Джаз-поп-рок-лексикон.
АВАНГАРДНЫЙ РОК (фр. avante garde — впереди идущий). Первой предпосылкой появления А. р. послужили поиски композиторов, работавших в академических жанрах, начиная с нововенской школы, куда входили экспрессионисты А. Берг, А. Веберн, А. Шёнберг, а также авангардистов последующих десятилетий — П. Булеза (Франция), Л. Берио, Л. Ноно (Италия), К. Штокхаузена (ФРГ), Н. Осборна (Великобритания), Я. Ксенакиса (Греция), С. Прокофьева, Д. Шостаковича, С. Губайдулиной, Э. Денисова, А. Шнитке (Россия) и мн. др.
Другая предпосылка — эксперименты композиторов в жанре электронной музыки — Ф. Гласа, Дж, Кейджа (США), Э. Артемьева, И. Соколовского, М. Чекалина (Россия) и др.
Наконец, третье важное течение А. р. возникло в 1968 г. с созданием композиции Дж. Леннона «Революция № 9», положившей начало поискам «пограничных зон» сплава элементов традиционного рока, модерн-джаза, фольклора, а также композиционных приемов современной академической (камерной и симфонической) музыки.
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ — жанр самодеятельного творчества. Первые ее образцы возникли во второй половине 1930 — начале 1940-х гг. Но как самостоятельный жанр А. п. сложилась лишь к середине 1950-х гг. Поначалу для ее обозначения в литературе употреблялись термины «самодеятельная» и «бардовская» (от кельт. bard — музыкант, певец, поэт). Ее также часто называли «гитарной», поскольку традиционно аккомпанирующим инструментом являлась шестиструнная гитара. С середины 1960-х гг. вошел в обиход термин «А. п.», введение которого приписывается Владимиру Высоцкому и обозревателю журнала «Юность» Алле Гербер.
Важными отличительными признаками А. п. являются: повышенный синкретизм — сочетание в одном лице автора музыки (композитора) и слов (поэта), а также исполнителя (певца и аккомпаниатора), глубокая содержательность, непосредственная связь содержания песен с жизнью, с окружающей действительностью, интимность, доверительность, камерность, исповедальность. Круг тем, нашедших отражение в А. п., чрезвычайно широк — от сталинских репрессий и критики общественных недостатков до любовной лирики и христианских мотивов.
АЛЬТЕРНАТИВ, АЛЬТЕРНАТИВА, АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МУЗЫКА (фр. alternative; от лат. alter — один из двух) — понятие, обозначающее необычность, экспериментальностьь музыкального материала. Иногда термин трактуют как противопоставление поп-музыке, а также традиционным стилевым направлениям джаза и рок-музыки, чаще — как нечто выходящее за рамки всей совокупности основных стилей.
Важно подчеркнуть условность понятия «А. М.»: то, что вчера считалось «альтернативой», сегодня ассимилируется традиционной музыкальной культурой.
АНДЕГРАУНД, АНДЕРГРАУНД (англ. underground, букв. — подземелье, подполье) — термин, возникший на Западе в конце 1960-х гг. в связи с деятельностью «пиратских» радиостанций. В широком смысле обозначает совокупность наиболее экстремальных и радикальных музыкальных стилей и субкультур (например, психоделический рок, панк-рок, хардкор и др.), функционирующих (как правило, на первых этапах своего развития) вне официального шоу-бизнеса. И в то же время само понятие «А.» не привязывается к какому-либо музыкальному жанру, стилю или направлению.
В СССР в 1970—1980-е гг. практически вся рок-музыка считалась А. После снятия запретов на жанр во второй половине 1980-х гг. сформировалось так называемое «радикальное крыло» представителей андерграундного рока, противопоставившее себя как поп-музыке, так и року «филармоническому». В данном случае понятие «А.» носит условный характер, поскольку определяет не музыкальный стиль, а форму существования (бытия) того или иного автора (исполнителя, группы). Иными словами, представители А. сочиняют и исполняют произведения для себя и узкого круга «своих», не задаваясь целью ориентироваться на массовые вкусы.
АРТ-РОК (англ. art — искусство; букв. — художественный рок) — совокупность форм, использующих в качестве музыкальной основы элементы академической музыки (как в виде стилизаций, так и в форме прямого заимствования мелодических фрагментов), или применяющих характерный для нее инструментарий и аранжировочные приемы. Как стиль, А.-р. сформировался в Англии в 1967 г. Многие рок-музыканты стали проявлять интерес к классике, к формам академической музыки и активно использовать ее приемы в своем творчестве. Это находило выражение в аранжировках классических произведений для рок-составов («классик-рок»), либо в создании собственных произведений, по композиционному строению близких к классическим.
А.-р. имеет свои модификации: «симфо-рок» — использование в композициях оркестровых эффектов; «барокко-рок» — мелодические стилизации под музыку Ренессанса; «техно-рок» — акцент на техническую сложность материала и т.п.
БАРД-РОК (кельт. bard — музыкант, певец, поэт) — пограничное направление, сочетающее эстетические принципы авторской песни (опора на сложный по содержанию поэтический текст, склонность к декламационной манере исполнения, культивирование акустической гитары как основного сопровождающего инструмента) с ритмо-интонационной основой рок-музыки.
Начатки зарождающегося стиля обнаруживаются еще в начале 1970-х гг. в творчестве ряда советских рок-музыкантов. Но как самостоятельный стиль Б.-р. сложился лишь к концу десятилетия.
В 1980 — 1990-х гг. наряду с термином «Б.-р.» употребляются и другие понятия — «акустика», «акустическая музыка», «рок-акустика», поскольку традиционным аккомпанирующим инструментом является акустическая гитара, часто используются также флейта, скрипка, виолончель и другие инструменты.
БИТ-МУЗЫКА, БИГ-БИТ (англ. big — большой, beat — удар, букв. — сильный удар) — термин, относящийся к раннему британскому року (первая половина 1960-х гг.). Распространился в странах Восточной Европы и СССР в 1960 — начале 1970-х гг. для определения молодежной песенно-танцевальной музыки, близкой к року.
БЛЮЗ (англ. blues от blue devils — меланхолия, уныние), понятие, относящееся к сфере афро-американского музыкального фольклора и джаза. Б. как традиционный жанр афро-американской музыки считается одним из наиболее самобытных явлений негритянской музыкальной культуры. Он тесно связан с африканскими истоками и имеет несомненное родство со многими другими жанрами народной музыки негров Южной, Центральной и Северной Америки. По мнению исследователей, истоками Б. являются вокальные жанры фольклора североамериканских негров — уорк-зонгс (англ. work songs) — трудовые песни, холлерс (англ. hollers) — плантационные песни, негритянские баллады, восходящие своими корнями к африканским элегическим песням-плачам и эпическим песенным жанрам, спиричуэлз (англ. spiritual — духовный) — жанр религиозного хорового пения негритянской общины. Вместе с тем фольклорный Б. существенно отличается от своих истоков. Он представляет собой сольный песенный жанр светского характера, выражающий глубоко личные переживания, насыщенный драматизмом и острой внутренней конфликтностью, но содержащий также элементы юмора, иронии, социальной сатиры. Специфика Б. проявляется также в особом строении поэтической строфы, в своеобразии музыкальной формы, в использовании определенного круга выразительных средств, в инструментарии, в манере исполнения. К основным характерным чертам Б. можно отнести метафоричность образов, импровизационный характер музыки и текста, применение полиритмии и синкопирования, лабильность интонаций, метро-ритмическую конфликтность, вопросо-ответный принцип формообразования, специфическую тембровую окраску звучания голоса и инструмента.
