logo
0870860_586AB_shostak_g_v_massovye_muzykalnye_z

§ 2. Джаз

Звучит композиция О. Шикунова «Беларуская» в исп. вокальной группы «Камерата».

(Далее учитель может вкратце обратиться к истории возникновения джаза и перейти собственно к джазу белорусскому.)

Учитель: — Белорусский джаз является крупным белым пятном в истории национальной музыкальной культуры. В среде музыковедов бытовали различные мнения по поводу отечественного джаза: одни отвергали его как явление, другие не без оснований отождествляли с традиционной эстрадой.

До середины 1980-х гг. развитие жанра в Беларуси было сковано идеологическими рамками, что, в конечном итоге, наложило неизгладимый отпечаток на белорусский джаз и обусловило его специфические черты, затрудняющие его классификацию: во-первых, нельзя говорить об отечественном джазе как о широком спектре стилевых направлений — одни и те же музыканты могут исполнять и эстрадные оркестровые пьесы, и традиционный джаз, и бибоп, и джаз-рок (вспомним хотя бы различные программы Государственного концертного оркестра Республики Беларусь под управлением Михаила Финберга). Во-вторых, как создание, так и расформирование джазовых ансамблей на территории Беларуси носило по преимуществу спонтанный характер. Наконец, в-третьих, многие джазовые оркестры и ансамбли играли в свое удовольствие, — для себя и близких по духу людей, не выходя на официальную сцену.

Для освещения истории джаза на территории Беларуси необходимо вспомнить периодизацию развития советского джаза в целом, в истории которого исследователи условно выделяют следующие этапы:

1. 1930-1940-е гг. — развитие джаза в русле советской массовой песни (при доминирующей роли последней);

2. 1950 — середина 1960-х — активное использование джазом заимствований из фольклора народов Латинской Америки, Африки, Европы и Азии (своеобразное преломление «полилога культур» в джазе);

3. Середина 1960-х — наши дни — активное взаимодействие джаза с фольклором, камерной, симфонической и рок-музыкой.

Истоки белорусского джаза весьма противоречивы: это, во-первых, традиционный негритянский джаз (произведения которого включать в свой репертуар музыкантам категорически запрещалось), во-вторых, белорусский аутентичный фольклор (многие будущие джазмены еще задолго до начала своей профессиональной деятельности играли на свадьбах, исполняя белорусские народные песни, что впоследствии не могло не повлиять на их творчество), в-третьих, советский джаз, исполнять который все музыканты были обязаны.

Белорусский джаз также имеет свою периодизацию, которая в силу изложенных выше причин отличается дискретностью (прерывностью):

Рассмотрим этапы развития белорусского джаза:

1. 1940-1947 — период становления.

Основоположником белорусского джаза по праву считается трубач Эдди (Адольф-Эдуард Игнатович) Рознер (с чьим именем также связано развитие российской, польской и латвийской эстрадной и джазовой музыки). В 1940 году Рознером был создан Государственный джазовый оркестр Белорусской ССР. Не менее важную роль в становлении жанра сыграл композитор, участник (а впоследствии и музыкальный руководитель Госджаза БССР) Игорь Бельзацкий.

На данном этапе жанр в Беларуси развивался в русле советского джаза, испытывая на себе влияние творчества русских советских композиторов-песенников — М. Блантера, А. Варламова, И. Дунаевского, А. Островского, О. Строка, А. Цфасмана, Д. Шостаковича и др. Нередко к джазу ошибочно причислялись массовые песни, никакого отношения к жанру не имевшие.

В 1947 году после ареста Рознера оркестр был расформирован.

С этого времени почти 10 лет на белорусской джазовой сцене (если здесь уместно данное определение) царило затишье.

2. Середина 1950 — конец 1970-х гг.

На данном этапе развитие джаза на территории Беларуси происходило благодаря приезжим музыкантам. В их числе — дирижер Борис Райский (уроженец Харбина, КНР), композитор Андрей Шпенев (ныне работает в Государственном концертном оркестре Республики Беларусь под управлением М. Финберга) и др.

В 1960 — начале 1970-х гг. в Беларуси появляются собственные музыканты — композитор Евгений Гришман, пианисты Андрей Пыталев и Аркадий Эскин. Последний создал в начале 1970-х гг. ансамбль «Тоника».

Нельзя не отметить сложившееся на рубеже 1950-1960-х гг. направление — легкую оркестровую пьесу, как бы балансирующую на грани традиционной эстрады и джаза. В числе таких произведений — Фантазия для трубы с оркестром Э. Тырманд, Концертный вальс и фантазии на темы белорусских народных песен Е. Глебова, ряд пьес Ю. Семеняко и др.

(Учитель может предложить по своему выбору одну из оркестровых пьес.)

3. Конец 1970-х — наши дни — период профессионализации джаза.

В этот период ярко обозначилась тенденция к некоторому расширению стилевой палитры белорусского джаза. Были созданы джазовые коллективы, получившие известность далеко за пределами республики.

С целью развития жанра, а также для привлечения музыкантов и любителей джаза в 1978 году в Минске был создан Джаз-клуб, который возглавил журналист и искусствовед Дмитрий Подберезский. Клуб просуществовал до 1991 года, после чего по финансовым причинам был расформирован.

