logo search
muz_istoria

Опера и оратория в Италии.

Ведущая роль в развитии музыкального искусства. 

Во Флоренции в творческом содружестве "Флорентийская камерата" появляются первые оперы.  По идеи создателей опера должна была воплощает новый стиль, резко отличающийся от того , что было раньше - монодие с сопровождением. Истоки оперы ее создатели видели в античной трагедии и. Идеях в эпоху возрождения (гуманизм). 

На создание оперы вдохновило также литургическая драма и пышные музыкальные интермедии, которые ставились в антрактах драматический приводных спектаклях. 

На первых порах опера фавула ин мьюзик или драмма  пер мюзика. Главная роль не музыканта а поэта. Создателя текста ребрето. До реформы Глюка это было традицией. 

Опера соединяла в себе театр драму и музыку. 

Оперы писались на античные сюжеты. Однако, вопреки мифам заканчивались счастливой развязкой. Среди самых популярных были Орфей, Дафна. 

20-30 годы 17 века опера развивалась в каждой из областей Рима по своему. 

Римская опера - Клаудио Монтеверди.  Главное зрелищность, действие. Использовал балет. 

Является нового стиля в музыке - кончитато( возбужденный, экспрессивный)

Написал множество мадригалов, в которых использовал стиль кончитато. 

Опера в Венеции развивается как придворная опера - Ковалли, Чести. Появилось слово либретто -книжечка. зрителям выдавали маленькие книжечки. Тут же появилось название опера - труд. 

Неаполитанская опера - Алесандро Скарлатти. 

Неаполитанская оперная школа прославилась благодаря первой консерватории. Раньше под консерваторией понимался приют для сирот и подкидышей, в котором дети занимались разными ремеслами. Позднее музыкальные занятия в этих закрытых учебных заведения вышли на первый план, И превратились в закрытые музыкальные школы -консерватории. среди певцов преобладали кастраты. Все кто хотел петь в опере должны были обладать высокими женскими голосами. 

Скарлатти типизировал в опере речитативы и арии 

Ввел в оперу оркестровые фрагменты. 

Позднее в Италии появляются первые кантаты и оратории Карисими. 

Оратория - Чтение библейского текста в диалогическом исполнении на Латинском языке. ( грубо говоря это Опера без либретто и без костюмов )

Контата - полусветский полуцерковный жанр. Сольная либо для хора. 

К концу 17 века Контата становится только светским жанром и часто звучит в программах концертов. 

 

Опера во Франции

Стиль французской оперы сложился в. Период абсолютийской монархии Людовика XVI

Париж был центром культуры а Люлли  любимым артистом короля. Монополизировал оперу как вид театрального представления. 

Во французском драматического театре сложились каноны постановке трагедий. 

Корнель и Расин - два классика фр. Трагедии.  

Исполнение:

опера впитала эти особенности. 

Люлли вводит балет в оперу. Для помпезности и грандиозности. Люлли все контролировал и участвовал во всем. 

Сюжеты те же - древнегреческий мифы со счастливой развязкой, однако, с превращения ми как в сказке. 

А оперой во Франции стали называть лирическую трагедию. 

После смерти Люлли этот жанр прекратил существование. А попытки восседать от Ж. ф. Ромо были неудачными. Его творчество получило название опера-балет. 

Опера в Англии

Генри Персалл. 

Исторически обстоятельства в Англии, период реставрации Стюартов не способствовали активного развитию музыки в 17 веке. Все что создано раннее уничтожено указами пуританского правительства. 

Поэтому генри Персалл становится  английской музыки с нуля. 

" Дидон и Эней" его единственная опера во многом напоминает итальянскую оперу. Создано по заказу женского закрытого пансиона, поэтому количество мужских партий минимально. 

При жизни композитора опера не исполнялась. 

Создал много сочинений в разных жанрах , которые получили популярность в 19 веке. 

В Германии проходит по знаком духовных жанров

Большей популярностью ораторий, пассион, духовные песни. 

Шуц - классик оратории. На его творчество опирался Бах. 

У Шуца преобразовывается вид страстей:

Если раньше они были хоровые ( в виде матетов) то у Шуца появляютс идеологические и сольные эпизоды. Каждый из действующих лиц получает партию. 

Шуц значительно обобщает достижения своих предшественников своих духовных жанров - мессы, оратории, а так же пишет светские сочинения. (оперы, инструментальную музыку, мадригалы)

По широте охвата всех жанров равного Шуцу в истории музыки не было. Владеет техникой полифонического письма и новыми приемами зарождающегося гомофонии ого стиля. Самая известная опера "Дафна".