Понятие «Б.» имеет целый ряд значений: 1) в широком смысле — как музыкальное выражение особого миропонимания, связанное с проявлением самосознания негра, его свободолюбия и протеста против социальной несправедливости, с идеей освобождения через страдание, в чем-то родственной античному катарсису: 2) как характерное эмоционально-психологическое состояние музыканта или слушателя, возникающее при исполнении или восприятии Б. (так называемое blue feeling – «блюзовое чувство»); 3) как стиль, манера, способ музыкального высказывания, некое «блюзовое» качество, присущее мышлению музыканта-исполнителя или композитора, музыкальному произведению, предполагающее использование типичных для Б. приемов интонирования, артикуляции, фразировки и других выразительных средств, способствующих созданию блюзового колорита (в связи с этим принято говорить о «блюзовой традиции», о том, что произведение написано «в блюзовом стиле» или исполнено «в блюзовой манере» — независимо от того, относится ли оно к жанру Б.); 4) как собственно музыкальный жанр с присущим ему своеобразием содержания и средств выражения, исполнительской манеры, инструментария и др.: 5) как музыкальная форма (чаще всего термин «блюзовая форма» употребляется по отношению к традиционной куплетной 12-тактовой вопросоответной структуре с повторенным «вопросом» и однократным «ответом»; 6) как комплекс музыкально-выразительных средств, музыкальных идиом: исполнительских приемов, свойственных Б., — данная трактовка понятия отражена в таких терминах, как «блюзовая интонация», «блюзовые тоны» (blue notes), «блюзовое звучание» (blue sound), «блюзовая гармония», «блюзовый звукоряд» (blue scale), «блюзовая каденция», «блюзовый квадрат» (функционально-гармоническая модель, на которую опирается тема Б. и которая служит «остинатно» выдерживаемой основой для импровизации), blue blowirig (способ игры на духовых инструментах, при котором высота тона непостоянна, лабильна, а тембр имеет специфически «блюзовую» окраску), «блюзовый инструментарий» (инструменты, на которых достигается «блюзовое:» качество звучания) и т. д.
Классификация Б. может быть дополнена следующими его разновидностями: 1) по принадлежности к устной традиции или композиторскому творчеству — так называемые «первичные» и «вторичные» Б.; 2) по содержанию - драматический и лирический Б.; 3) по манере исполнения — шаут-блюз (основанный на декламационной, «криковой» манере) и мелодический Б. (отличающийся большей напевностью, кантиленностью); 4) по средствам исполнения — вокальный, вокально-инструментальный, инструментальный, комбо-блюз (исполняемый малыми ансамблями) и биг-бэнд-блюз (исполняемый большими джазовыми оркестрами); 5) по степени аутентичности — аутентичный Б. и псевдо- или квазиблюз с их разновидностями (тин-пэн-элли-блюз; бродвейский Б., свит-блюз; сюда относятся также произведения «в духе Б.», созданные некоторыми академическими композиторами, например, Равелем, Мийо, Гершвином, Коплендом, Онеггером, Мартину, Шульхоффом и др.); 6) по историческим типам архаический; или сельский Б. (приблизительно 1850—1890), классический, или городской Б. (приблизительно 1900—1935); современный, или постклассический Б. (другие его названия — эклектический Б., софистикэйтед-блюз, модерн-блюз, Б. в стиле свинг (blues in swing; приблизительно с 1930), североамериканский Б., столицей которого стал Чикаго (конец 1940 — начало 1950-х гг.). К числу жанровых и стилевых модификаций Б. в джазе и рок-музыке относятся, в частности, джиг-пиано-блюз, баррел-хаус-блюз, буги-вуги и ритм-энд-блюз, фанк, соул, джаз-рок. Блюзовая традиция представлена практически во всех важнейших стилях джаза; не избежали ее влияния и современные направления джазового авангардизма, и так называемое «третье течение». Блюзовые идиомы — нередко в трансформированном, искаженном или упрощенном виде — широко используются в популярно-развлекательной и танцевальной музыке нашего века (например, они определяют характерность таких модных в свое время танцев; как рок-н-ролл, твист, мэдисон и др.). Блюзовые элементы являются неотъемлемыми атрибутами многих стилевых форм современной поп-музыки. Коммерциализация Б. началась примерно с 1930-х гг.
БЛЮЗ-РОК — см. Ритм-энд-блюз.
БРИТ-ПОП (англ. britanian pop — британский поп) — стиль поп-музыки, сложившийся в Великобритании в начале 1990-х гг., ассимилировавший в себе и критически переосмысливший практически все достижения предшествующей массовой музыкальной культуры —от традиционного и авангардного джаза до панк-рока, от арт-рока до хэви-метал, от ритм-энд-блюза до гранджа. Главной предпосылкой возникновения данного стиля явилась ностальгия по британскому биг-биту, прежде всего — по «Битлз». Изначально Б.-п. ориентировался на тинейджеров. Характерной чертой стиля было то, что в одно мгновение создававшиеся группы сразу оказывались на верхних позициях хит-парадов.
Первоначально Б.-п. возник как альтернатива поп-музыке или «альтернативная поп-музыка». Но уже к середине десятилетия он стал ее органичной частью. В музыкальной журналистике его часто называют «ренессансом британской поп-музыки».
ВИА-СТИЛЬ — разновидность эстрадной музыки. Сам термин «ВИА» («вокально-инструментальный ансамбль») употребляется с середины 1960-х гг. для обозначения типа музыкального коллектива, возникшего на советской эстрадной сцене во второй половине 1950-х гг. Обычный состав ВИА — около 10 человек: несколько вокалистов без ярко выраженного лидера, духовая и ритм-секции, гитары, клавишные. Стилевую основу музыки ВИА составляет соединение элементов биг-бита, рок-музыки, а нередко и джаза с поэтической лексикой советской массовой песни. Типовой репертуар ВИА включал в себя песни, сочиненные самими участниками ансамбля, обработки народных песен, а также произведения советских и зарубежных авторов. К основным чертам ВИА-С. можно отнести простоту, обнаженность эмоций, яркость и воспринимаемость мелодических попевок, гипнотическое влияние на сознание остинатных (часто повторяемых) ритмоформул, оглушительное звучание, достигаемое посредством усилительной аппаратуры, способность удовлетворить потребность молодежи в самостоятельном творчестве и активном самовыражении, возможность индивидуальной и коллективной импровизации, демократизм, соответствие особенностям молодежного сознания.
ВИА-С. не поддается однозначной оценке: высокохудожественные образцы могут в нем соседствовать с низкопробными, примитивными в музыкальном и поэтическом отношении поделками.
ВОДЕВИЛЬ (фр. Vaudeville; от veu de vire — долина реки Вир в Нормандии) — разновидность французской бытовой песни куплетного склада, возникшая в эпоху Возрождения (VI в.) и достигшая своего подъема в период Французской буржуазной революции (1789); наряду с «В.» бытовало название «водевир»; 2) комедийная пьеса, в которой разговорные сцены чередуются с песнями, ариями (иногда хорами) куплетного строения. Как сценическое представление, В. сложился во Франции в середине XVIII в., откристаллизовавшись от комической оперы. В начале XIX в. В. распространился в странах Европы, в том числе и в России.
ГЛИТТЕР-РОК (англ. glitter — сверкающий, блестящий) — разновидность рока. Возник в начале 1970-х гг. как очевидная антитеза напыщенности арт-рока и «серьезности» прогрессивного рока. Характеризовался ориентацией на прямолинейный рок-н-ролл в его классических формах и эффектным внешним видом исполнителей. Сошел на нет к середине 1970-х гг., хотя его элементы продолжают привлекать внимание музыкантов и поныне.
ГЛЭМ-РОК (англ. glam — чудо, glamourous — пленяющий, чарующий, эффектный) — чуть более «интеллектуальная», нежели хард-рок, и гораздо менее ортодоксальная в выборе изобразительных средств форма коммерческой музыки 1970-х гг. Именно Г.-р., отталкиваясь от взглядов, сформированных сексуальной революцией 1960-х гг., ввел в употребление эзотерический макияж, мужскую бижутерию, эклектическую костюмерию; позднее в куда более массовых масштабах использованные «неоромантической» ветвью «новой волны». В музыкальном отношении Г.-р. был еще менее однороден, совмещая рок-н-ролл, арт-рок, хард-рок, откровенную эстраду и традиции довоенного английского кабаре. Как музыкальный стиль, Г.-р. зародился в Великобритании в середине 1970-х гг.
ГРАНДЖ (англ. grunge — приблиз. грязь, мерзость) — стиль рок-музыки, сложившийся во второй половине 1980-х гг. в Сиэттле (США). Идеологические истоки Г. многообразны: роман Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», идейные воззрения «детей цветов» (хиппи) и панков, разочаровавшихся в жизни. Отсюда — активное неприятие существующих норм и правил общественной жизни, оппозиционность шоу-бизнесу как части «официоза», моральная распущенность, повышенная склонность к употреблению алкоголя и наркотиков. Поэтому исследователи нередко не без оснований утверждают, что Г. — не столько направление рока, сколько образ жизни, своего рода духовное состояние. Важнейшей характерной чертой Г. является подчеркнутая брутальность. В числе музыкальных предпосылок стиля — поздний хэви-метал, приобретающий нарочито угловатый характер, индастриэл, а также первая и вторая волны панк-рока.