Остановимся на характеристике творчества некоторых коллективов.

­Государственный концертный оркестр Республики Беларусь, созданный Михаилом Финбергом в 1987 году, существует в двух составах — большом и малом. Оркестр включает в себя пять джазовых составов. Оркестр наряду с эстрадными исполняет и джазовые программы. Причем, в репертуаре оркестра — и классический, и современный джаз, и джаз-рок, как оригинальные произведения американских джазменов-композиторов прошлого, так и их обработки. И даже когда белорусские музыканты исполняют произведения, на­писанные американскими авторами, это всё равно делается не в качестве «копии», а через понимание того же джаза нашими музыкан­тами.

Звучит композиция Ч. Паркера «Blumdido» в исп. Государственного концертного оркестра Республики Беларусь п/у М. Финберга.

Учитель: — Ансамбль традиционного джаза «Ренессанс» образован в 1977 году. В первые годы своего существования это был чисто любительский ансамбль, который в то время возглавлял преподаватель музыки Геннадий Кремер. Сначала коллектив играл исключительно в стиле диксиленда, а в начале 1990-х, когда состав пополнился профессиональными музыкантами, немного сменил направление, начав исполнять музыку в нью-орлеанской стилистике, а также ранний свинг. Постоянный участник ансамбля — композитор и барабанщик Николай Лаптенок. «Ренессанс» — один в Беларуси обладатель Гран-при международного конкурса «Злата тарка»'98 в польском городе Ивела. Первый альбом издан в 1997 г. фирмой "Каўчэг". Второй увидел свет усилиями фирмы «Вест рекордз».

В начале 1990-х гг. участники групп «Ренессанс» и «Камерата» подготовили совместную программу, основу которой составляет белорусский фольклор.

Звучит композиция Н. Лаптенка «Solitude» в исп. ансамбля «Ренессанс».

Учитель: — Вокальная группа «Камерата» образовалась в 1987 году и пропа­гандирует технику а-капельного пения, сочетая в репертуаре как оригинальные произведения, так и обработки латиноамериканской джазовой и фольклорной музыки разных народов. Художественный руководитель группы — Игорь Мельников.

Отнесение «Камераты» к джазу весьма условно: ведь основой джаза является живая импровизация. «Камерата» же исполняет композиции, создаваемые участниками колллектива.

Предпоследний альбом «Мой ангел» знакомит с несколькими оригинальными белорусскоязычными произведениями. Последний альбом под назва­нием «Джаз» целиком посвящён джазовым стандартам. Группа «Каме­рата» дважды посещала с концертами США, постоянный участник многочисленных европейских джаз-фестивалей.

Вот как преломляется в творчестве «Камераты» своеобразный диалог культур — сочетание ориентальных (восточных) мотивов и их авторского видения композитором Олегом Шикуновым.

Звучит композиция О. Шикунова «Восточная» в исп. вокальной группы «Камерата».

Учитель: — Квинтет «Яблычная гарбата» стал известен в середине 1990-х гг. В начале коллектив работал как малая группа Государственного кон­цертного оркестра. Алесь Сапега вместе с бас-гитаристом и ли­дером группы Игорем Сацевичем — основатели «Яблычнай гарбаты». Игорь Сацевич — многогранная личность, сочетающая в себе таланты композитора, аранжировщика и исполнителя. Его индивидуальному творческому почерку присуще сочетание яркого тематизма с богатым, выразительным мелодизмом.

Первая кассета была издана фирмой «Каўчэг» в серии «Беларускі джаз». После того появились видео- и аудио­кассета «Злыя дзеўкі». Записи обратили на себя внимание мос­ковской фирмы «Богема мьюзик», которая вскоре издала альбом «Яблычнай гарбаты». Полтора года музыканты работали на одном из част­ных польских телеканалов и приняли участие в программе влия­тельного международного фестиваля «Джаз-Джембери-2000». Послед­няя работа музыкантов — альбом «Пчаліны танец», изданный ими за собственный счёт. Данная программа представляет собой весьма оригинальное сочетание традиционного джаза с элементами белорусского фольклора.

Звучит композиция И. Сацевича «Пчаліны танец» в исп. квинтета «Яблычная гарбата».

Учитель: — Кроме коллективов, чье творчество рассматривалось выше, нельзя не отметить и других представителей жанра, работающих (или работавших) на джазовой сцене на протяжении последних 20 лет. В их числе минские коллективы — ансамбль Анатолия Архипова, квартет и квинтет Игоря Сафонова, группы «Грин стрим», «Дилижанс», «Пяты кут», витебская группа «Верность», исполняющие современный джаз и джаз-рок, джаз-квинтет Олега Крыжанюка, Джаз-проект пианиста Леонида Гурвича (Минск), биг-бэнд Центра культуры под управлением Анатолия Яскина (Витебск), трио Владимира Жданука (Гродно), специализирующиеся на классическом и современном джазе; классические традиции нью-орлеанского джаза в начале 1990-х гг. возродили гродненский квинтет «Тэйк файв» и могилевский квинтет ПК под управлением Игоря Обуткова.

Таким образом, сам факт существования в Беларуси джаза свидетельствует о том, что данный жанр для нашей страны — явление не исключительное, не экзотическое.