logo
3

23. Культура русского барокко

Тема урока: 23.1. Петр I и быт начального Петербурга — 1 урок.

Задания:

  1. Почему Петр I предпочитал русское государство устраивать на немецкий и голландский манер, а в искусстве придерживался французских образцов?

  2. Париж и Петербург исторически начинались с островов на реке. Чем выгодно такое положение? И почему, если оно выгодно, так редко встречается? Есть ли что-то общее в судьбе Парижа и Петербурга, обусловленное их “островным началом”? Какие еще островные города вы знаете? Что общего в культуре всех этих городов?

  3. Попробуйте найти общие черты в организации комплекса зданий “по красной линии” улицы или реки и петровским принципом подбора помощников “по способности, а не по знатности”?

  4. Могло ли, по-вашему, произойти “вхождение России в общеевропейскую культуру” без радикального изменения культуры и быта?

Тема урока: 22.2. Архитектура русского барокко (Д. Трезини, Б. Растрелли, Д. Ухтомский и др.) — 2 урока.

Задания:

  1. Как выдумаете, почему именно в первой половине XIX века понадобилось так тщательно сохранять отечественные средневековые памятники, ведь для “представления” России на международной арене строились дворцы во французском духе?

  2. Попробуйте представить, что может означать метод проектирования здания “снаружи внутрь” применительно к облику человека?

  3. Почему русской (и французской) знати так необходимы были элементы ордера в современных им барочных зданиях? Согласились бы они убрать их со своих дворцов?

  4. Вспомните, в какой культуре вы встречались с коридором, как основополагающим архитектурным принципом. Что общего у русского барокко с той культурой?

  5. “Западную” или “восточную” направленность русской культуры отражает, по-вашему, разработка 3-х типовых “образцовых проектов”?

  6. Воспринимается ли сегодня гармония Смольного монастыря в Петербурге как чисто русская? Почему?