ДЖАЗ — род профессионального музыкального искусства, сложившийся в результате синтеза европейской и африканской музыкальной культур и утвердившийся прежде всего в негритянской среде в США.
Происхождение термина до конца не выяснено. Современное его написание — jazz (англ. сумбур, шум) — утвердилось в 1920-е годы. До этого были известны употреблявшиеся другие варианты: jasm, gism (оба термина имеют непристойный смысл и в приблизительном переводе с англ. обозначают любовную энергию), jas, jass (одобрительный возглас у негров) и др. Существует немало версий происхождения слова «Д.», в том числе следующие: от фр. jaser (болтать, говорить скороговоркой); от англ. chase (гнаться, преследовать); от афр. jaiza (название определенного типа звучания барабанов); от араб. jazib (соблазнитель); от имен легендарных джазовых музыкантов — chas (от Charles), jas (от Jasper); от звукоподражания jass, имитирующего звучание африканских медных тарелок, и др. Есть основания предполагать, что слово «Д.» употреблялось еще в середине XIX в. как название экстатического, ободряющего выкрика у негров. Согласно некоторым источникам, в 1880-х гг. оно было в ходу у новоорлеанских креолов, которые употребляли его в значении «ускорять», «убыстрять» — применительно к быстрой синкопированной музыке. По данным исследователя М. Стернса, в 1910-х годах это слово бытовало в Чикаго и имело «не вполне пристойный смысл». В печати — в связи с музыкой — оно встречается впервые в 1913 (в одной из сан-францисских газет). В 1915 г. оно вошло в название джазового оркестра Т. Брауна («Торн Браунс диксиленд джаз-бэнд»), выступавшего в Чикаго, а в 1917 появилось на грампластинке, записанной знаменитым новоорлеанским оркестром «Ориджинел диксиленд джаз-бэнд».
Истоки джаза — негритянские блюзы и культовые песнопения (госпелз и спиричуэлз), бытовавший в странах Европы еще в XVIII в. фортепианный танец регтайм (от англ. rag time — разорванное время), бытовые песенки-«однодневки», танцы (фокстрот, премутар, уан-степ, ту-степ), а также искусство бродячих музыкантов — менестрелей.
Основные черты Д. — основополагающая роль ритма, регулярная метрическая пульсация, многократное повторение кратких мелодических и гармонических последований, мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, вопросо-ответная структура, напряженные, насыщенные горячие звучания, обилие звукоподражательных приемов, импровизационное начало.
Первой формой жанра был архаический Д., возникший в середине XIX в. Однако его образцы до настоящего времени не сохранились. Но исследователи жанра выделили его основные характеристики: рост профессионализма, постепенное освобождение от прикладных функций и превращение в музыку для слушания (элемент концертности), переход от традиционных песенных жанров с примитивным инструментальным сопровождением к более развитому инструментально-ансамблевым, а затем и оркестровым жанрам, использование разнообразной метроритмической техники, интенсивное синкопирование, упругий и эластичный «танцующий» бит, напористый и устремленный тип движения, создающий иллюзию постоянного ускорения (драйв), наличие самостоятельной ритм-группы, коллективная импровизация.
Всю последующую историю Д. Можно подразделить на два больших этапа — традиционный (классический) и современный (который нередко называют «модерн-джазом»). Каждый из этапов подразделяется на подэтапы.
В традиционном Д. можно выделить следующие периоды развития:
1) Нью-орлеанский Д. (1890—1917). Данный период связан с переходом негритянской фольклорной музыки в дансинги (танцевальные залы) и увеселительные заведения Нью-Орлеана (штат Луизиана). Определился состав оркестра: в ритмическую группу входили банджо (реже — гитара), духовой или струнный бас, фортепиано и барабаны, мелодическую — корнет (труба), кларнет и тромбон. Обозначились функции джазового соло и ансамбля, роль импровизации и аранжировки; возросла роль сольной импровизации при сохранении главенства коллективного музицирования. Данный период отмечен также созданием в 1915 г. диксилендов (англ. Dixieland — букв. страна Дикси) — ансамблей, исполнявших развлекательную танцевальную музыку.
Ранний Д. оказал влияние на творчество профессиональных композиторов (К. Дебюсси, М. Равель, И. Стравинский и др.).
2) Чикагский Д. (1920-е гг.). сложился на основе раннего негритянского Д. И имитировавших его диксилендов. Его основные особенности: европеизированная трактовка негритянских музыкальных идиом, замена коллективной импровизации серией «горячих» соло в обрамлении аранжированных эпизодов, обособление ведущего мелодического голоса и отказ от вопросо-ответного взаимодействия его с другими голосами ансамбля, опора на устойчиво повторяемую структурно-гармоническую модель, преобладание фигурационного варьирования мелодии над фразированием. В конце 1920-х гг. были созданы первые биг-бэнды (большие оркестры).
В этот период также формируется «симфоджаз», который ведет свою историю со времени написания композитором Дж. Гершвином «Рапсодии в блюзовых тонах» (1924).
3) «Эра свинга» (конец 1920 — конец 1930-е гг.). Свинг (англ. swing — качание, раскачивание, пульсация) — характерный тип пульсации в Д., построенный на отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей, благодаря чему создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Свинг — это и стиль оркестрового Д., в результате синтеза негритянских и европейских форм джазовой музыки. Свинг в большинстве своем представляет музыку больших коммерческих танцевальных оркестров (биг-бэндов), для которой характерны европеизация джазового языка, приоритет аранжировщика и композитора над импровизатором, а также преобладание коллективного исполнения над сольным.
«Эра свинга» подвела черту в истории традиционного Д.
В 1930-е гг. Д. получил распространение в странах Европы и оказал влияние на творчество композиторов, работающих в академических жанрах (Д. Мийо, П. Хиндемит, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.).
Начало 1940-х гг. знаменуется рождением современного джаза, в развитии которого выделяются следующие подэтапы:
1) Бибоп (начало 1940 — середина 1950-х гг.). Бибоп, или рибоп (англ. звукоподраж. be bop) возник как реакция на повсеместное распространение свинга и продолжил развивать его принципы в использовании выразительных средств, но вместе с тем обнаружил ряд противоположных тенденций: бибоп — это экспериментальное направление в Д., возникшее под влиянием традиций европейской академической музыки и связанное, главным образом, с практикой малых ансамблей (комбо), музыка, создаваемая для ограниченного круга знатоков и ценителей. Главной фигурой здесь становится импровизатор, в роли которого может выступать любой участник ансамбля, в совершенстве владеющий музыкальным инструментом (или голосом), стремящийся к индивидуальному самовыражению. Другие специфические черты бибопа — тенденция к возрождению и одновременно обновлению негритянских традиций «горячего» стиля, новаторство в сфере мелодики, гармонии и тональности, использование политональности и атональности, обилие хроматизмов, диссонансов и кластеров, широкое применение «рваных» ритмов, усиление фактора неожиданности и непредсказуемости, нарушение регулярности движения, склонность к асимметричным построениям. В области вокала утвердилась и получила развитие заимствованная музыкантами бибопа из традиционного джаза особая бестекстовая, слоговая техника исполнения (скэт), что позволило использовать голос в качестве виртуозного инструмента.
Еще одна область экспериментирования музыкантов бибопа — освоение латиноамериканских ритмов, фольклорного инструментария народов Центральной и Южной Америки.Наиболее значительные достижения в этой области принадлежат афрокубинскому Д. (кубопу или кубана-бопу).
2) Подразделение бибопа на кул-джаз и хард-боп (конец 1940 — середина 1960-х гг.
Кул-джаз (англ. cool — прохладный, холодный) — стиль Д., сформировавшийся на рубеже 1940—1950-х гг. Термин «кул» был введен негритянским свинговым саксофонистом Лестером Янгом, разработавшим основы и принципы данного стиля. Характерные черты кула — «прохладная» манера подачи музыкального материала (отсюда и название), эмоциональная сдержанность, усиление интеллектуального начала, возросшая роль композиции, усложнение тонально-модуляционной логики, использование элементов политональности и атональности, полифонизация фактуры, тенденция к сближению с европейской академической музыкой. Кул культивировался преимущественно «белыми» музыкантами.
