logo search
3

28. Культура Западной Европы II половины XIX века

Тема урока: 28.2. Эклектизм как стиль архитектуры — 2 урока.

Задания:

  1. Попробуйте найти проявления эклектизма на более ранних стадиях развития архитектуры. С чем, по-вашему, связаны эти проявления?

  2. Сформулируйте, в чем сходство и различие “Эйфелевой башни” и готического собора?

  3. Подумайте, какому архитектурному стилю противоположен пуризм? А в чем их сходство?

  4. Как вы думаете, имеет ли смысл лозунг пуризма для других видов искусства?

  5. Попробуйте спроектировать (нарисовать, описать) здание, в котором бы совмещались барокко и пуризм.

Тема урока: 28.3. Реализм в западноевропейской живописи (Ж. Милле, Г. Курбе, О. Домье) — 2 урока.

Задания:

  1. Подумайте, что мешало художникам до XIX века пристально изучать и воплощать в произведениях повседневную реальность своего народа?

  2. Попробуйте сформулировать, в чем различие в отношении к пейзажу у барбизонцев и у К. Коро?

  3. Можно ли сказать, что живопись Г. Курбе более реалистична, чем полотна “малых голландцев”? Какой же основной признак отделяет живопись реалистов от живописи не-реалистов?

  4. Можно ли О. Домье назвать Хогартом XIX века? Почему?

  5. Есть ли в живописи О. Домье романтизм? Если есть, то в чем он проявляется?

Тема урока: 28.4. Рождение оперетты (И. Кальман, И. Штраус, Ж. Оффенбах) — 2 урока.

Задания:

  1. К какому жанру фольклора ближе всего стоит оперетта?

  2. Если именно танец задает основную атмосферу оперетты, то без сюжетной линии какого типа оперетта не может обойтись?

  3. Подумайте, какие из известных вам фильмов по развитию сюжета ближе всего к оперетте?

  4. Какой закон опереточного жанра нарушается, когда из оперетты делают художественный фильм-оперетту?

  5. Известно, что народная культура и профессиональное искусство в XIX веке все больше сближаются. Почему же тогда оперетта, берущая начало в народном театре так и не достигает профессиональной оперы?

  6. Сегодня все большую популярность в мире получают карнавалы (венецианский, римский). Что общего у карнавала с опереттой?

Тема урока: 28.5. Реалистическая опера (Дж. Верди, Ж. Бизе, Ш. Гуно) — 4 урока.

Задания:

  1. Что, по-вашему, может отражать музыка, кроме реального мира?

  2. Как может выражаться в музыке “борьба за национальное освобождение”?

  3. Подумайте, почему последовательное отражение в произведении искусства (музыке, литературе, театре) мельчайших изменений состояния человека рождает у зрителя (слушателя, читателя) ощущение реальности?

  4. Как вы думаете, что давала для понимания происходящего на сцене новая манера пения (stilo misto)?

  5. Каким качеством обязательно должна обладать оперная музыка, чтобы в песенно-романсовой манере не скатиться до примитивной пошлости?

  6. Может ли “звуковой портрет” быть портретом-представлением, портретом-позой, портретом-жестом, портретом-выражением?

Тема урока: 28.6. Импрессионизм во французской поэзии, живописи, музыке — 2 урока.

Задания:

  1. Как вам кажется, в чем импрессионисты “продолжают” романтиков?

  2. Как вы думаете, чем “самостоятельная жизнь света” у импрессионистов отличается от “самостоятельной жизни света” у Рембрандта?

  3. Трудно представить себе что-либо более далекое, чем полотна импрессионистов и православные иконы. Но есть между ними и явное сходство. В чем?

  4. Возможен ли архитектурный импрессионизм? Почему? А в масштабе целого архитектурного ансамбля?

  5. Одна из характерных особенностей полотен импрессионистов — выход сюжета за пределы картинной рамы. А может ли музыкальное произведение выйти за пределы рамы?

  6. Можно ли представить себе импрессионистический костюм? С какой точки зрения нужно говорить об импрессионизме в костюме?