23. Культура русского барокко
Тема урока: 23.1. Петр I и быт начального Петербурга — 1 урок.
Царствование Петра I – время активного вступления русской культуры в общеевропейский культурный поток.
Основание “Санктъ-Питербурха” в 1703 году на острове Янни-саари в дельте Невы среди пустынной болотистой местности, населенной русскими, финнами и шведами.
Возведение города как военного укрепления против шведских набегов. Строительство земляной крепости и деревянного собора во имя св. апостолов Петра и Павла.
Появление первых деревянных дворцов (Домика Петра I, Зимнего дворца, Летнего дворца, дворца Меншикова). Временный характер всех построек Петербурга.
Исчезновение опасности шведского нападения после Полтавского сражения и “каменное обустройство” Петербурга. Новый город как постоянное место жительства царской семьи с 1712 года. Перенесение сюда столицы в 1714 году. Насильственное переселение мастеров и жителей в новую столицу.
Окружение новой столицы загородными дворцами знати (Царское село, Петергоф, дворец в Стрельне, Ораниенбаум).
Учет особой ландшафтной ситуации при строительстве Петербурга — Нева и ее притоки становятся композиционным стрежнем нового города.
Организация будущего города высокими зданиями (церкви и колокольни, Кунскамера, госпиталь, Адмиралтейство) и “каркасом дворцов”, далеко отстоящих друг от друга.
Применение нового в русском градостроительстве приема организации комплекса зданий по “красной линии” улицы или реки.
Изменение русского быта на европейский лад:
введение европейского костюма в придворный быт (немецкие кафтаны, юбки и шлафроки, бритье бород);
насаждение приемов, вечеров, ассамблей по европейскому образцу;
введение немецкого и французского языков как обязательных в придворном быту;
устройство русских садов по примеру европейских (Летний сад, парк в Петергофе);
организация торжественных шествий, аллегорических процессий, маскарадов.
Задания:
Почему Петр I предпочитал русское государство устраивать на немецкий и голландский манер, а в искусстве придерживался французских образцов?
Париж и Петербург исторически начинались с островов на реке. Чем выгодно такое положение? И почему, если оно выгодно, так редко встречается? Есть ли что-то общее в судьбе Парижа и Петербурга, обусловленное их “островным началом”? Какие еще островные города вы знаете? Что общего в культуре всех этих городов?
Попробуйте найти общие черты в организации комплекса зданий “по красной линии” улицы или реки и петровским принципом подбора помощников “по способности, а не по знатности”?
Могло ли, по-вашему, произойти “вхождение России в общеевропейскую культуру” без радикального изменения культуры и быта?
Тема урока: 22.2. Архитектура русского барокко (Д. Трезини, Б. Растрелли, Д. Ухтомский и др.) — 2 урока.
Прославление монархического государства — главная тема русского архитектурного барокко. Государство как главный заказчик грандиозных строительных проектов.
Создание государственных учреждений, ведающих плановым строительством (Комиссия Санкт-Петербургского строения и Московская сенатская контора).
Формирование профессии архитектора и организация архитектурного образования в России. Обязательные знания и навыки архитектора: грамота, арифметика и геометрия, история и гражданское право, механика и иностранный язык, рисование, живопись и скульптура.
Причисление древних (средневековых) архитектурных памятников к отечественным святыням и организация их обмеров.
Метод проектирования “снаружи внутрь”, когда сначала задаются очертания здания и его общая композиция, а потом уже решаются все вопросы внутренней организации. Мощная фасадная стена — основной объект декорационной работы архитектора.
Ордер как основной инструмент декорирования фасадов. Создание разнообразной ритмики с помощью расстановки колонн ордера. Передача движения в архитектуре барокко за счет разнообразной ритмики колонн, скульптур, украшений, текучих форм.
Общая традиционная композиция городского дома, дворца, загородной усадьбы — П-образное или Н-образное симметричное здание с вестибюлем и главным залом в центре, двор-курдонер как парадная часть здания.
Коридор и анфилада как основные композиционные приемы организации внутреннего пространства здания.
Д. Трезини как главный помощник Петра I в строительстве начального Петербурга:
восприятие его современниками как специалиста по строительству крепостей (фортификатора);
разработка “образцовых проектов” трех типов — “для именитых”, “для зажиточных”, “для подлых”;
возведение “образцовых” петербургских зданий: собора св. Петра и Павла, Летнего дворца Петра, здание Двенадцати коллегий.
Б. Растрелли — выдающийся архитектор русского барокко середины XVIII века:
формирование вкуса архитектора под влиянием русской национальной культуры и народного зодчества;
строительство собора Смольного монастыря в Петербурге в духе традиционного 5-купольного храма с ярусной колокольней. Барочное оформление постройки с помощью внешних атрибутов ордера и плавно перетекающих друг в друга объемов зданий;
начало формирования в Петербурге ансамбля центральной площади (Зимний дворец);
попытка создать “русский Версаль” — Большой дворец в Царском Селе. Типичная П-образная композиция Большого дворца. Парадный и парковый фасады.
Д. Ухтомский — бвыдающийся архитектор московского барокко:
руководство “архитектурной командой” — группой архитекторов, выполнявших практически все проектные работы в Москве;
древнерусская башенная ярусная конструкция колокольни Троице-Сергиева монастыря. Ее барочное оформление четко выстроенными по ярусам ордерными деталями (колоннами, арками, карнизами);
Красные ворота в Москве как реминисценция древнеримских триумфальных ворот с духе барокко. Скульптура и скульптурные детали — основное обновление древней конструкции.
Задания:
Как выдумаете, почему именно в первой половине XIX века понадобилось так тщательно сохранять отечественные средневековые памятники, ведь для “представления” России на международной арене строились дворцы во французском духе?
Попробуйте представить, что может означать метод проектирования здания “снаружи внутрь” применительно к облику человека?
Почему русской (и французской) знати так необходимы были элементы ордера в современных им барочных зданиях? Согласились бы они убрать их со своих дворцов?
Вспомните, в какой культуре вы встречались с коридором, как основополагающим архитектурным принципом. Что общего у русского барокко с той культурой?
“Западную” или “восточную” направленность русской культуры отражает, по-вашему, разработка 3-х типовых “образцовых проектов”?
Воспринимается ли сегодня гармония Смольного монастыря в Петербурге как чисто русская? Почему?
- Мировая художественная культура Поурочное планирование Культура Нового времени
- 22. Культура западноевропейского барокко
- 23. Культура русского барокко
- 24. Классицизм в культуре Западной Европы
- 25. Культура русского классицизма
- 26. Культура эпохи Просвещения
- 27. Романтизм в мировой культуре
- 28. Культура Западной Европы II половины XIX века
- 29. Русская культура II половины XIX века
- Тема 29.8. П.И. Чайковский — 3 урока.
- Список литературы для учителя мхк по культуре Нового времени