Хард-боп (англ. hard — твердый, жесткий) — стиль современного Д. Известен также под названиями «ривайвл-боп» (от англ. revival — возрождение, букв. «возрождение бопа»), «необоп» («новый боп»), «модерн-боп» («современный боп»). Является продолжением традиций классического «горячего» Д., ритм-энд-блюза и бибопа. Возник в первой половине 1950-х гг. как реакция на академизм и европейскую ориентацию кул-джаза и традиций западных штатов Америки, достигших к этому времени своего расцвета. Характерные черты раннего хард-бопа — примат мелодической импровизации, преобладание жестко акцентированной ритмики сопровождения, усиление блюзовых элементов в интонировании и гармонии, возрождение хот-тона («горячего» тона, тенденция к выявлению вокального начала в импровизации, некоторое упрощение музыкального языка по сравнению с экспериментами музыкантов бибопа и кул-джаза.
Кул-джаз и хард-боп, несмотря на их различия, в одинаковой мере испытывали на себе влияние африканских и латиноамериканских ритмов.
3) Авангардизация Д. (середина 1960-х — наши дни). Данный период отмечен еще большим взаимодействием и переплетением Д. с рок-музыкой, европейскими академическими традициями, а также фольклором африканских, латиноамериканских, европейских и азиатских народов.
Наиболее яркое воплощение авангардизации Д. — стиль фри-джаз (англ. free — свободный), связанный с радикальными экспериментами в области гармонии, формы, ритмики, мелодики и техники импровизации. Характерные черты фри-джаза — культ свободной индивидуальной или коллективной импровизации, широкое применение полиритмии и полиметрии, политональности и атональности, серийной и додекафонной техники, свободных форм.
ДЖАЗ-РОК — синтетическое направление, имеющее две основные ветви. Во-первых, этим термином часто называют материал групп, играющих более-менее традиционный рок с использованием духовых («джазовых») инструментов (саксофонов и труб) и иногда с элементами импровизации (что, впрочем, не чуждо року вообще). Хотя применительно к ним правильнее было бы употреблять термин «брасс-рок» (от англ. brass — медные духовые инструменты). Во-вторых (и это употребление более уместно), термин относят к крайнему (и наиболее развивавшемуся в последние десятилетия) крылу джаза, которое исполняется с широким использованием рок-инструментов (гитар, электроклавишных и т.д.), рок-размеров и других завоеваний рок-музыки (вплоть до того, что к нему обращаются сами рок-музыканты). Указанная вторая ветвь Д.-р. со временем приобрела некоторые собственные стандарты и название «фьюжн» (от англ. fusion — слияние, сплав, сочетание), чем подчеркивалось смешение задействованных стилей и даже целых музыкальных культур.
«ДИСКО»-МУЗЫКА (фр. discotheque — собрание пластинок) —стиль танцевальной музыки, получивший распространение в США и странах Европы в середине 1970-х гг. Возник одновременно в трех странах — в Швеции, ФРГ и США. Музыкальную основу «Д.»-м. составляет упрощенная соул- и фанк-музыка, в 1990-е гг. «диско» ассимилирует африканские и латиноамериканские ритмы. Стиль «диско» характеризуется простыми, легко запоминаемыми мелодиями, однообразным, напоминающим работу часового механизма ритмом, широким применением синтезаторных эффектов, «инструментализацией» вокала, бесконфликтностью содержания текстов.
В истории зарубежной «Д.»-м. можно выделить три этапа: 1) 1974 — начало 1980-х — так называемое традиционное «диско». Огромную роль в популяризации «Д.»-м. сыграл фильм «Лихорадка в субботу вечером» (1979). 2) Начало 1980 — начало 1990-х гг. В это время происходит формирование так называемого «евро-диско». 3) 1990-е гг. Для этого этапа характерна реанимация старых «диско»-групп, написание ремиксов на «классику» стиля.
ИНДАСТРИЭЛ (англ. industrial — индустриальный, промышленный) — музыкальный стиль, использующий звукозаписывающую и электронно-вычислительную технику, синтезаторы и самодельные инструменты для извлечения различных звуков и шумов индустриально-городского типа.
В числе первых «индустриальных» произведений можно назвать эксперименты композиторов — классиков и авангардистов — в академических жанрах, начатые еще в 1920-е гг. и продолжающиеся до сих пор — К. Пендерецкого (Польша), К. Штокхаузена (ФРГ), П. Булеза (Франция), Л. Берио и Л. Ноно (Италия), Ф. Гласа и Дж. Кейджа (США), А. Авраамова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, С. Губайдулиной, Э. Денисова, А. Шнитке (СССР) и мн. др. В области рок-музыки важной вехой на пути к И. явилась авангардная композиция Дж. Леннона «Революция № 9» (1968), представляющая собой комбинированный набор музыкальных и шумовых звуков.
К числу отправных пунктов стиля можно отнести, во-первых, хэви-метал с однообразным повторением первичных механизированных звуковых построений, обязательным элементом которых является фузз, служащий для создания ощущения перегруженности звука и позволяющий передавать грохот мотора, шум завода и т.п.; во-вторых, психоделия с монотонным повторением случайных звуков, вконец надоедливых аккордов.
Сам термин «И.» возник в 1976 г., когда лондонская группа «Тробинг грайстл» основала студию «Индастриэл рекордз». При всех различиях музыки «индустриалистов», всех их объединяло одно — своим творчеством они выражали протест против политического и социального строя общества того времени. Они считали себя не просто музыкальным движением, а представителями альтернативной культуры, которая противопоставлялась культуре традиционной. Основными характерными чертами «индустриальных» групп того периода было сознательное решение записываться на независимых студиях, широкое использование синтезаторов, а также всевозможных подручных средств для извлечения альтернативных «звуков без смысла», которые являлись неким противовесом традиционной музыке, своего рода анти-музыкой; использование соответствующего видеооформления.
С конца 1970-х — начала 1980-х гг. музыка и тексты «индустриалистов» уже не были столь социально остры. И. 1990-х гг. стал еще более мягким и мелодичным, что было связано с удешевлением компьютерных программ, позволяющих записывать и воспроизводить «индустриальную» музыку в домашних условиях. По сути, это электронная музыка, имеющая своеобразный танцевальный ритм, в который вклиниваются резкие звуки и различные немузыкальные шумы.
ИНДЕПЕНДЕНТ (англ. independence — независимость) — понятие, относящееся к исполнителям, не имеющим контракта с крупными фирмами звукозаписи, и, следовательно, не зависящим от господствующих на поп-рынках стереотипов. К стилю понятие «И.» не имеет отношения. В бывших республиках СССР, где контрактная система в сфере грамзаписи (как, впрочем, и сама эта сфера) практически не развита, данное понятие лишено содержания. Как правило, это определение совпадает с понятием «андерграунд».
КАНТРИ (англ. country — сельский, деревенский), развившаяся из фольклорных истоков традиционная песенно-инструментальная музыкальная культура белого населения юго-восточных и западных районов США; использует элементы блюза, упрощенного джаза и даже польки. Сложилась в начале XX века в результате смешения архаических форм музыкального фольклора европейских иммигрантов (прежде всего кельтских баллад). Первоначально бытовала главным образом в сельской местности под названием «фолк-мьюзик» ((англ. folk — народ). После Первой мировой войны получила широкое распространение благодаря грамзаписи и радио; к 1940-м годам постепенно коммерциализировалась, Вместе с ковбойскими песнями Запада — «вестернами» — приобрела популярность в городской среде под названием «кантри-энд-вестерн». В некоторых своих разновидностях — например, в музыке «блюграсс» — обнаруживает негритянские влияния. В настоящее время почти целиком относится к сфере коммерческой популярной музыки.
МЭЙНСТРИМ (англ. mainstream — основной поток) — возникший в 1950-е гг. термин, употребляемый для обозначения устоявшихся направлений сначала джаза, а впоследствии поп- и рок-музыки.
МЮЗИКЛ (англ. musical — музыкальный) — музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Истоки жанра — итальянские «комедии масок», итальянская и французская комическая опера, немецкий и австрийский зингшпиль, оперетта. Жанр сформировался в США в 1920—1930-х гг.; расцвет наступил в 1940—1960-х гг. (К. Портер, Ф. Лоу, Л. Бернстайн и др.)
«НОВАЯ ВОЛНА», «НЬЮ ВЭЙВ» (англ. new wave — новая волна) — общий термин для обозначения ряда направлений британской поп- и рок-музыки 1977—1984 гг. Возникновение самого термина «Н. в.» относят к 1977 г. «Н. в.» проистекает из таких, казалось бы, несочетаемых стилей, как «диско»-музыка, панк-рок и фанк и включает в себя европейские романтические вариации на тему ямайкских реггей и ска, так называемый «африканский рок», постпанк, электро-поп, неопсиходелический рок и нео-роко-билли. Для «Н. в.» характерны изощренное электронное звучание, танцевальная ритмическая основа, лаконичность композиций, повышенное внимание к имиджу артистов (одежда, грим), сценическому оформлению шоу и видеоряду, который, в свою очередь, заметно подвержен влиянию декаданса и буффонады.
