logo
3

25. Культура русского классицизма

Тема урока: 25.1. Мастера русского архитектурного классицизма (В. Баженов, М. Казаков, К. Росси) — 2 урока.

Задания:

  1. Подумайте, в чем могли различаться интерьеры “петербургского” и “московского” домов одного и того же человека? А какие варианты “московского интерьера” и “петербургского интерьера” могли бы предложить вы?

  2. Как связана идея Бульварного кольца в Москве с основными идеями классицизма?

  3. Попробуйте представить Москву человеком. Что она потеряла бы с осуществлением баженовского проекта строительства Кремлевского дворца? Какое качество, свойственное классицистической архитектуре, придал бы этот Дворец всему городу?

  4. Как вы думаете, треугольный план здания Сената в Московском Кремле увеличивает степень гармонии сооружения или нет? Почему все-таки большинство классицистических зданий прямоугольны в плане?

  5. Подумайте, в чем выражается отличие русского понимания классицистической красоты от французского? Как это связано с национальными особенностями характеров?

Тема урока: 25.4. Дворянский бал — 2 урока.

Задания:

  1. Некоторое соотношение “службы” и “развлечения” сохранялось в русском быту и во время бала. Подумайте, одинаково ли воспринималось такое соотношение дамами и кавалерами?

  2. Бал — “праздное времяпровождение, выстроенное по жесткому сценарию”. Что хорошего и что плохого в таком проведении времени?

  3. Почему “правильная постановка корпуса и головы” возводится в ранг этикетного закона? Разве это не личное дело каждого человека?

  4. С какими типами классицистических зданий или сооружений вы могли бы сравнить полонез? А с какими — вальс?

  5. Существовала “французская” и “английская” манеры исполнения мазурки. А какой должна была бы быть “русская” манера, если бы она все-таки сформировалась?

Тема урока: 25.5. Русская классическая дворянская усадьба — 1 урок.

Задания:

  1. Подумайте, сильно ли различались личные “идеальные уголки” разных дворян? В каких элементах усадебного быта это различие обязательно проявлялось, а каких — нет?

  2. В каких элементах вашей квартиры вы или ваши родители выражают свои идеалы?

  3. Что общего, по принципу организации, у дворянского бала и дворянской усадьбы? Знаете ли вы в современной жизни подобные ситуации?

  4. Присмотритесь к вашей квартире. Что в ней является центром? Что можно сказать о стиле жизни вашей семьи по этому “центру квартирного мира”?

  5. Что в современной квартире может служить аналогом натюрморта Vanitas? Обязательно ли присутствие такого объекта в доме? Почему?

  6. Представьте себе, что вы — управляющий русской усадьбой XVIII века. Вам поручили расставить по помещениям усадьбы большие скульптуры и небольшие статуэтки античных богов. Кого из богов, куда бы вы поставили?