25. Культура русского классицизма
Тема урока: 25.1. Мастера русского архитектурного классицизма (В. Баженов, М. Казаков, К. Росси) — 2 урока.
Активная урбанизация России во второй половине XVIII века и появление новых типов общественных зданий (присутственные места, суды, казначейства, дворянские и купеческие собрания).
Рост российского образования и культуры и необходимость в возведении театров, музеев, университетов.
Основные заказчики архитектора: государство, Синод, царская фамилия, богатые вельможи.
Рост числа помещиков среднего достатка и появления множества крепостных архитекторов.
Новые идеалы архитекторов классицизма, сформулированные В. Баженовым в надписи на закладной доске Кремлевского дворца: “К славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа”.
Архитектурная среда Петербурга как модель для подражания всей России. Военизированный и придворно-официальный характер жизни Петербурга, жизнь в Москве как постоянный отдых и развлечение и полусельский характер большинства провинциальных русских городов.
Попытки классицистической реконструкции Москвы:
устройство Бульварного кольца на месте старых стен Белого города по примеру парижских бульваров;
проект и начало строительства большого классицистического Кремлевского дворца на месте двух стен Кремля (В. Баженов);
строительство здания сената в Московском Кремле (М. Казаков). Применение классицистических принципов к реальной планировке территории (треугольный план);
освобождение территории от старой застройки в результате пожара 1812 года и организация московских площадей О. Бове (Красная площадь, Театральная площадь, проект Манежной площади);
строительство зданий, доминирующих в московской городской застройке и служащих классицистическим образцом (дом Пашкова, арх. В. Баженов; дом Благородного собрания, арх. М. Казаков);
создание классицистического “архитектурного ожерелья” вокруг Москвы: Петровский (Путевой) дворец, арх. М. Казаков; Царицино, арх. В. Баженов и М. Казаков.
Формирование крупных городских ансамблей в Петербурге:
официальный центр города — Дворцовая площадь (К. Росси): Зимний дворец, здание Главного штаба с триумфальной аркой, Александрийский столп;
торговый центр города — ансамбль стрелки Васильевского острова (Т. де Томон): здание Биржи, ростральные колонны, спуск к Неве;
мемориальный центр города — площадь Казанского собора (А. Воронихин);
городской центр искусств — ансамбль улицы Зодчего Росси (К. Росси).
Задания:
Подумайте, в чем могли различаться интерьеры “петербургского” и “московского” домов одного и того же человека? А какие варианты “московского интерьера” и “петербургского интерьера” могли бы предложить вы?
Как связана идея Бульварного кольца в Москве с основными идеями классицизма?
Попробуйте представить Москву человеком. Что она потеряла бы с осуществлением баженовского проекта строительства Кремлевского дворца? Какое качество, свойственное классицистической архитектуре, придал бы этот Дворец всему городу?
Как вы думаете, треугольный план здания Сената в Московском Кремле увеличивает степень гармонии сооружения или нет? Почему все-таки большинство классицистических зданий прямоугольны в плане?
Подумайте, в чем выражается отличие русского понимания классицистической красоты от французского? Как это связано с национальными особенностями характеров?
Тема урока: 25.4. Дворянский бал — 2 урока.
Противопоставление двух форм жизни (служба государю и частная жизнь) в дворянском быту. Ослабление этого противопоставления в “дворянском собрании”. Дворянский бал — одна из немногих дозволенных форм коллективного времяпровождения.
Дворянский бал как целостное театрализованное представление с четким сценарием и репертуаром танцев. Программы и эмблемы балов.
Танец как основной элемент бала.
Обязательное обучение танцам в дворянском быту XVIII - XIX века. ЋДетские балыЛ, устраивавшиеся для светского общения детей и обучения их поведению на балу.
Основные особенности светского общения на балу:
правильная постановка корпуса и головы у кавалеров и дам;
этикет приглашения на танец и окончания танца;
обращение с аксессуарами (перчатки, веер, цветы и т.д.).
Основные танцы бального репертуара конца XVIII – начала XIX века (полонез, вальс, мазурка, котильон). Организация бального насторения при помощи смены танцев. “Приличные” темы разговоров во время того или иного танца.
Полонез (польский танец) как торжественное шествие, открывающее бал:
полонез как “постоянная выставка блеска, славы значения дворянства”;
основа полонеза — ритмически четкий, плавный и мягкий, неизменяющийся шаг;
особое приседание-поклон на третьей музыкальной доле полонеза;
отсутствие сложных хореографических украшений, замысловатых движений и поз;
обязательная строгость осанки и горделивость поз во время полонезного шествия;
исполнение полонеза строго по рангам;
повторение танцующими всех тонкостей движений первой пары.
Проникновение вальса (weller — кружиться, скользить) в бальный быт в середине XVIII века. Долгое существование вальса на “границе допустимых приличий”.
Особенности вальсового этикета:
основа вальса — вращательные движения, кружения;
интимность вальса, удобство объяснений во время танца;
противопоставление вальса как романтического другим танцам.
Мазурка и “мазурочная болтовня”. Происхождение мазурки из польского “мазура”. Бравурная шляхетская мазурка при польском дворе.
Строгая упорядоченность фигур мазурки и свобода (особенно у кавалера) в их варьировании. Мазурочный распорядитель, устанавливающий порядок фигур.
Выбор пары как этикетная основа мазурки.