В отечественной журналистике и музыкальной критике под «Н. в.» понимается также стилизация под ретро-музыку (современные обработки советских эстрадных песен 1930—1950-х гг.).
НОЙЗ (англ. noise — шум) — звуковой эффект, вызывающий ассоциации с шумом и скрежетом, достигаемый при помощи электрогитар или специальных компьютерных программ. Н., как эффект, часто используется в хэви-метал, панк-роке, индастриэле и других направлениях рок-музыки последних лет. Иногда Н. ошибочно называют стилем внутри рока.
ОПЕРЕТТА (итал. operetta — маленькая опера) — один из видов музыкального театра, сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства. Обычно основу О. составляют песни, арии и дуэты (реже — хоры) куплетного строения, чередующиеся с разговорными сценами.
До середины XIX в. «О.» называли небольшие оперы. Ее истоки — итальянские «комедии масок», французские комические оперы, немецкие и австрийские зингшпили, а также оперные пародии. Как самостоятельное явление, О. сформировалась во Франции в 1850-е гг. В два последующие десятилетия распространилась в странах Западной Европы, а в первые десятилетия XX в. — в США.
ПАНК-РОК (англ. punk — изгой, мусор, отброс, отребье, амер. — подонок, шпана) — стиль рок-музыки, сложившийся в США во второй половине 1960-х гг. как реакция на вторжение британского биг-бита и на коммерциализацию жанра в целом. Панки исповедовали тотальный нигилизм, протест против сложившихся этических, эстетических, политических и иных канонов. Поэтому изначально характерными чертами П.-р. были нарочито грязная игра, неопрятная внешность, ориентация на скандальность, демонстрация непристойностей на сцене.
Первая волна панк-движения сформировалась в Нью-Йорке приблизительно в 1967 г. 1975 год знаменуется «вторым пришествием» П.-р. — на сей раз в Великобританию. В творчестве английских панк-групп черты данного стиля были канонизированы. В середине 1980-х гг. профессиональный рост панк-музыкантов и взаимодействие П.-р. с другими направлениями рока — хэви-метал, техно и мн. др. — привело к возникновению новых стилей — постпанка и хардкора.
Вторая половина 1990-х гг. знаменуется возникновением новых разновидностей П.-р. — таких, как краст (от англ. chrust — крушить), предполагающий слияние звучаний традиционного панка, и вокальных «рычаний», характерных для новейших разновидностей хэви-метал, ой (от частого повторения междометия «Ой») и др.
ПОП-МУЗЫКА (англ. pop; сокращ. от итал. populus — народный, общедоступный). Термин употребляется приблизительно с начала 1960-х гг. В широком смысле слова П.-м. — совокупность музыкальных жанров, стилей и направлений, носящих развлекательный характер и имеющих ярко выраженную коммерческую направленность.
Многие исследователи разграничивают понятия «Популярная музыка» и «П.-м.». По их мнению, популярными в равной степени могут быть и оперная ария, и романс, и фортепианное сочинение, и произведение для симфонического оркестра, и джазовая пьеса, и эстрадная песня, и рок-композиция. Приставка же «поп» обозначает ориентацию на сугубо коммерческие цели.
Понятие «П.-м.» обладает исторической и географической подвижностью. Так, то, что сегодня попадает в разряд П.-м., вследствие изменяющихся музыкальных вкусов аудитории завтра может ею уже не быть. То, что считается П.-м. в одной стране, за ее пределами может таковой и не являться. Например, в США в первой половине XX в. к области П.-м. можно было отнести традиционный джаз. Но уже начиная с 1950-х гг. джаз, испытав на себе влияние европейских композиторских школ, стал ближе к академической музыке, нежели к массовой.
В СССР в 1960—1970-е гг. к П.-м. относились традиционная эстрадная музыка и ВИА-стиль. С середины 1980-х сюда попадает и большая часть рок-музыки — произведения рок-групп и исполнителей, издаваемые на грампластинках и кассетах.
В настоящее время на территории СНГ в разряд П.-м. попадают практически все направления «диско»-музыки, рэпа (хип-хопа), электро-попа, эстрадной песни, а также некоторые традиционные стили рока — брит-поп, поп-рок и др.
В узком смысле слова П.-м. включает в себя эстрадные песни, подвергающиеся современным аранжировкам с использованием новейших достижений научно-технического прогресса, а также танцевальные обработки народных песен, классических произведений, джазовых и рок-композиций. К числу специфических черт П.-м. исследователи относят навязчивую запоминаемость, фоновую непритязательность, быструю забываемость, бесконфликтность содержания.
ПОП-РОК (англ. pop — сокращ. от лат. populus — народный, общедоступный, rock — качаться, раскачиваться, трястись) — направление рок-музыки, представляющее собой эклектическое смешение стилевых особенностей бит-музыки, ритм-энд-блюза, рок-н-ролла, хард-энд-хэви с чертами шансона во Франции, шлягера в Германии, массовой и так называемой «блатной» песни в СССР. От поп-музыки П.-р. перенял танцевальность, легкую запоминаемость мелодий, бесконфликтность содержания текстов; от рока — главным образом, внешние формы: инструментарий, импровизационность гитарных и клавишных соло, экспрессивную манеру подачи материала.
П.-р. возник одновременно в США и Великобритании во второй половине 1950-х гг.
ПОСТПАНК (англ. post punk — то, что после панка) — термин, употребляемый применительно к генерации групп, характерными чертами которых является использование принципов минимализма и ориентация на гитарный звук (без использования синтезаторов и иных достижений НТП). Как стиль, П. сложился в Великобритании приблизительно в 1977 г. Дальнейшее его развитие приводит к появлению «новой волны» (конец 1970 — начало 1980-х гг.), а затем — к брит-попу (начало 1990-х гг.).
В США П. практически не привился.
ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ РОК — термин, употребляемый для обозначения рок-композиций, которым присуще обращение не к конкретным символам, что-то обозначающим, а к подсознанию, к психике, когда художественное осмысление действительности происходит на уровне рефлексии самого исполнителя. Для П. р. характерны нарочитая нечеткость аранжировок, обилие звуковых эффектов, использование нетрадиционных музыкальных инструментов, стремление вызвать у слушателя ощущение расслабленности.
П. р. возник в Сан-Франциско (США) в 1967 г. Его идейная основа — течение хиппи «флауэр-пауэр» (от англ. flower power — букв. «цветочная власть»). К концу 1960-х стал мировой модой.
Важно отметить, что П. р. не привязан к какому-либо конкретному музыкальному стилю. Он может проявляться во всех направлениях — от арт-рока до панк-рока.
РАГА-РОК, ПАРА-РОК (санскр. raga — пробужденное чувство, страсть) — малораспространенное направление в рок-музыке, инспирированное творчеством экс-«Битла» Джорджа Харрисона (его «индийские вещи»). Если в первые пару лет после выхода альбома «Битлз» «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера» (1967) опусы Харрисона впервые привлекли к себе широчайшее внимание, а затем в этом направлении, без особого успеха, работал ряд последователей, то в последние годы элементы Р.-р. однозначно можно обнаружить, пожалуй, только в музыке фьюжн.
РЕГГЕЙ. РЕГГИ (англ. неперевод. Reggae) — стиль, сформировавшийся в конце 1960-х гг. на Ямайке (США) на базе ритм-энд-блюза, соула и латиноамериканского танца калипсо. Первоначально Р. бытовал в среде негров и представлял собой гимны растафарианства, однако с 1973 г. заинтересовал многих «белых» поп- и рок-музыкантов. К концу 1970-х гг. ассимилировался британской «новой волной». Характерные черты Р. — изощренная ритмика (часто с использованием полиритмии и полиметрии), принцип регулярного синкопирования, разнообразие применяемых ударных инструментов, двутактная периодичность мелодических и гармонических структур, вопросо-ответный принцип как основа формообразования.
РЕЙВ (англ. rave — неистовый; здесь: rave party — веселое сборище, вечеринка). Термин возник применительно к вечеринкам или просто местам встреч западной молодежи, которые вошли в моду в конце 1980-х гг.
