3.Оперные школы 17 ст. Специфика концепции жанра взаимодействия.
Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).
В состав оперного коллектива входят: солист, хор, оркестр, военный оркестр, орган. Оперные голоса: (женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские: контратенор, тенор, баритон, бас).
Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.
Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.
Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив — музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно — в диалогах.
Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.
Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).
В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.
Появление немецкой оперной школы
Формирование национальной немецкой оперной школы связывается с возникновением Гамбургского оперного театра[1]. Создание этого театра началось в 1677 году по инициативе городского самоуправления. Гамбург был городом, не затронутым Тридцатилетней войной, и местные бюргеры обладали достаточными средствами для организации собственной оперной сцены. Театр был открыт 2 января 1678 года оперой «Адам и Ева, или Сотворенный, павший и спасенный человек», написанной учеником Шюца Иоганном Тайле. В отличие от существующих оперных театров в других немецких городах Гамбургский оперный театр не был придворным, первое время труппа состояла из певцов-любителей; кроме того театр зависел не от пристрастий двора, а от вкусов протестантского среднего класса и духовенства, что нашло отражение в его репертуаре. В первые годы существования театра ставились произведения на религиозные сюжеты. В дальнейшем круг постановок расширился до мифологических, и легендарно-исторических, бытовых, а также опер «на злобу дня».
С 1695 года музыкальным руководителем театра стал композитор и дирижёр И. З. Куссер, ранее поставивший ряд собственных опер в Брауншвейге. Куссер был лично знаком с Люлли и находился под воздействием творчества французского композитора. В Гамбурге он ввёл увертюру по образцу произведений Люлли, танцевальные фрагменты в опере и вообще постарался привить французский стиль. В этот период в театре, среди прочих, ставятся комические оперы Георга Филиппа Телемана, произведения Генделя, Иоганна Маттезона, Райнхарда Кайзера, который впоследствии сменил Куссера на посту музыкального руководителя, а затем стал и директором театра.
Кайзер — автор около 100 опер, в которых красочная и тонкая инструментовка свидетельствует о французском влиянии, вокальные формы — об итальянском, но при этом в мелодической структуре арий Кайзера всё же проявляется немецкий песенный стиль[2].
С 1738 года Гамбургский оперный театр прекращает своё существование[3]. C 1741 года оперные постановки в городе возобновляются, но уже силами итальянской труппы. Таким образом, в 1730-е годы развитие немецкой оперной школы на время останавливается[1].
17 век в итальянской опере отмечен творчеством двух композиторов: Алессандро Скарлатти (1660—1725) и Клаудио Монтеверди (1567—1643). Заслугой К. Монтеверди является то, что он начал создавать именно реалистическую музыкальную драму, отличающуюся сильными характерами. Драматическое содержание постепенно уходит на второй план и в опере все большее значение начинает играть само исполнение. 18 век ознаменован пышным расцветом вокального искусства. Именно А. Скарлатти положил начало неаполитанской школе, в которой музыка начала господствовать над текстом. В этот период появляются знаменитые итальянские певцы, которые стали известны своими голосами и вокальным мастерством, под названием bel canto. Однако популярность исполнителей отрицательно сказалась на творчестве композиторов, так как музыка постепенно теряла свое первоначальное значение, вытесняемая «вокальными изысками».
Неаполитанская школа стала известна также еще и тем, что именно из нее вышли два известных направления итальянской оперы - так называемая «серьезная» опера (опера seria) и комическая опера (опера buffа). И если первая постепенно теряла свои позиции, то вторая развивалась с невероятной силой. Эта итальянская комическая опера выросла из комедийных сцен, которыми были полны оперы того времени; другим ее источником были основанные на народных говорах комедии, исполнявшиеся обычно с незамысловатыми песенками. При этом опера buffа нередко показывала на сцене занимательные приключения из жизни современников, высмеивала пороки и тем самым пародировала жанр «серьезной» оперы, основу которого составляли длинные и порой бессодержательные арии. Однако на протяжении своего развития опера buffa изменялась и заимствовала отдельные элементы из «серьезной» оперы. Но жанры эти продолжали сосуществовать раздельно до XIX века включительно.
Итальянская опера XIX века стала известна благодаря композиторам данной эпохи, которые отказались от традиционных мифологических сюжетов и обратились к человеку, к его внутреннему миру. Именно этот период развития оперы связан с именем Джоаккино Россини. Он положил начало новой национальной школе, и опера buffa достигла при нем наивысшего расцвета.
