logo search
0870860_586AB_shostak_g_v_massovye_muzykalnye_z

§ 2. Принципы и методы изучения массовых музыкальных жанров в рамках предметов эстетического цикла.

Остановимся на важнейших дидактических принципах и методах, которые необходимо использовать в учебном процессе.

Для любого учебного предмета проблема выбора приемов, форм и методов обучения определяется его содержанием, а также возрастными особенностями учащихся.

Необходимым условием, обеспечивающим эффективность занятий, является опора на принцип активной вовлеченности учащихся в учебный процесс. Как отмечает И.А. Химик, «принятие учеником целей и задач обучения как лично для него значимых — наиболее важное условие, определяющее внутреннюю активность личности в процессе обучения»1. Известно, что обладание новинками в области молодежной популярной музыки, ориентация в различных ее жанрах, стилях и направлениях повышают статус подростка в среде сверстников. Иными словами, знания в области популярной музыки включаются в систему ценностных ориентаций учащегося.

Таким образом, подростку предоставляется возможность продемонстрировать собственную систему ценностей, а это является непременным условием приобщения к искусству.

В организации учебного процесса важно учитывать, что учащиеся имеют разную предрасположенность к различным видам массовой музыки: одни отдают предпочтение ее танцевальным разновидностям — «диско», рэпу и рейву, другим нравится рок-музыка, третьим — авторская песня. Эффективности учебного процесса здесь может способствовать опора на принцип индивидуализации. Конечно, приспосабливать учебные действия только к индивидуальным вкусам учащихся не представляется возможным. Однако существует выход — предоставление каждому учащемуся права выбора видов, форм и способов деятельности, наиболее соответствующих их индивидуальности. Одним из таких способов может быть написание учеником реферата по той или иной интересующей его теме с последующим заслушиванием на семинарском занятии.

Отсюда вытекает еще один важнейший принцип — принцип свободы выбора: учащимся предоставляется право выбирать не только виды, формы и способы деятельности, но и партнеров по выполнению заданий на основе симпатии, личных и деловых качеств. Это будет способствовать созданию благоприятных условий для доверительного диалога, а, следовательно — положительного эмоционального фона для усвоения информации.

Учет возрастных особенностей учащихся обусловливает необходимость построения учебного материала по принципу доступности: не следует перегружать лекции обилием сложных терминов. Материал должен быть посильным для усвоения.

Включение учащихся в активную деятельность может осуществляться на основе ряда методов обучения:

Метод сравнения и сопоставления.

Данный метод играет универсальную роль в изложении курса «Мировая художественная культура». Вне сравнения и сопоставления невозможен процесс не только познания, но и любой человеческой деятельности, так как лишь благодаря сравнению и сопоставлению можно выявить общие и отличительные черты предметов.

Поскольку сравнивать можно все, что угодно, представляется необходимым внести уточняющий признак. Таким признаком может являться общность тем, исторического периода, национального своеобразия, художественного направления, индивидуального творческого почерка художника (писателя, композитора) и т.п. Формы осуществления метода сравнения и сопоставления различны — письменная работа, брейн-ринг, деловые игры, диспуты, дискуссии.

Реализация данного метода может происходить посредством различныхприемов:

1. Сопоставительный анализ произведений академической и массовой музыки на уровне жизненного опыта, интеллектуальных способностей и эмоциональной реакции подростков. Учитель в качестве оптимального варианта может выбрать животрепещущую тему, доступную пониманию подростков — например, отражение темы любви в произведениях классической и поп-музыки. В качестве примеров могут быть рекомендованы романс М. Глинки на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и песня И. Митько «Лена». При этом педагог обращает внимание учащихся на приоритетное значение лирической мелодии и стихов в первом произведении и примитивность мелодиии, фоновый характер аранжировки, танцевальный ритм, отражение в тексте стандартного набора ценностей современного молодого человека — во втором. Возвышенному чувству любви, выраженному в глинкинском романсе, противопоставляется культ внешности и ориентация на материальные блага, характерный для героя песни И. Митько. Для наглядности приведем фрагменты двух текстов:

1. Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

2. Я хочу, чтоб ты сверкала,

Как то самое колье,

Что купил тебе я за у.е.

2. Сравнение индивидуальных прочтений отечественной и зарубежной поэзии в различных жанрах — песни, вокально-симфонической поэмы и рок-музыки. В качестве примера можно привести творчество классика белорусской поэзии Я. Купалы, к которому обращались и обращаются композиторы, работающие в разных жанрах. В числе произведений на его стихи можно порекомендовать гинм Л. Роговского «А хто там ідзе?», песни С. Полонского «На нашым полі» и Е. Тикоцкого «Хлопчык і лётчык», фрагменты кантаты И. Лученка «Курган» в исполнении солистов, хора и симфонического оркестра, его же поэмы «Гусляр» в аранжировке В. Мулявина (которая является переработкой вокально-симфонического произведения для рок-состава) в исполнении ВИА «Песняры» и оперы-притчи В. Мулявина «Песня пра долю» (по драматической поэме Я. Купалы «Адвечная песня» и ранней лирике поэта) в исполнении ВИА «Песняры»

3. Сопоставление образцов классической, народной и современной академической музыки в оригинальном исполнении и «ритмизированных» обработках (например, фрагмент из «Реквиема» В. А. Моцарта — «Dies irae» — в исполнении хора и симфонического оркестра и в интерпретации рок-группы «Магнит»).

