logo
0870860_586AB_shostak_g_v_massovye_muzykalnye_z

Введение.

Проблема вовлеченности подрастающего поколения в сферу массовой музыкальной культуры является одной из центральных в музыкальной педагогике. Средства массовой коммуникации (СМК) — радио, телевидение, сеть звукозаписи, видео, периодическая печать — оказывают огромное влияние на многомиллионную аудиторию, тиражируя различные образцы массовой музыкальной культуры и распространяя информацию о них. Данная продукция далеко не всегда отличается высоким эстетическим качеством, а зачастую культивирует такие явления, как потребительское отношение к жизни, человеконенавистничество, моральная и половая распущенность. Наиболее беззащитными перед низкопробной музыкальной продукцией являются дети, которые оказываются не в состоянии понять и оценить достоинства и недостатки массовой музыкальной культуры, ее возможности по утолению духовного голода. С одной стороны, сами произведения массовой музыкальной культуры хорошо знакомы старшеклассникам, с другой — они зачастую лишены способности отличать высокохудожественные образцы от поделок сомнительного эстетического качества.

В этой связи на педагога возлагается ответственная задача — научить старшеклассников ориентироваться в океане массовых музыкальных жанров, стилей и направлений, количество которых с течением времени возрастает в геометрической прогрессии, дать им умения и навыки отличать, «что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский).

В ходе реализации данной задачи учитель объективно и неизбежно сталкивается с проблемами и трудностями.

1. С одной стороны, учащиеся могут лучше учителя ориентироваться в массовых жанрах и стилях, с другой — хорошо знакомый материал с трудом поддается (или не поддается вообще) осмыслению, так как у старшеклассников доминируют эмоциональные реакции на уровне «нравится — не нравится», что обусловливает поверхностный, рассеянный характер музыкального восприятия.

2. Количество часов, отводимое для изучения тем, посвященных джазу, авторской песне, поп- и рок-музыке на уроках эстетического цикла, не позволяет охватить даже самые значимые и распространенные явления массовой музыкальной культуры.

3. Специальная литература искусствоведческого и культурологического плана, посвященная массовой музыкальной культуре, ограничивается несколькими монографическими исследованиями и газетно-журнальными публикациями. Еще хуже обстоит дело с литературой учебно-методического характера.

Отсюда вытекает необходимость введения в школьные и вузовские программы факультативного курса «Массовые музыкальные жанры XX века», предполагающего изучение социально-исторических, искусствоведческих и культурологических аспектов зарождения, развития и функционирования массовой музыкальной культуры.

Предлагаемая работа может служить учебно-методическим пособием по вопросам, посвященным развитию массовых музыкальных жанров на территории Беларуси, для учителей общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, а также для студентов педагогических вузов при изучении тем, связанных с массовой музыкальной культурой.