Глава I. Изучение музыки массовых жанров XX века на факультативных занятиях по предметам эстетического цикла.
Факультативный курс «Массовая музыкальная культура XX века» наряду с другими предметами эстетического цикла имеет целью формирование у учащихся высокого эстетического вкуса. Реализация данной цели предполагает решение ряда образовательных, воспитательных и развивающих задач.
К числу образовательных относятся:
— усвоение опорных знаний, основных понятий и терминов, элементарных представлений о разновидностях массовой музыкальной культуры, особенностях художественно-образного языка авторской песни, джаза, поп- и рок-музыки во взаимосвязи с другими видами искусств — поэзией, живописью, театром, кино;
— расширение художественно-эстетического опыта, овладение элементарными художественными навыками и умениями в практической деятельности;
— умение самостоятельно определять наиболее распространенные жанры, стили и направления массовой музыкальной культуры, отличать подлинно художественные образцы от низкопробных поделок, рассчитанных сугубо на внешний успех;
— обретение первоначального опыта создания художественного образа в процессе собственного художественного творчества.
В качестве воспитательных задач выступают:
— формирование у учащихся эстетического отношения к действительности и эмоционально-оценочного отношения к искусству;
— воспитание элементарных мировоззренческих представлений и ценностных ориентаций, понимания учащимися связей массового музыкального искусства с культурной средой, с жизнедеятельностью человека, с современной техникой, со средствами массовой коммуникации;
— формирование способности воспринимать, интерпретировать и оценивать образцы массовой музыкальной культуры, выражать личностное отношение к ним, аргументируя свои мысли и суждения;
— воспитание художественных оценок, вкусов, нравственно-эстетических идеалов, потребностей в художественно-творческой самореализации и духовно-эстетическом самоусовершенствовании в соответствии с возрастными возможностями.
В числе развивающих задач предмета:
— обогащение эмоционально-чувственной сферы, развитие художественных и общих способностей;
— стимулирование художественно-образного мышления, проявлений представления и интуиции;
— формирование универсальных качеств творческой личности.
- Массовые музыкальные жанры XX века в системе музыкально-эстетического воспитания
- Введение.
- Глава I. Изучение музыки массовых жанров XX века на факультативных занятиях по предметам эстетического цикла.
- § 1. Основные направления использования массовой музыки в учебном процессе.
- Изучение музыки массовых жанров XX века на факультативных занятиях.
- 2) Привлечение образцов массовой музыки в качестве иллюстративного материала.
- 3) Организация тематических занятий с использованием массовой музыки.
- § 2. Принципы и методы изучения массовых музыкальных жанров в рамках предметов эстетического цикла.
- Глава II. Спецкурс «массовая музыкальная культура XX века» в педагогических вузах.
- Глава III. Развитие массовой музыкальной культуры в беларуси. § 1. От песни — к поп-музыке.
- § 2. Джаз
- § 3. Авторская песня
- Джаз-поп-рок-лексикон.
- Приложение Программа «Массовые музыкальные жанры XX века».
- Тема I. Исторические предпосылки возникновения массовой музыкальной культуры (общий обзор).
- Тема II. Джаз — первая форма современной массовой музыки.
- Тема III. Зарождение рок-музыки в сша.
- Тема IV. Развитие рок-музыки в 60-е гг.
- Тема V. Музыка массовых жанров в 70-е гг. XX в.
- Тема VI. Развитие музыки массовых жанров в 80 — 90-е гг. (общий обзор).
- Тема VII. Советская массовая музыка в 30 — 60-е гг.
- Тема VIII. Советская массовая музыка в 60 — 70-е гг.
- Тема IX. Музыка массовых жанров в 80 — 90-е гг
- Тема X. Музыка массовых жанров на территории Беларуси
- Список рекомендуемой литературы