logo
3

22. Культура западноевропейского барокко

Тема урока: 22.1. Итальянское барокко (архитектура, интерьеры, скульптура, фонтаны) — 1 урок.

Задания:

  1. Как вы помните, уже в пещерах древнеиндийского комплекса Аджанта успешно осуществлялся принцип синтеза искусств. Можно ли, в связи с этим, говорить, что Аджанта — барочный комплекс?

  2. Какие элементы барокко можно увидеть в повседневной жизни и искусстве императорского Рима и Византии? А какие черты этих культур резко противоречат принципам барокко?

  3. Какого восприятия интерьерного пространства добивался архитектор барокко, иллюзорно “убирая” стену?

  4. Что, по-вашему, может символизировать фонтан, струя которого искусственно направлена в небо? Какие принципы искусства барокко здесь проявляются?

  5. Что сближает барочные здания и искусство скульптуры?

  6. Как вы думаете, почему барочному зданию “так хочется” организовать вокруг себя пространство в виде целого ансамбля?

Тема урока: 22.2. Возникновение оперы — 1 урок.

Задания:

  1. Подумайте, в каких музыкальных формах Средневековья и Возрождения легко выделить действие, а в каких тяжело? Что, например, “действует” в григорианском хорале?

  2. Попробуйте представить себе средневековую литургическую драму лишенной музыки. На какую современную форму искусства будет походить такое действо?

  3. Какая особенность музыкальной ткани оперы уже была заложена в мадригальной комедии Возрождения?

  4. С какими жанрами живописи можно сравнить оперную арию, обращенную к себе, и арию, обращенную к другому действующему лицу?

  5. В чем, по-вашему, отличие одного певческого голоса от другого? С какими характеристиками краски можно сравнить отличительные особенности голосов?

Тема урока: 22.3. Оратория, кантата, ЋстрастиЛ (И.С. Бах, Г.Ф. Гендель) — 1 урок.

  1. Сможете ли вы найти среди архитектурных форм аналоги оратории? Какие?

  2. К какому типу оратории можно отнести русскую (православную) литургию (“простонародной” или “латинской”)? О каком свойстве православной литургии это говорит?

  3. Представьте, что вам предложили найти текст для оратории, посвященной встрече нового XXI века. Что бы вы предложили?

  4. Чем, по-вашему, отличаются процессы восприятия зрителем оперы и оратории? Какое восприятие ближе к восприятию иконы, а какое — картины? Почему?

Тема урока: 22.4. Музыкальные инструменты барокко (орган, клавесин). Фуга — 2 урока.

Задания:

  1. Подумайте, какие архитектурные формы или их элементы соответствуют звучанию клавесина, а какие — органа?

  2. Что общее у фуги и орнамента? Что их различает?

  3. Какому структурному элементу орнамента соответствует “тема” фуги? Подумайте, какие элементы фуги обязательны при перенесении их в орнамент, а какие могут появляться случайно? Может быть, вы нарисуете фугу, как это сделал литовский художник и композитор М.К. Чюрлёнис?

  4. Попробуйте свою жизнь увидеть как фугу. Какие события будут “темой”, “ответом”, “противосложением”, а какие — “интермедией”? С какими явлениями в жизни человека можно сравнить “стретту”?

  5. Представьте себе, что вы — инопланетянин, который обладает только слухом, но не зрением. Какое бы представление о законах нашего мира вы составили бы, опираясь лишь на звучание органа? А клавесина?

  6. Если представить себе, что живописный прием лессировки соответствует принципу органного звучания, то как бы могла выглядеть живопись, соответствующая звучанию клавесина?

Тема урока: 22.5. Садово-парковое искусство (парки, итальянские, французские, английские) — 1 урок.

Задания:

  1. Какие еще усилия, кроме устройства парков, предпринимает человек, чтобы “окружить себя искусственной безопасной природой”?

  2. Зачем, по-вашему, могли устраиваться священные рощи в древних культурах?

  3. Что, по-вашему, связывает в единое целое самые разнообразные “парковые затеи”, иногда отстоящие друг от друга весьма далеко?

