Эпоха классицизма и просвещения
18 век вошел в историю европейской культуры. Целая плеяда мыслителей посвятила работы о природе бытия, человека его прав и обязанностей. Ученые философы издавали энциклопедии, а так же многочисленные труды по эстетике, философии и другим точным наукам. Общий вывод - главенствует человеческий разум - интеллект. О возможностях развития интеллекта. Вальтер, Дидро, Руссо, Даламбер и другие. Культ разума определяет светлый характеры культуры классицизма. Оптимистичный склад жизни. Особенно сильное влияние просветительство оказало на развитие французской культуры. А так же в Герм. и в Англии.
Во Франции искусство 18 века представлено двумя направлениями - классицизм и рококо. Классицизм начинается чуть ранее в 80х годах 17 века и складывается на примере живописи Ларрена, Пуссена, архитектуры Версальского ансамбля, оперного творчества Люлли, драматургов Корнеля и Расина. Именно на примере их творчества используется термин классикус(образцовый). Принципы драматургии, которые закрадываются во французском театре перекладываются на другие виды искусства (на музыку)
В произведениях Корнеля и Расина поднимаются основы человеческих нравов, ценности человеческой жизни, а позднее у Мольера высмеивают со человеческие недостатки. Во Франции на смену классицизма приходит эпохой рококо. Связано со словом рокаль - ракушка. Коренным образом отличается от классицизма , оно связано со стихией чувства, а не интеллектом, красоты, изящества, неги, праздности. И означает тяготение к изысканной миниатюре. В музыке искусство рококо проявилось в музыке клавесинистов Ромо, Купюрен.
Самым популярным из французских просветителей был жан-жак Руссо. Стал автором мерой французской комической оперы "деревенский колдун".
Он же впервые затронул проблему культа природы. Является основоположником проблемы пантеиз. Ведет к романтикам.
Он же в своем романе "новая Эллоиза" (дневник) впервые затрагивает внутренние мотивы и порывы души человеческой. Ставит проблему сентиментализма. У Руссо очень много предпосылок к романтизму.
В Германии классицизм живет долго, но к 70-80 годам исчерпывает себя, вступает в период кризиса и вы теснятся направлением штурм унд дранк
Лессенк, Гедер, Шиллер, Гёте, Геймен В области немецкого театра Шредер ( осуществляет реформу немецкого драматического театра)
На смену правилам , морали и долга, нравственности и ответственности приходят чувства, мятежность, бунтарство
Бетховен(первый) , Гайден и Моцарт.
В Италии реформу театра 70 годы осуществили Карло Гольдоне и Гоцце.
Высмеивают пороки бездушной власти и выводят простые характеры , мир масок и простых чувств.
наиболее последовательно принципы классицизма воплотились в жанре сонат и симфоний.
Первое место занимает жанр опера. Все остальные заметно развиваются. Опера проходит путь от зарождения комических жанров, до обновления жанра у Моцарта.
В инструментальной музыке от простых пьесок и зарисовок к созданию симфонии и квартета как обобщающих картин жизни противоречиях и конфликтов.
Итогом становится сонатно-симфонический цикл. Однако никаких реформ и деклараций не было.
Композиторы на практике отрабатывали приемы стиля и формы.
В 18 веке изменился уклад жизни.
Концерты и аристократические салоны значительно расширяют круг тех кто интересуется музыкой. Организуются целые серии концертов. Центрами музыкальной жизни становятся Вена и Париж. Расширяются придворные капеллы отрабатываются симфонические принципы.
Много состязаний между исполнителями. Гастроли. Формируется новый исполнитель кий стиль и новая аудитория.
В 18 веке складывается классический оркестр. На первое место выходят струнные-смычковый, которые имеют две партии в оркестре. в струнной. Группе господствует квартетный принцип разделения голосов. Первые скрипки , второй скрипка , третий - альты четвертый - виолончель и контробас в унисон. Деревянные духовые в дополнение к струнным им поручали средние голоса в общей фактуре (флейты, габои, фаготы).
