logo
3

26. Культура эпохи Просвещения

Тема урока: 26.2. Расцвет английской живописи (У. Хогарт, Т. Гейнсборо) — 2 урока.

Задания:

  1. Какой бы увидел современную Москву, Лондон, Петербург, ваш родной город сатирический взгляд Хогарта?

  2. Попробуйте сравнить серии картин Хогарта и современные “мыльные оперы”. В чем они похожи? В чем различие?

  3. Хогартовский цикл о судьбе хорошего и плохого мальчиков и комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”. У кого, по-вашему, больше черт “хорошего мальчика” — у Чацкого или Молчалина? Совпадает ли отношение Хогарта к хорошему и плохому в человеке с современными взглядами на людей?

  4. Посмотрите вокруг! Часто ли в архитектуре, скульптуре, бытовых вещах встречается волнистая линия? В каких случаях без нее не обойтись и почему?

  5. Представьте, что вы — художник. И вам заказали картину, основные черты которой должны проявиться лишь при тусклом освещении свечей. Как бы вы подбирали краски для полотна?

  6. Эксперименты Гейнсборо в области колорита и русское гадание с зеркалом и свечей. Что в них общего? Какая особенность человеческой психики здесь используется?

Тема урока: Опера Просвещения (К. Глюк, В. Моцарт) — 2 урока.

Задания:

  1. Попробуйте сформулировать общий принцип оперы-seria и классицистического здания. В каком еще виде искусства вплоть до XX века сохраняется тот же принцип?

  2. Попробуйте спроектировать (нарисовать, описать) классицистическое здание в форме оперной арии da capo. Почему это возможно?

  3. Знаете ли вы какого-либо живописца (или графика), мастерство которого можно сравнить с мастерством певца bel canto?

  4. Известно, что Глюк своей реформой нарушил один из основных законов классицистического искусства. Какой?

  5. “Свадьба Фигаро” Моцарта построена, в основном, как музыкальная “комедия характеров”. А что еще, кроме характера персонажа, можно взять за основу комедийного сюжета?

  6. Можно ли представить себе развитие сюжета “Свадьбы Фигаро” в современном быту? Как вы думаете, стоит ли сохранять музыку Моцарта для такого осовременивания или нужно написать другую?

Тема урока: 26.6. Соната и симфония в творчестве Ћвенских классиковЛ (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен) — 3 урока.

Задания:

  1. На что, по-вашему, больше похоже архитектурное сооружение — на орестр или на инструментальный ансамбль?

  2. Давно замечено сходство архитектурного и музыкального произведений. А живопись? Какие средства этого вида искусства могут, по-вашему, соответствовать каким музыкальным выразительным средствам?

  3. Подумайте, существует ли в архитектуре, живописи, графике, скульптуре принцип тяготения? И если существует, то где и как искать “тонику”?

  4. Подумайте, каким жанрам живописи можно поставить в соответствие части сонатно-симфонического цикла (сонатное Allegro, медленную часть, менуэт или скерцо, быстрый финал)?

  5. Вспомните, какой тип иконы отвечает всем “требованиям” сонатной формы?

  6. Попробуйте представить и описать картину, построенную по законам сонатной формы.

Тема урока: 26.7. Жанр портрета в живописи. Русский парадный и интимный портрет (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский) — 3 урока.

Задания:

  1. Если с помощью театральной маски актер (жрец, шаман) превращается в “другого”, то какому перевоплощению соответствует погребальная маска?

  2. Подумайте, каким бы (какой бы) вы хотели выглядеть на портрете? Много ли на таком портрете, выполненном по вашему заказу, будет истинных черт вашей индивидуальности? А хотели бы вы иметь портрет, передающий абсолютно все черты вашей индивидуальности? Почему?

  3. Если в людях есть “свет”, то, наверное, есть в людях и “тьма”. Подумайте, как может художник донести до нас эту “тьму”, не вызвав неудовольствия заказчика?

  4. Вспомните, где располагался портрет на иерархической лестнице живописных жанров. А где бы вы разместили портрет сегодня? Почему именно здесь?

  5. Попробуйте представить себе и описать личность знакомого всем человека (хотя бы вашего школьного директора) во всех типах портрета. Что при этом меняется, а что остается неизменным?

  6. Попробуйте сообща сконструировать групповой портрет вашего класса. Найдите то общее, что вас всех связывает и обозначьте это ясным символом.

Тема урока: 26.8. Мастера русского скульптурного портрета (Ф. Шубин, Э. Фальконе, М. Козловский) — 2 урока.

Задания:

  1. Подумайте, можно ли обнаружить “языческие черты” в классицистической или барочной круглой скульптуре? Какие?

  2. Внимательно посмотрите на скульптуры в своем родном городе. Какие черты (народной скульптуры или классической западноевропейской) в них сильнее выражены? Как вы думаете, почему?

  3. Может ли быть монументальной небольшая статуэтка? Почему?

  4. Как известно архитектурный классицизм активно использовал элементы античного ордера. А классицистическая скульптура использовала ли скульптурные достижения античности? Какие?

  5. Попробуйте четко сформулировать, как именно влияет на монумент архитектура и ландшафт. А существует ли обратное влияние монумента на окружающую его архитектуру и природу? Какое?

  6. Что можно сказать о состоянии русского общества первой половины XVIII века и второй его половины, судя по конным монументам Петру I?

Тема урока: 26.9. Русские столичные, провинциальные и крепостные театры — 1 урок.

Задания:

  1. Какие формы театральной жизни современной России вы знаете?

  2. Как вы думаете, почему пьесы, игравшиеся немецкими труппами, плохо воспринимались? Есть ли сейчас не русские пьесы, которые, тем не менее, воспринимаются как родные? Какие?

  3. Подумайте, что общего у народного театра с народными языческими обрядами? Мог ли народный театр взять на себя функции языческого обряда?

  4. Какой из театральных форм XVIII века ближе всего современная журналистика и почему?

  5. Русские крепостные театры, несмотря на отдельные яркие актерские таланты, представляли все же довольно убогое зрелище. Почему? Какое глубинное противоречие не позволяло крепостному театру рождать настоящие явления искусства?

Тема урока: 26.10. Русская музыка конца XVIII века — 2 урока.

Задания:

  1. Попробуйте себе представить, какая музыка могла звучать в царском быту до реформ Петра I?

  2. Как вы думаете, какие положительные и какие отрицательные стороны можно найти в исполнении драматических, оперных и балетных спектаклей одними и теми же актерами?

  3. Что, по-вашему, может дать для развития искусства развитие любительства? А какие опасные стороны для искусства можно обнаружить в этом явлении?

  4. Какие изменения в отношении к религии, к Богу можно увидеть в замене знаменного одноголосного песнопения на многоголосное партесное?

  5. Что такое “концерт”? Почему богослужебные сочинения русских композиторов конца XVIII века носят название “хорового концерта”?

  6. Подумайте, есть ли, на ваш взгляд, различия между песней и романсом? Какие?