Введение.
Проблема вовлеченности подрастающего поколения в сферу массовой музыкальной культуры является одной из центральных в музыкальной педагогике. Средства массовой коммуникации (СМК) — радио, телевидение, сеть звукозаписи, видео, периодическая печать — оказывают огромное влияние на многомиллионную аудиторию, тиражируя различные образцы массовой музыкальной культуры и распространяя информацию о них. Данная продукция далеко не всегда отличается высоким эстетическим качеством, а зачастую культивирует такие явления, как потребительское отношение к жизни, человеконенавистничество, моральная и половая распущенность. Наиболее беззащитными перед низкопробной музыкальной продукцией являются дети, которые оказываются не в состоянии понять и оценить достоинства и недостатки массовой музыкальной культуры, ее возможности по утолению духовного голода. С одной стороны, сами произведения массовой музыкальной культуры хорошо знакомы старшеклассникам, с другой — они зачастую лишены способности отличать высокохудожественные образцы от поделок сомнительного эстетического качества.
В этой связи на педагога возлагается ответственная задача — научить старшеклассников ориентироваться в океане массовых музыкальных жанров, стилей и направлений, количество которых с течением времени возрастает в геометрической прогрессии, дать им умения и навыки отличать, «что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский).
В ходе реализации данной задачи учитель объективно и неизбежно сталкивается с проблемами и трудностями.
1. С одной стороны, учащиеся могут лучше учителя ориентироваться в массовых жанрах и стилях, с другой — хорошо знакомый материал с трудом поддается (или не поддается вообще) осмыслению, так как у старшеклассников доминируют эмоциональные реакции на уровне «нравится — не нравится», что обусловливает поверхностный, рассеянный характер музыкального восприятия.
2. Количество часов, отводимое для изучения тем, посвященных джазу, авторской песне, поп- и рок-музыке на уроках эстетического цикла, не позволяет охватить даже самые значимые и распространенные явления массовой музыкальной культуры.
3. Специальная литература искусствоведческого и культурологического плана, посвященная массовой музыкальной культуре, ограничивается несколькими монографическими исследованиями и газетно-журнальными публикациями. Еще хуже обстоит дело с литературой учебно-методического характера.
Отсюда вытекает необходимость введения в школьные и вузовские программы факультативного курса «Массовые музыкальные жанры XX века», предполагающего изучение социально-исторических, искусствоведческих и культурологических аспектов зарождения, развития и функционирования массовой музыкальной культуры.
Предлагаемая работа может служить учебно-методическим пособием по вопросам, посвященным развитию массовых музыкальных жанров на территории Беларуси, для учителей общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, а также для студентов педагогических вузов при изучении тем, связанных с массовой музыкальной культурой.
- Массовые музыкальные жанры XX века в системе музыкально-эстетического воспитания
- Введение.
- Глава I. Изучение музыки массовых жанров XX века на факультативных занятиях по предметам эстетического цикла.
- § 1. Основные направления использования массовой музыки в учебном процессе.
- Изучение музыки массовых жанров XX века на факультативных занятиях.
- 2) Привлечение образцов массовой музыки в качестве иллюстративного материала.
- 3) Организация тематических занятий с использованием массовой музыки.
- § 2. Принципы и методы изучения массовых музыкальных жанров в рамках предметов эстетического цикла.
- Глава II. Спецкурс «массовая музыкальная культура XX века» в педагогических вузах.
- Глава III. Развитие массовой музыкальной культуры в беларуси. § 1. От песни — к поп-музыке.
- § 2. Джаз
- § 3. Авторская песня
- Джаз-поп-рок-лексикон.
- Приложение Программа «Массовые музыкальные жанры XX века».
- Тема I. Исторические предпосылки возникновения массовой музыкальной культуры (общий обзор).
- Тема II. Джаз — первая форма современной массовой музыки.
- Тема III. Зарождение рок-музыки в сша.
- Тема IV. Развитие рок-музыки в 60-е гг.
- Тема V. Музыка массовых жанров в 70-е гг. XX в.
- Тема VI. Развитие музыки массовых жанров в 80 — 90-е гг. (общий обзор).
- Тема VII. Советская массовая музыка в 30 — 60-е гг.
- Тема VIII. Советская массовая музыка в 60 — 70-е гг.
- Тема IX. Музыка массовых жанров в 80 — 90-е гг
- Тема X. Музыка массовых жанров на территории Беларуси
- Список рекомендуемой литературы