Основные элементы сформировались в конце 1980-х — начале 1990-х гг В обустройстве современных рейв-партиз не последнюю роль стали играть свет и лазеры, а его непосредственное звучание целиком и полностью было отдано во власть самых последних экспериментов с компьютерными технологиями извлечения звука. Находящаяся по сути дела полностью в руках ди-джея, музыка Р. развивалась как разновидность эксплуатации электронного звучания со скоростью 120 — 180 ударов в минуту и стандартным набором используемых моделей синтезаторов, электронных ударных установок и сэмплеров с запрограммированными сегментами музыки, вырезанной из других записей.
Рейв-партиз нередко сопровождались употреблением экстези и других сильнодействующих веществ, создающих ощущение полной раскрепощенности и вызывающих впадание перципиентов Р. в так называемый танцевальный транс.
РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ (англ. rhythm and blues — ритм и блюз) — одно из основополагающих направлений рок-музыки, упрощенно трактуемое как смешение джазового свинга и вокально ориентированного черного блюза. Как стиль, Р&Б сформировался в Чикаго в первой половине 1950-х гг. Многие исследователи считают официальным днем рождения Р&Б 12 апреля 1954 г., когда американский певец Билл Хейли записал на пластинку песню «Рок круглые сутки». В 1960-е гг. превращенной формой Р&Б стала британская бит-музыка
В результате экспериментов по разработке неисчерпаемых запасов блюза рок-составами в Великобритании в первой половине 1960-х гг. возник блюз-рок. При этом понятия «Р&Б» и «блюз-рок» часто считаются идентичными.
РОК-МУЗЫКА (англ. rock — качаться, раскачиваться, трястись) — тип современной музыки, сложившийся в первой половине 1950-х гг. в США. Термин «Р.-м.» употребляется в американской литературе для обозначения самостоятельного музыкального жанра с 1967 г. До этого его компоненты практически не имели названия и рассматривались как отдельные течения так называемой «молодежной музыки». Сам термин «рок» произошел от обозначения стиля «рок-н-ролл», который принято считать первой «ступенью» в хронологической «лестнице» Р.-м. иногда на сленге «рок» и обозначает сокращение от «рок-н-ролл» и наоборот, очень часто сами музыканты обо всей Р.-м. говорят как о рок-н-ролле.
Стилевую основу Р.-м. составили ритм-энд-блюз, рок-н-ролл и кантри-энд-вестерн. Одним из основателей рока считается американский певец Билл Хейли, записавший на пластинку 12 апреля 1954 г. песню «Рок круглые сутки».
Историю зарубежной Р.-м. можно условно подразделить на несколько этапов: 1) 1950-е гг. — период формирования рока как жанра, его кристаллизации из ритм-энд-блюза (рок-н-ролла); 2) 1960—1967 — возникновение британской бит-музыки; 3) 1967 — конец 1970-х — разделение Р.-м. на множество стилевых разновидностей; 4) 1980 — конец 1990-х гг. — взаимодействие Р.-м. с различными музыкальными жанрами и стилями — от развлекательных до академических.
Основоположником отечественного (русского) рока по праву считается Александр Градский, организовавший в 1963 г. при МГУ рок-группу «Тараканы», которая состояла из польских студентов.
Отечественная Р.-м. также имеет свою периодизацию: 1) 1963—1968 — период «битломании» (подражания «Битлз» и другим британским бит-группам(; 2) 1969—1980 — период профессионализации рока, формирования его самобытности и расцвета ВИА-стиля; 3) 1980—1986 — период полуподпольного существования Р.-м.; 4) 1986—1991 — период активной коммерциализации отечественного рока. Для последнего периода характерны следующие тенденции: во-первых, весь отечественный рок отчетливо дифференцировался на «официозный», пропагандируемый средствами массовой информации, и «андеграундный», игнорирующий шоу-бизнес. Во-вторых, в республиках бывшего СССР ярко обозначилось стремление к воплощению посредством Р.-м. идей национального возрождения. После распада Советского Союза указанные тенденции в различных республиках действовали с разной силой.
В Беларуси Р.-м. зародилась в 1960-х гг. и носила по преимуществу любительский и подражательный характер. Первой профессиональной белорусской рок-группой считается созданный в 1968 г. коллектив «Лявоны», который год спустя сменил название на «Песняры». Последние исполняли наряду с песнями советских авторов «ритмизированные» обработки белорусских народных песен и рок-композиции собственного сочинения. Так что «Песняры» можно в равной степени считать как ВИА, так и рок-группой.
Формирование белорусской национальной (белорусскоязычной) Р.-м. происходило несколько раньше, чем в других союзных республиках — в начале 1980-х гг. Ее пионерами были минские группы «Бонда» и «Мроя». Бурный всплеск белорусского рока начался в конце 1980 — начале 1990-х гг. и продолжается до настоящего времени. Сегодня наиболее типичными представителями жанра являются группы «Імпэтт», «Крама», «Крыві», «Н.Р.М.», «Новае неба», «Палац», «Троица», «Экзіст», «Юр’я» (Минск), «Гейтвард», «Стена» (Брест), «Анархайзис» (Столин), «Дивейшн» (Гродно) и мн. др.
Понятие рока выходит далеко за пределы собственно музыки, Р.-м. послужила средством выражения той или иной молодежной субкультуры (контркультуры). Нередко рок является для молодых людей некой «духовной субстанцией», «философской единицей». В связи с этим учеными предлагается более широкое понятие — «рок-культура», куда наряду с Р.-м. входят также особенности ее функционирования в социальной среде. Рок-культура по своей сути плюралистична: она может вбирать в себя разные, а иногда диаметрально противоположные идеи и позиции — от анархизма и либерализма до коммунизма и фашизма, от политической активности до откровенной аполитичности, от христианства до сатанизма, от глобального гуманизма до физической агрессивности и человеконенавистничества. Лучшим рок-текстам свойственны социальная актуальность, политическая заостренность, направленность на реальные проблемы повседневной жизни, четко выраженное отношение автора к происходящему.
Трудность научного определения Р.-м. и рок-культуры в целом в немалой степени объясняется ее социальной природой. В соответствии с различиями трактовки рока — как музыкального жанра и как социокультурного феномена — можно определить данное явление с двух позиций.
Рок как музыкальный жанр — это совокупность стилей и направлений, для которых, при всех их отличиях, характерны: гипертрофированная роль ритма, органическое сочетание музыки с поэзией (рок-поэзия), театрализацией (рок-шоу), пластикой, парикмахерским и модельерским делом, участие слушателей-зрителей в процессе исполнения композиций, а также высокий уровень психологизации и физиологизации.
Рок как социокультурный феномен — это форма поколенческой культуры, соответствующая, как правило, социально-этическим запросам тех или иных молодежных течений и отражающая реальные проблемы их существования.
РОК-Н-РОЛЛ (англ. rock — качаться, раскачиваться, трястись, roll — крутиться, кататься, вертеться, вращаться) — наиболее ранняя форма современной рок-музыки. Появилась в США в середине 1950-х гг., в музыкальном отношении представляла собой упрощенный вариант ритм-энд-блюза с элементами музыки кантри. Для Р.-н-р. в целом характерен блюзовый двенадцатитакт в качестве структурной основы, техника риффов (многократно повторяемых кратких мелодических попевок), звучание нескольких электрогитар, фортепиано, медных духовых, тенор-саксофона, краткие мелодические фразы, достаточно элементарный словесный текст, ярко выраженная танцевальная основа. Исполнителями Р.-н-р. были как белые, так и чернокожие музыканты. Такое же название имеет парный танец, получивший широкую известность в 1950-е гг.; отличается крайней экспрессивностью, хореографическими поддержками и нарочитой небрежностью по отношению к партнерше, музыкальный размер — 4/4, темп быстрый.
РОКО-БИЛЛИ, СЭЙКО-БИЛЛИ (англ. rockabilly — народная песня, исполняемая в ритме рока, греч. psycho — душа) — сплав рок-н-ролла и кантри-энд-вестерна (хиллбилли). В сравнении с рок-н-роллом отличается более распевной мелодикой и смягченным звучанием (нередко отсутствуют духовые, фортепиано, иногда ладоударные). Звезды рок-н-ролла были также исполнителями рокабилли.
РОК-ОПЕРА — музыкально-театральный спектакль, сочетающий жанрово-стилевые особенности оперного искусства (принципы драматургии, сквозное развитие, замкнутость номеров, лейтмотивность) и рок-музыки. Ее истоки восходят, главным образом, к мюзиклу, от которого Р.-о. унаследовала чередование разговорных сцен и музыкальных номеров. Первыми произведениями в этом жанре принято считать «Волосы» Г. Макдермота (1967, США), «Квадрофения» и «Томми» П. Тауншенда (1969, Великобритания). Этапным в развитии Р.-о. стал музыкальный спектакль английских авторов — композитора Э. Л. Уэббера и драматурга-либреттиста Т. Райса «Иисус Христос — супер-звезда» (1970).