  4. Скульптура в выставочном зале, в дворянском особняке, в парке. Как влияет на восприятие скульптуры ее местоположение? А как скульптура влияет на восприятие образа выставочного зала, гостиной в особняке или парка?

  5. Подумайте, какой тип парка лучше соответствует вашему родному городу? Почему именно такой парк вы считаете наиболее характерным для вашей родной природы?

Тема урока: 22.6. “Золотой век” испанской живописи (Эль Греко, Д. Веласкес) — 2 урока.

Задания:

  1. Вспомните, были ли в русской истории периоды, когда основные исторические события проходили “под знаменами церкви”? Попробуйте оценить роль православных идеалов в современном российском обществе.

  2. Представьте себе, что А. Рублев копирует “Сикстинскую мадонну” Рафаэля, изменяя ее в соответствии с нормами современной ему иконописи. А теперь представьте себе “Троицу” Рублева в “пересказе” Микеланджело. Похожи ли получившиеся у вас образы на полотна Эль Греко? Почему? Что еще должно обязательно присутствовать в ваших “полотнах”, чтобы они стали походить на картины Эль Греко?

  3. Попробуйте обнаружить аналоги иррациональному свету на полотнах Эль Греко среди персонажей древнегреческой мифологии.

  4. Попробуйте описать одежду своего любимого литературного героя так, чтобы она как можно точнее передавала его характер.

Тема урока: 22.7. Жанр натюрморта в живописи — 1 урок.

Задания:

  1. Как вы думаете, могли ли быть свои, пусть невысказанные, девизы у древнеримских гладиаторов? Чем они могли отличаться от девизов средневековых рыцарей?

  2. Попробуйте придумать краткий и яркий девиз для: ученика первого класса, выпускника школы, студента, любимого героя литературного произведения, президента какой-либо страны, для себя в школе и для себя в компании друзей.

  3. Есть ли разница в придумывании девизов “для личности” и “для должности” и какая?

  4. Отдельные города Нидерландов стали центром разных видов натюрморта (“завтраки”, “цветочные букеты”, “рыбные композиции” и т.д.). Подумайте, центром каких натюрмортов могла бы стать Москва XVII века? А современная Москва?

  5. Какие, по-вашему, новые символы обязательно должны появиться в натюрморте XXI века?

Тема урока: 22.8. Фламандское барокко (П.П. Рубенс) — 1 урок.

Задания:

  1. Можно ли “чужой” техникой передать национальный дух своей родины? Не привнесет ли эта “чужая” техника и элементы “чуждого” духа?

  2. Представьте себе живопись Караваджо в России XVII века. Какова бы была реакция на такие полотна царя, бояр, патриарха? Что вызвало бы яростное сопротивление, а что, наоборот, одобрение?

  3. Подумайте, есть ли у мастеров Возрождения специально “театральное” выстраивание картины? Попробуйте с этой точки зрения сравнить живописные полотна Возрождения и картины Рубенса.

Тема урока: 22.9. Голландское барокко (Рембрандт и “малые голландцы”) — 2 урока.

Задания:

  1. Что, по-вашему, хотят видеть в портрете, заказывая его художнику, священник, член царской фамилии, чиновник, вельможа? Чем отличаются произведения, заказанные представителями власти от произведений, заказанных частными лицами?

  2. В какой степени заказной портрет может выразить дух нации?

  3. Попробуйте выразить (лучше письменно, от 1-го лица) чувства, заставляющие человека заказывать художнику свой портрет. Какая, из перечисленных вами, причин заказа, по-вашему, главная?

  4. Настоящий художник всегда пишет полотна, необходимые не только ему самому, но и нужные обществу. Подумайте, каким общественным силам были нужны крестьянские бытовые картины А. Ван Остаде?

  5. Попробуйте найти в музыкальном искусстве аналоги валёров.

  6. Как основная идея движения реформации о непосредственном общении человека с Богом отражена в творчестве Рембрандта? Какими средствами художник выражает эту идею?