“Изысканный” столичный и “бравурный” провинциальный стили исполнения мазурки.
Легкая “французская” манера исполнения мазурки, изобилующая прыжками (антраша) и томная, меланхоличная “английская” манера.
Котильон — массовая танцевальная сюита, состоящая из нескольких самостоятельных танцев и танцевальных игр (фр. сotillons — конфети, серпантин, маски; courir le сotillons — бегать за женщинами).
Отдельные танцевальные фигуры котильона — вальс, мазурка, полька и т.д.
Отдельные танцевальные игры котильона: “платок”, “убегающая шляпа”, “беседка” и др.
Задания:
Некоторое соотношение “службы” и “развлечения” сохранялось в русском быту и во время бала. Подумайте, одинаково ли воспринималось такое соотношение дамами и кавалерами?
Бал — “праздное времяпровождение, выстроенное по жесткому сценарию”. Что хорошего и что плохого в таком проведении времени?
Почему “правильная постановка корпуса и головы” возводится в ранг этикетного закона? Разве это не личное дело каждого человека?
С какими типами классицистических зданий или сооружений вы могли бы сравнить полонез? А с какими — вальс?
Существовала “французская” и “английская” манеры исполнения мазурки. А какой должна была бы быть “русская” манера, если бы она все-таки сформировалась?
Тема урока: 25.5. Русская классическая дворянская усадьба — 1 урок.
Создание личного “идеального” уголка в строго регламентированном мире дворянского государства — основная цель усадебного строительства.
Продуманность и аллегоричность усадебного мира:
цветовые аллегории: желтое — богатство хозяина, белое — свет, серое — удаленность от общественной жизни, красное — внутренняя деятельность;
парковые аллегории: белые березы — образ Родины, цветущие липы — райский эфир, акация и плющ — символы бессмертия, камыши у воды — уединение.
Парадная (крайне “театральная”) и повседневная жизнь усадьбы. Четкое разделение усадебных построек на “парадные апартаменты” и “комнаты для фамилии”.
Мужской кабинет как интеллектуальный и хозяйственный центр усадьбы:
мода на “голанскый” и “английскый” кабинеты;
мода на чтение и библиотеки дворянских усадеб (календари, архитектурные труды, русские и французские стихи, романы А. Лафонтена, г-жи Жанлис и Коцебу);
оборудование для “естественных опытов” (пневматических, электрических, биологических) и астрономических наблюдений;
курение в кабинете среди натюрмортов “Vanitas” как символический ритуал, напоминающий о бренности жизни.
Гостиная или зал — холодно-парадный, официальный, центр усадьбы:
функционирование зала лишь в дни приемов;
ориентированность больших окон зала на парадный двор — курдонер и на центральную аллею парка (“парадный просек”);
украшение потолка зала пышным плафоном, пола — наборным паркетом, многочисленными светильниками и торжественной мебелью в холодных тонах;
обязательный парадный портрет царствующей особы в зале.
Общее “потепление” гостиных в начале XIX века:
преобладание мягких розоватых или теплых охристых тонов;
семья теперь проводит здесь каждый вечер;
парадные портреты заменяются интимными портретами членов семьи.
Появление в усадьбах особого “женского кабинета” в конце XVIII века:
“деловое утро” хозяйки кабинета и “салонный вечер”;
развлечения дворянки в усадьбе (заполнение альбомов, чтение, рисование, рукоделие). Расцвет русского бисера на рубеже XVIII-XIX веков;
изящная обстановка кабинета, обилие мягких тканей.
“Театральная зала” как особое и отдельное помещение в дворянской усадьбе.
Усадебная столовая как помещение, где семья ощущала себя единством. Обязательная церемония общей трапезы:
обед как театрализованный ритуал (начиная с обедов Людовика XIV);
различные способы парадной сервировки стола (французский, английский, русский).
“Парадные” и приватные спальные комнаты в усадьбах. Драпировки и иконы в приватных спальнях.
Задания:
Подумайте, сильно ли различались личные “идеальные уголки” разных дворян? В каких элементах усадебного быта это различие обязательно проявлялось, а каких — нет?
В каких элементах вашей квартиры вы или ваши родители выражают свои идеалы?
Что общего, по принципу организации, у дворянского бала и дворянской усадьбы? Знаете ли вы в современной жизни подобные ситуации?
Присмотритесь к вашей квартире. Что в ней является центром? Что можно сказать о стиле жизни вашей семьи по этому “центру квартирного мира”?
Что в современной квартире может служить аналогом натюрморта Vanitas? Обязательно ли присутствие такого объекта в доме? Почему?
Представьте себе, что вы — управляющий русской усадьбой XVIII века. Вам поручили расставить по помещениям усадьбы большие скульптуры и небольшие статуэтки античных богов. Кого из богов, куда бы вы поставили?
- Мировая художественная культура Поурочное планирование Культура Нового времени
- 22. Культура западноевропейского барокко
- 23. Культура русского барокко
- 24. Классицизм в культуре Западной Европы
- 25. Культура русского классицизма
- 26. Культура эпохи Просвещения
- 27. Романтизм в мировой культуре
- 28. Культура Западной Европы II половины XIX века
- 29. Русская культура II половины XIX века
- Тема 29.8. П.И. Чайковский — 3 урока.
- Список литературы для учителя мхк по культуре Нового времени