4. Сопоставление с точки зрения эмоционального воздействия произведений одного композитора, работающего в разных жанрах (например, песня Е. Глебова на стихи Б. Окуджавы «Белый парус» в исполнении ВИА «Верасы» и фрагмент из его балета «Альпийская баллада» в исполнении симфонического оркестра).

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному материалу.

Содержание школьной программы построено на основе взаимосвязанных тем, и каждый урок является органичной частью учебной четверти, полугодия, года, даже всей программы. Поэтому он может использоваться на лекционных и семинарских занятиях во время анализа художественных произведений, реализуясь в таких формах, как беседа, устный опрос, подготовка письменного сообщения.

Так, в ходе изучения русской романсовой лирики, учитывая, что стилем жизни старшеклассников является современная молодежная музыкальная культура, целесообразно обратиться к рок-опере А. Рыбникова «"Юнона" и "Авось"» (по поэме А. Вознесенского «Авось»). В данном случае музыка Рыбникова выполняет две роли — становится связью эпох и моментом удивления. В произведении рассказывается о событиях в России начала XIX века. В то время в культурной жизни общества романс был одним из наиболее популярных и массовых жанров. Современными ритмами, новыми средствами музыкальной выразительности с использованием электроинструментов композитор стремился отразить события двухсотлетней давности.

Возвращение к изучению рок-оперы «"Юнона" и "Авось"» происходит на занятиях по курсу «Массовые музыкальные жанры XX века».

Метод структурно-функционального (художественно-педагогического) анализа.

Данный метод предполагает знания об эпохе, ее социальных, эстетических, художественных особенностях, о чертах того или иного стиля, об авторе, и т.п., а также оценку значения и функции данного произведения в обществе. Он реализуется, главным образом, в форме беседы и позволяет рассматривать процесс развития всех разновидностей массовой музыкальной культуры во взаимосвязи с другими видами искусств и с социальными процессами, происходящими в обществе1. Особенно остро на происходящие в обществе события реагируют барды и рок-музыканты.

Однако в ходе реализации данного метода недопустимы информационные перегрузки: переизбыток информации может повлечь за собой рассеивание внимания учащихся на второстепенных элементах.

Метод погружения в художественный контекст произведения.

Данный метод предполагает подробное рассмотрение программы музыкального произведения, учет связей с другими видами искусства (сопоставление литературного первоисточника или либретто, сравнение музыки первоначального образца и ее интерпретации, выявление сюжета фильма и музыки в его контексте и т.п.), знание культурной ситуации, способствовавшей созданию тех или иных произведений.

Так, например, сравнивается поэма Я. Купалы «Адвечная песня» и либретто оперы-притчи «Песня пра долю», написанное В. Яшкиным. Другой пример — Полонез М. Огиньского в исполнении симфонического оркестра и его обработка под названием «Развітаньне з радзімай» на стихи, написанные С. Соколовым-Воюшем в исполнении проекта «Я нарадзіўся тут».

Методы диспута и дискуссии.

Диспут и дискуссия могут выступать в качестве не только форм, но и методов. Их реализация предполагает:

— прослушивание на занятиях в аудиозаписи1 конкретных произведений в жанрах джаза, авторской песни, поп- и рок-музыки с последующим их анализом вначале по отдельным параметрам, а затем — с развернутой, аргументированной эстетико-оценочной характеристикой;

— организацию обсуждений на семинарских занятиях материалов о деятельности и творчестве эстрадных исполнителей и рок-групп, опубликованных в периодической печати;

— организацию обсуждения внепрограммного материала — развернутых музыковедческих и композиторских размышлений о путях, возможностях, перспективах, сложностях и проблемах развития поп- и рок-музыки с комментариями учителя;

— написание учащимися рефератов о популярной музыке по свободно избранным ими темам с последующим заслушиванием и коллективным обсуждением лучших из них.

В процессе подготовки лекционного материала учителю целесообразно пользоваться опорным конспектом, который представляет собой наглядную схему, отражающую основные понятия, раскрывающие содержание темы. Применение опорного конспекта способствует повышению эффективности работы, более четкой организации теоретического и фактического материала, его систематизации, помогает установить связь между понятиями, облегчает процесс усвоения знаний, а, следовательно, повышает интерес учащихся к курсу. Особенно важна работа с опорным конспектом в условиях отсутствия пособий и учебников. Сказанное в полной мере относится и к преподаванию курса «Массовые музыкальные жанры XX века».