2) Привлечение образцов массовой музыки в качестве иллюстративного материала.
На наш взгляд, данное направление использования современной массовой музыки в учебном процессе также является эффективным: массовая музыка выступает здесь в качестве фасилитативного, т.е. активизирующего процесс восприятия школьниками художественных произведений фактора.
Известно, что многие барды, рок-музыканты, композиторы, работающие в жанре эстрадной песни, часто обращались в своих произведениях к классическим литературным сюжетам, к поэтическому наследию прошлого.
Наглядный тому пример — песенный цикл Д. Тухманова «По волне моей памяти», содержащий ряд вокальных и инструментальных номеров, связанных общим замыслом — стремлением к открытому лирическому высказыванию. «Композитор обратился к выдающимся образцам мировой классической поэзии и создал своего рода лирическую сюиту, в которой голоса поэтов разных эпох и стран соединились со звучанием современной песни. — отмечал музыкальный критик А. Бузовкин. — Тщательно отобранные произведения получили у Тухманова свежее музыкальное воплощение»1.
Номера, входящие в цикл, могут быть использованы учителем для иллюстрации к разным темам программы «Мировая художественная культура».Так, например, песня «Сердце мое, сердце» (стихи И. В. Гёте) может быть продемонстрирована при изучении художественной культуры Германии XVIII века (VIII класс). Занятие, посвященное художественной культуры Польши первой половины XIX века (IX класс) можно проиллюстрировать песней «Посвящение в альбом» (стихи А. Мицкевича). В ходе изучения русской художественной культуры конца XIX — начала XX века (X класс) могут демонстрироваться фрагменты «Я мысленно вхожу в Ваш кабинет» (стихи М. Волошина) и «Смятение» (стихи А. Ахматовой).
К числу произведений, апеллирующих к классической литературе, могут быть также отнесены рок-опера Э. Артемьева «Раскольников» (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»), вокальный цикл А. Градского на стихи Саши Черного «Сатиры», зонг-опера А. Богословского «Алые паруса (по одноименному роману А. Грина) и мн. др.
- Массовые музыкальные жанры XX века в системе музыкально-эстетического воспитания
- Введение.
- Глава I. Изучение музыки массовых жанров XX века на факультативных занятиях по предметам эстетического цикла.
- § 1. Основные направления использования массовой музыки в учебном процессе.
- Изучение музыки массовых жанров XX века на факультативных занятиях.
- 2) Привлечение образцов массовой музыки в качестве иллюстративного материала.
- 3) Организация тематических занятий с использованием массовой музыки.
- § 2. Принципы и методы изучения массовых музыкальных жанров в рамках предметов эстетического цикла.
- Глава II. Спецкурс «массовая музыкальная культура XX века» в педагогических вузах.
- Глава III. Развитие массовой музыкальной культуры в беларуси. § 1. От песни — к поп-музыке.
- § 2. Джаз
- § 3. Авторская песня
- Джаз-поп-рок-лексикон.
- Приложение Программа «Массовые музыкальные жанры XX века».
- Тема I. Исторические предпосылки возникновения массовой музыкальной культуры (общий обзор).
- Тема II. Джаз — первая форма современной массовой музыки.
- Тема III. Зарождение рок-музыки в сша.
- Тема IV. Развитие рок-музыки в 60-е гг.
- Тема V. Музыка массовых жанров в 70-е гг. XX в.
- Тема VI. Развитие музыки массовых жанров в 80 — 90-е гг. (общий обзор).
- Тема VII. Советская массовая музыка в 30 — 60-е гг.
- Тема VIII. Советская массовая музыка в 60 — 70-е гг.
- Тема IX. Музыка массовых жанров в 80 — 90-е гг
- Тема X. Музыка массовых жанров на территории Беларуси
- Список рекомендуемой литературы