В СССР первые Р.-о. создавались в 1970-х гг. В их числе — «Песня пра долю» белорусского композитора, художественного руководителя ВИА «Песняры» В. Мулявина по мотивам ранней лирики Я. Купалы (1972), «Муха-цокотуха» А. Градского по одноименной сказке К. Чуковского (1973), «Орфей и Эвридика» А. Журбина на сюжет античной легенды (1975), «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А. Рыбникова по мотивам произведений П. Неруды (1976). «Сказание о Емельяне Пугачеве» В. Ярушина по историческим документам (1978) и мн. др. Но вершиной развития жанра является Р.-о. А. Рыбникова «”Юнона” и “Авось”» по поэме А. Вознесенского «Авось» (1981).
Со второй половины 1980-х гг. интерес композиторов к жанру заметно ослабевает.
РЭП (англ. rap — болтовня, трёп) — стиль танцевальной музыки, возникший как самостоятельное явление в Бронксе (Нью-Йорк) около 1974 г. Поначалу считался искусством «черных», но уже к концу 1970-х гг. был взят на вооружение и «белыми» музыкантами. Его истоки — джаз, ритм-энд-блюз, соул, фанк, ска, реггей и «диско»музыка. Р. представляет собой ритмическое проговаривание фраз, часто не рифмующихся и, как правило, не придерживающихся какого-либо стихотворного размера. Это могут быть фрагменты стихов, лозунги, обмен вопросами-ответами (между «фронтмэном»-солистом и командой или публикой, непристойные стишата или «тарабарщина». Все это произносится поверх фонограммы с танцевальным ритмом.
Для создания композиций в стиле Р. требуется минимум двое — собственно DJ (ди-джей или диск-жокей), работающий с фонограммой и создающий специальный фон, и MC (master of ceremonies, microphone controller; русская аналогия — мастер слова), читающий Р. и заводящий публику.
Пережив период подъема (1983—1987), Р. находится в полном расцвете и оказывает огромное влияние на современную поп-музыку. Практически ни одно прогрессивное направление в ней не обходится без элементов Р.
В 1986 г. произошло скрещение данного стиля с рок-н-ролльной культурой.
СКА (англ. неперевод ska) — народная вест-индская музыка, более архаичная, нежели реггей, форма фольклора Ямайки. В 1960-е годы была известна как блю-бит и вместе с мигрантами из Вест-Индии попала в Великобританию. Оставаясь на протяжении 1960—1970-х гг. чисто «расовой», музыка С. стала популярна в конце 1970-х гг. вместе с фольклором других этнических меньшинств, с появлением интеррасовых групп, связанных с независимой манчестерской фирмой «2-Тоун», что позволило ей добиться успеха на мировом уровне.
СКИФФЛ (англ. skiffle — стиральная доска) — термин, употребляемый применительно к любительским группам и оркестрам, использовавшим недорогие (что для многих в то время было актуально) инструменты, а также бытовые предметы, из которых можно было извлекать звуки — стиральные доски, пустые бутылки, расчески с бумажными полосками и т.п. В качестве «серьезных» инструментов использовались губная гармоника, акустические гитары, реже — фортепиано. С. как стиль сложился в Великобритании в конце 1950-х гг. Американским эквивалентом С. была музыка джаг-бэндов как ранняя волна фолк-рока.
СОУЛ (англ. soul — душа) — стиль популярной музыки. Истоки стиля — негритянские культовые песнопения (госпелз и спиричуэлз), традиционный и современный джаз и ритм-энд-блюз. Первоначально сформировался в США в 1957 г. в фортепианном джазе; с начала 1960-х гг. ассимилировался поп- и рок-музыкой. Характерные черты С. — задушевность (отсюда и название), страстность, богатая мелодическая наполненность, живая пульсация ритма, ярко выраженное синкопирование.
На европейском континенте С. практически не прижился.
СОФТ-РОК (англ. soft — мягкий) — направление рок-музыки, сложившееся в Великобритании во второй половине 1960-х гг. К наиболее характерным чертам С.-р. можно отнести напевность мелодий в сочетании с тяжелым битом, танцевальность, приближенность композиций к песням-балладам с любовными текстами.
«ТРЕТЬЕ ТЕЧЕНИЕ» (англ. third stream) — стилевое направление в современной музыке, занимающее промежуточное положение между академическим музыкальным искусством и музыкой массовых жанров (именно они и подразумеваются под «первым» и «вторым» течениями); возникшее на основе их синтеза. Термин введен в 1959 г. американским композитором Гюнтером Шуллером, который является ведущим представителем данного направления.
Эксперименты в области «Т. т.» можно условно подразделить на три группы:
1) попытки освоения джазовыми и рок-музыкантами идей и принципов современной академической музыки; 2) создание академическими композиторами произведений, специально предназначенных для исполнения джазовыми и рок-музыкантами; 3) совместное творчество академических, джазовых или рок-музыкантов.
ТРИП-ХОП (англ. trip — блуждание) — стиль танцевальной музыки, сложившийся в США в 1994 г. Звучит сравнительно медленно (85 — 115 ударов в минуту). Истоки Т.-х. различны — современный джаз, ранний блюз, хип-хоп, британская неопсиходелическая волна начала 1980-х гг., хард-роковые баллады. К числу основных признаков стиля можно отнести его альтернативность поп-музыке, обилие наложений музыкальных и шумовых звуков, создающее эффект полифоничности, мрачность звучания, вызывающая у слушателя ощущение подавленности.
УОРЛД МЬЮЗИК (англ world music — мировая музыка) — музыкальное направление, сложившееся в конце 1980-х гг. одновременно в США, Западной Европе и республиках бывшего СССР. Предтеча У. М. — фолк-рок. Однако, в отличие от последнего, У. м. предполагает сочетание приемов аутентичной музыки разных стран и народов со стилевыми особенностями джаза, поп- и рок-музыки. По мнению исследователей, У. м. на сегодняшний день является одним из наиболее прогрессивных и перспективных музыкальных направлений.
ФАНК, ФАНКИ (англ. funk — испуганный) — исполнительский стиль, сформировавшийся в США во второй половине 1950-х гг. Первоначально Ф. складывался в джазе. Но уже в начале 1960-х гг. был ассимилирован поп-музыкой. Характерные черты Ф. — максимально блюзовое интонирование, тенденция к существенному отклонению от темперированного строя, экспрессивная манера голосоведения, танцевальный, зажигательный ритм, сквозное синкопирование, экстатичность.
ФОЛК-РОК (англ. folk — народ) — совокупность форм рок-музыки, в которых мелодическая основа построена либо на либо на прямых заимствованиях из фольклора, либо на стилизациях «под фольклор». Как стиль Ф.-р. сформировался в Сша в середине 1960-х гг. и к концу десятилетия распространился в странах Западной Европы. В республиках СССР Ф.-р. выразился прежде всего в обработках народных песен для ВИА-составов.
Новый этап в развитии Ф.-р. связан с возрождением национального самосознания в бывших союзных республиках, что проявилось в создании рядом рок-групп композиций, сочетающих элементы аутентичного фольклора с современными ритмами.
В начале 1990-х гг. от Ф.-р. отпочковались такие его разновидности, как этно-музыка и «уорлд-мьюзик», которые ныне существуют как самостоятельные направления.
ХАРДКОР (англ. hard — жесткий, core — крутой) — стиль рок-музыки, сформировавшийся в США во второй половине 1980-х гг. в результате слияния признаков панк-рока и хэви-метал. Х. нередко называют «интенсивным панком». Его характерные черты — принципиальная плакатность, «антимелодичность», максимально быстрый темп, ориентация, главным образом, на «кровавые» сюжеты.
ХАРД-РОК (англ. hard — жесткий, твердый) — стиль рок-музыки, выросший из классического блюза, ритм-энд-блюза и арт-рока. Как самостоятельное направление, сложился в Великобритании приблизительно в 1968 г. Характерные особенности Х.-р. — агрессивность, напряженность, повышенная энергичность; унисонность звучания соло- и бас-гитары создает ощущение тяжести (благодаря чему в отечественной музыкальной критике появилось обозначение «тяжелый рок»). В начале 1970-х гг. Х.-р. являлся самым «тяжелым» стилем рока. Но уже к 1973 г. он начал обретать коммерческие черты (в первую очередь — легкая запоминаемость припевов композиций). Во второй половине 1970-х гг. Х.-р. стал постепенно вытесняться хэви-метал.
