыжский передает тонкость психологии человека.

Оперный стиль:

  1. Опера – одна из основных областей творчества, в которых слово помогает раскрыть психологический портрет человека.

  2. Сюжеты: «Каменный гость» - испанский сюжет, античные и фантастические, бытовые сюжеты (русские и других стран). Общее для сюжетики – личная драма

  3. Жанры: лирико-драматические, на первом плане – душевная драма героя

  4. Драматургия либретто: быстрый темп действия, потому что такое развитие характерно для лирико-драматической драматургии. На первом плане – эпизоды, сцены отдельных персонажей, массовые сцены – фон (у Глинки – наоборот)

  5. Соотношение действия и музыки: у Глинки главное – музыка, у Даргомыжского музыка подчинена слову и действию

  6. Соотношение вокальной партии и партии оркестра: оркестр – сопровождение, второстепенное значение, ведущее значение у вокальных партий как и у Глинки

  7. Характер вокальных партий: в оперном творчестве характер вокальных партий в равной мере кантиленное и декламационное начало. У Глинки – кантилена. Даргомыжский развивает речитатив как ни у кого ранее. Ему присущ кантиленно-декламационный стиль, особо ярко выражено в «Каменном госте»

  8. Композиция: номерная система, но сцена приобретает значение наравне с номером – смешанная композиция. От номерной композиции к смешанной – дуэт

  9. Традиции: сам создает традиции лирико-драматической оперы. Опирался на Мейербера, Россини «Вильгельм Телль», Западно-европейская драма – Вебер.