Семинар № 11: Французская революция и творчество л.Ван Бетховена
Вопросы:
Бетховен и его время: творческий облик Бетховена в контексте революционных идей эпохи.
Увертюра «Эгмонт».
Симфонизм Л.В. Бетховена. Анализ симфоний №№ 3, 5, 6, 9.
Симфонизация фортепианной музыки Л.В. Бетховена (на примере сонат №№ 8, 14, 17, 21, 23).
Темы докладов и презентаций:
Характеристика инструментального творчества Л.В. Бетховена.
Квартеты Бетховена.
Фортепианные концерты Бетховена.
Позднее творчество Бетховена.
Музыкальные произведения для слушания и викторины:
Бетховен Л.В. Симфонии №№ 3, 5, 6, 9.
Бетховен Л.В. Увертюры «Эгмонт», «Кориолан».
Бетховен Л.В. Фортепианные сонаты № 1 (f-moll), № 8 («Патетическая», c-moll), № 14 («Лунная, cis-moll), № 21 («Аврора», C-dur), № 23 («Аппассионата», f-moll).
Литература
Альшванг А.А. Л.В. Бетховен: Очерк жизни и творчества. М., 1977.
Альшванг А. Девятая симфония Бетховена. М., 1960.
Асафьев Б.В. О симфонизме //Б.В. Асафьев. О симфонической и камерной музыке. Л., 1981.
Берков В. Симфонии Бетховена. Путеводитель. М., 1970.
Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран /Под ред. Царевой Е. Вып 3. М.: Музыка, 2002.
Галацкая В. Увертюра «Эгмонт». Пояснение. М.-Л., 1952.
Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. XVII–I-я пол. XX в. Пособие для студентов муз. ф-ов пед. вузов. М.: Пассия, 1994.
Долгов П.Н. Смычковые квартеты Бетховена /Ред. и вст. статья Б. Доброхотова. М., 1980.
Друскин М.С. Фортепианный концерт Бетховена. Путеводитель. М., 1973.
Келлер К.-Х. «…прожить тысячу жизней!»: По страницам разговорных тетрадей Бетховена /Пер. с нем. А.К. Плахова. М., 1983.
Конен В.Д. История зарубежной музыки. Вып. 3. М: Музыка, 1976.
Кремлев Ю. Бетховен. М., 1961.
Кремлев Ю. Фортепианные сонаты Бетховена. М., 1970.
Ливанова Т.И. История западноевропейской музыки до 1789 г. Кн. 2. XVIII век. М.: Музыка, 1986.
Музыка французской революции. Бетховен. М., 1967.
Павчинский С.Э. Некоторые новаторские черты стиля Бетховена. М., 1967.
Протопопов В.В. Принципы музыкальной формы Бетховена. Сонатно-симфонический цикл ор. 1–81. М., 1970.
Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: В 8 вып. Вып. 5: Жизнь Бетховена. Великие творческие эпохи. От «Героической» до «Аппассионаты». М., 1990.
Роллан Р. Последние квартеты Бетховена. М., 1976.
Хентова С.М. Музыкальный стиль Бетховена. М., 1988.
Цахер И.О. Поздние квартеты Бетховена: Особенности драматургии. М., 1997.
Эррио Э. Жизнь Бетховена. М., 1970.
- Планы практических занятий по дисциплине «история музыки (зарубежной и отечественной)»
- Введение
- Содержание практических занятий
- Раздел 1. История зарубежной музыки Семинар № 1: Музыкальное искусство Древности
- Семинар № 2: Музыкальное искусство Средневековья
- Семинар № 3: Музыкальное искусство западноевропейских стран в XIV – XVI вв.
- Семинар № 4: Оперная музыка западноевропейских стран в XVII – начале XVIII вв.
- Семинар № 5: Инструментальная музыка западноевропейских стран в XVII – начале XVIII вв.
- Семинар № 6: Творчество и.С. Баха
- Семинар № 7: Творчество г.Ф. Генделя
- Семинар № 8: Оперная и инструментальная музыка второй половины XVIII в.
- Семинар № 9: Творчество й. Гайдна
- Семинар № 10: Многогранность и черты стиля в. Моцарта
- Семинар № 11: Французская революция и творчество л.Ван Бетховена
- Семинар № 12: Романтизм в музыке Германии и Австрии.
- Семинар № 13: Романтизм в музыке Италии и Франции
- Семинар № 14 Тема: Выдающиеся представители музыкальной культуры Польши, Венгрии, Чехии и Норвегии XIX века
- Семинар № 15 Тема: Достижения западноевропейской музыкальной культуры второй половины XIX века
- Семинар № 16: Зарубежная музыкальная культура на рубеже XIX – XX в.В.
- Семинар № 17: Основные тенденции в музыке XX в.
- Раздел 2. История отечественной музыки Семинар № 1: Русская музыка в эпоху Древней Руси и Русском государстве до XVII века
- Семинар № 2: Русская музыка XVIII в
- Семинар № 3:Музыкальное искусство России первой половины XIX века
- Семинар № 4: Музыкальное искусство второй половины XIX века
- Семинар № 5: Музыкальное искусство второй половины XIX века
- Семинар № 6: Русская музыкальная культура на рубеже XIX–XX в.В.
- Семинар № 7:Русская музыкальная культура на рубеже XIX–XX в.В.
- Семинар № 8: Творчество композиторов отечественной школы первой половины XX века
- 3. Методические указания для подготовки ответов на семинарах1
- 3.1. Требования к ответам на семинарских занятиях
- 3.2. Примерный план ответа по вопросу «Творческий облик композитора»
- 3.3. Примерный план ответа по вопросу «Черты стиля композитора»
- Характеристика творчества (видов, или сфер творчества)
- Примерный план ответа по вопросу «Характеристика оперы»
- Примерный план ответа по вопросу «Характеристика симфонии (сонатно-симфонического цикла)»
- Планы практических занятий по дисциплине