С середины 1990-х как на Западе, так и на теретории бывшего СССР ярко обозначилась тенденция активного возрождения интереса к Х.-р.
ХИП-ХОП (англ. звукоподраж. hip hop) — 1) то же, что рэп; 2) «постмодернистский» стиль современной поп-музыки, предполагающий создание композиций посредством не творчества (изобретения нового), а микширования (сведения) созданного ранее музыкального материала.
Х.-х. в своем втором значении возник в начале 1980-х гг. в среде негритянского населения США и был ассимилирован «белыми» музыкантами.
На сегодня Х.-х. определяет лицо прогрессивной поп-музыки.
ХЭВИ-МЕТАЛ (англ. heavy metal — тяжелый металл) — стиль рок-музыки, сложившийся в Великобритании на рубеже 1960—1970-х гг. Сам термин впервые встречается в 1959 г. в книге американского писателя-фантаста Уильяма Берроуза «Обнаженный завтрак». Применительно к музыке его употребление приписывают американскому журналисту Лестеру Бэнгзу.
Изначально Х.-м. отпочковался от хард-рока. При этом следует отметить, что в США хард-рок и Х.-м. рассматриваются как синонимы, в то время как в европейских странах между ними проводятся принципиальные различия. Характерными чертами композиций первой волны британского «металла» были высокий вокал, продолжительные импровизационные гитарные соло, преимущественно быстрый темп, незамысловатость сюжетов.
К 1983 г. ортодоксальный Х.-м. подразделился на ряд течений, отличающихся стилевым набором, внешней атрибутикой и тематикой содержания. К числу наиболее распространенных в наше время относятся:
трэш-метал (англ. trash — бить, молотить) — разновидность Х.-м., предполагающая выдвижение на первый план ударных инструментов (часто заглушающих вокал);
спид-метал (англ. speed — быстрый, скорый) — совокупное обозначение композиций, отличающихся максимально быстрым темпом;
уайт-метал (англ. white — белый, светлый) — совокупное обозначение композиций, содержание которых апеллирует к «светлой», жизнеутверждающей тематике;
блэк-метал (англ. black — черный) — в противовес уайт-метал обозначение композиций, в которых эстетизируются разрушенчество (кровь, насилие, убийства), посторонние силы, обращение к сатанизму и т.п.;
дэз-метал (англ. death — смерть) — совокупное обозначение композиций, культивирующих образы смерти и потустороннего мира;
дум-метал (англ. doom — дом) — совокупное обозначение композиций спокойного характера, выдержанных в медленном темпе;
ню-метал (англ. nu metal, от искаж. new metal — новый металл) — обозначение композиций, наряду с традиционными стилевыми особенностями Х.-м. использующих элементы индастриэла, панк-рока, хардкора, а также модных направлений поп-музыки.
В целом характерными тенденциями Х.-м. 1980—1990-х гг. является противопоставление «тяжелых» групп по эстетическому признаку: с одной стороны, группы, чей музыкальный материал эволюционирует в сторону упрощения, предпочтение, отдаваемое низкому, «рычащему» вокалу (для создания ощущения ужаса), с другой — «экспериментаторы», пытающиеся совместить Х.-м. с арт-роком и симфонической музыкой.
ШАНСОН (фр. chanson — песня) — разновидность песни, сложившаяся во Франции в эпоху Буржуазной революции. В XX в. Ш. взаимодействует с эстрадной музыкой. На территории бывшего СССР распространился в 1960—1980-х гг., испытав сильное влияние «блатной» песни и городского романса.
ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА — вид музыкального творчества, основанного на записи электрогенерированных звуков на магнитную ленту без использования микрофонов и музыкальных инструментов. Как направление в академической музыке сложилась в середине 1940-х гг.
Композитор, работающий в жанре Э. м., использует звуковые генераторы в частотном диапазоне от 10 до 20.000 Гц, в котором определяет необходимые параметры музыкального материала — высоту, продолжительность и интенсивность звука. Звуки, имеющие новые акустические качества, могут создавать необычные для слухового восприятия эффекты. Звуковые источники целесообразно разделить на имитирующие и заменяющие звук традиционных музыкальных инструментов: звуковые имитаторы, ставшие уже привычными в джазе, поп- и рок-музыке; самостоятельные электронные инструменты, обладающие многочисленными звукокрасочными возможностями; электронные источники звука, служащие преобразованию слуховых формаций — генераторы, модуляторы, мультивибраторы, электронные барабаны и т.п. Их цель — создание музыки при посредстве электронных звуков и поиски новых форм выражения, технического переоснащения и реализации с помощью электроприборов. В Э. м. можно выделить ряд разновидностей — индастриэл, нью-эйдж, техно, компьютерную музыку и т.п.
ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА (фр. estrade — сценические подмостки) — термин для характеристики разнообразных форм развлекательной музыки XIX—XX вв. Понятие «Э. М.» трактуется весьма широко и включает в себя произведения малых форм — оркестровые пьесы, отрывки из оперетт, танцы, марши и т.п.
В отечественной музыке эстрадный жанр сформировался в 1920 — начале 1930-х гг. Ведущей его разновидностью являлась песня. С конца 1940 — начала 1950х гг. Э. м. испытывает на себе влияние достижений НТП (изобретение микрофона и электроусилительной аппаратуры, развитие индустрии грамзаписи). Это привело в конечном счете к возникновению новых ее разновидностей — ВИА-стиля (1960 — начало 1980-х) и собственно поп-музыки (1980—1990).
Современное популярное эстрадное музыкальное произведение — это синтетическое, слаженное взаимодействие не только собственно музыкальных художественно-выразительных средств, но и вид сценической культуры музыкантов, которую характеризуют такие факторы, как мимика, жесты, элементы хореографии, театрально-игровые зарисовки, внешний облик исполнителей: одежда, прически, грим и т.п. Характерные черты Э. м. — доступность, легкость восприятия, примитивность, однозначность, простота содержания, оригинальность, выразительность вокального и инструментального исполнения.
ЭТНО-МУЗЫКА (греч. éthnos — народ, племя) —направление, сложившееся в мировой музыке в конце 1980 — начале 1990-х гг. Э.-м. произросла из фолк-рока. Но если в последнем народная музыка пропускается сквозь призму сознания автора и подвергается переосмыслению, то этно-музыканты стремятся к воспроизведению аутентичных (первоначальных) звучаний, используя оригинальные инструменты.
С середины 1990-х гг. Э. м. развивается как самостоятельное направление, вне джаза, поп- и рок-музыки. В то же время она привлекает многих джазовых и рок-музыкантов, что зачастую приводит к появлению синтетических стилей, основанных на сочетании музыки разных народов с различными направлениями джаза и рока.
- Массовые музыкальные жанры XX века в системе музыкально-эстетического воспитания
- Введение.
- Глава I. Изучение музыки массовых жанров XX века на факультативных занятиях по предметам эстетического цикла.
- § 1. Основные направления использования массовой музыки в учебном процессе.
- Изучение музыки массовых жанров XX века на факультативных занятиях.
- 2) Привлечение образцов массовой музыки в качестве иллюстративного материала.
- 3) Организация тематических занятий с использованием массовой музыки.
- § 2. Принципы и методы изучения массовых музыкальных жанров в рамках предметов эстетического цикла.
- Глава II. Спецкурс «массовая музыкальная культура XX века» в педагогических вузах.
- Глава III. Развитие массовой музыкальной культуры в беларуси. § 1. От песни — к поп-музыке.
- § 2. Джаз
- § 3. Авторская песня
- Джаз-поп-рок-лексикон.
- Приложение Программа «Массовые музыкальные жанры XX века».
- Тема I. Исторические предпосылки возникновения массовой музыкальной культуры (общий обзор).
- Тема II. Джаз — первая форма современной массовой музыки.
- Тема III. Зарождение рок-музыки в сша.
- Тема IV. Развитие рок-музыки в 60-е гг.
- Тема V. Музыка массовых жанров в 70-е гг. XX в.
- Тема VI. Развитие музыки массовых жанров в 80 — 90-е гг. (общий обзор).
- Тема VII. Советская массовая музыка в 30 — 60-е гг.
- Тема VIII. Советская массовая музыка в 60 — 70-е гг.
- Тема IX. Музыка массовых жанров в 80 — 90-е гг
- Тема X. Музыка массовых жанров на территории Беларуси
- Список рекомендуемой литературы