Кларнеты только у Моцарта позднего.
Медные инструменты использовались менее самостоятельно. Их употребляют в качестве общей массы в краску. Из медных духовых только трубы и валторны.
Только у Бетховена появляется туба и тромбон. Из ударных популярностью пользовались только литавры.
В середине 18 века сложили малый симфонический оркестр. Со своим репертуаром. И любой уважающий себя аристократ обязан был иметь такой оркестр.
Ко второй трети 18 века максимального совершенства достигает клавесин, а позднее его вытесняет молоточком фортепиано. Все сонаты Бетховена созданы для фортепиано.
Центральным жанром всей Европы становятся Соната-симфония.
Сонатная форма пользовалась в качестве первых частей сонат, струнных квартетов, симфоний. Она сложилась из жанров эпохи 17 века.
Трио соната , сольная соната, сюита , увертюра.
от этих жанров соната заимствовала многочастность, тональное соотношение, принцип повтора (реприза).
Клавирная соната впервые появилась в творчестве Доминика Скарлати. Впоследствии ее развивали Гайд Моцарт Бетховин.
Симфония впервые появилась в Италии - так появилась увертюра. Они были трех частными , быстро-медленно-быстро.
Французская увертюра двухчастная и имели медленное торжественное вступление. Далее быстрая гомофонная часть, а потом медленная полифоническая.
Все вместе черты французской и итальянской увертюр и симфоний соединилось в классической симфонии ее разрабатывали в мангейской школе в 40-50 годы 18 века.
В результате различных опытов сложился четырехчастный симфонический цикл с третьей частью - менуэтом.
Первая часть - быстрая, аллегро. Сонатное аллегро. Действенно активная , отражение жизни ее конфликтов и динамики - главная тема в основной тональности. Связующая часть которая готовит тональность к доминанте. В этой тональности появляется лирическая тема более спокойная, эта же доминантная тональность закрепляется в заключительной части после побочной. Завершается экспозиция - это первая часть сонатной формы.
Далее разработка - развиваются темы главная и побочная , сталкиваются. В процессе борьбы побеждает главная тема. - утверждение главной
Реприза - В реприза повторяется экспозиция. Отличие в том, что темы идут в главной тональности. После реприза возможно кода (завершение).
Вторая часть - медленная часть - контракт образный. Картины природы, размышлений человека, монологиеские размышления и рассуждения. Принцип развития вариационный.
Третья часть - менуэт танец. Жанровое начало. Скерцо (шутка).
Четверая часть - финал. Коллективная, жанровая хоровое начало. Много арок с первой частью. Жанровые темы танцевальные , мало индивидуальных тем, больше обобщений. Форма рондо или сонатная.
Симфония Гайдн . австрийский культура. Самоучка. Сложная жизнь. Работал во всех существующих жанрах. больше совершенство вал симфонию. Именно он передал лимфоцит классический тип.
- Музыкальная культура античности.
- Эпоха средневековья с шестого века
- Музыкальная теори эпохи средневековья.
- Эпоха возрождения
- Инструментальная музыка.
- Культура 17 века
- Опера и оратория в Италии.
- Инструментальная музыка
- Танцы исполнялись в строгом порядке
- Инструментальный ансамбль
- Творчество Баха и Генделя
- Жанр формы фуги.
- 1 Итальянская ария
- Эпоха классицизма и просвещения
- 104 Симфонии среди которых "цикл лондонских симфоний" "парижских симфоний" минорные симфонии "прощальная " и "траурная".
- Людвиг Ван Бетховин.
- Музыкальные средства
- Немецкая опера
- 6 По Ницше в этом усматривается программность малеровских симфоний.
- Европейское искусство на рубеже 19-20 веков
- Симфоническая музыка
- Камерные инструментальные жанры
- Песенно-романсное творчество
- История русской музыки
- Инструменты
- 19 Век связан с романтизмом