Творчество Россини и его последователей — Винченцо Беллини (1801—1835) и Гаэтано Доницетти (1797—1848)—это, пожалуй, лучшие достижения итальянского оперного искусства в первой трети XIX в. Эти композиторы обогатили итальянскую оперу, используя прекрасные мелодии, близкие к народной песне. Кроме того, они смогли выявить лучшие стороны певцов.
- 1.Музыкальная культура 17ст. Взаимодействие барокко и классицизма.
- 2.Антиномии и метафоры барокко.17 ст. – «Век оперы»
- 3.Оперные школы 17 ст. Специфика концепции жанра взаимодействия.
- 4.Флорентийская камерата и «Drama per musica» ( Джулио Каччини, Клаудио Монтеверди)
- 5.Римская оперная школа 17 века. Особенности, достижения, представители.
- 6. Венецианская оперная школа 17 века. Особенности, достижения, представители.
- 7. Неаполитанская оперная школа. Этапы развития. Историческое значение.
- 8. Алессандро Скарлатти. Формирование жанра «Opera seria».
- 9. Джова́нни Батти́ста Перголе́зи. Утверждение жанра «Opera buffa». (свойства, особенности)
- 10. Эстетика французского классицизма. Жан-Бати́ст Люлли́ и «его» опера.
- 11.Музыкальный театр в Англии. «Маска»(жанр)
- 12. Генри Пёрселл. Опера «Дидона и Эней». Взаимодействие принципов барокко и классицизма.
- 13. Оратория 17 века. (Величайшие имена, школы)
- 14. Органное искусство добаховской эпохи. Джироламо Фрескобальди, Иоганн Па́хельбель, Дитрих Букстехуде.
- (1583 - 1643)
- 15. Клавирное искусство 17- начало 18 века. ( подробный разбор для пианистов)
- 16. Школа английских верджиналистов.
- 17. Школа французских клавесинистов.
- 18. Венецианская, Болонская скрипичная школа.
- 19. Жанры инструментальной музыки в творчестве Арка́нджело Коре́лли, Анто́нио Лючио Вива́льди, Джузеппе Тартини. (Для пианистов : найти в концертах «Basso continuo»)
- 21. Музыкальная культура 18 века. Ее историческое значение. Сущность Просвещения. Просветительство в музыкальном искусстве.
- Инструментальная музыка первой половины 18 в.
- 25. Историческое значение творчества Баха. Тип гения Баха.( в области фортепианной музыки для пианистов) Музыкальное наследие:
- 27.Творческий путь Баха. Проблемы периодизации его наследия.
- 25. Принципы дифференциации творчества Баха.
- 29. Клавирное творчество Баха. Его историческое значение. Хтк
- 30.Органное творчество Баха. Жанр хоральной прелюдии. («Токката и фуга ре минор» и.Т.Д)
- 31. Духовная и светская кантаты в творчестве Баха. («Кофейная Кантата», «Состязание Феба и Пана»)
- 32. Жанр пассионы в творчестве Баха. («Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею») (Материалы в книге - Друскин м.С. «Пассионы и мессы Баха»)
- 33. Месса h-moll. Высокая месса Баха.
- История создания
- 34. Бах и Гендель. Сравнительная характеристика. ( Материалы « Русская книга о Бахе» статья «Бах и Гендель»)
- 35.1)Жанр оратории в творчестве Генделя. ( Разобрать любую ораторию)или 2) Инструментальное творчество Генделя. ( вопрос для инструменталистов)
- 36. Мангеймская школа и ее представители.
- 37. Венская классическая музыкальная школа. Ее историческое значение. ( Акцент на ф-но группе. Фортепианная соната и.Т.Д)
- 38. Творческий облик Гайдна.
- Детские годы
- 1749-1759 – Первые годы самостоятельной жизни в Вене
- Период творческой зрелости
- Поздний период творчества.
- 36. «Лондонские» симфонии Гайдна.
- «Лондонские» симфонии
- 40. Жанровые истоки симфонии Гайдна. Ее генезис.
- 41. Оперная реформа Глюка. Этапы развития.
- 42. К.Ф.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика».
- Действующие лица:
- История создания
- 43. Творческий облик Моцарта.( материалы-Энштейн «Личность и творчество Моцарта» Тип гения Моцарта.
- 44. Опера Моцарта «Свадьба Фигаро» - комическая опера.
- Либретто
- Сюжет, основная проблематика оперы
- Особенности жанра
- Драматургия
- Увертюра
- 1 Действие
- 2 Действие
- Действующие лица:
- История создания
- Либретто
- Содержание
- 45. Особенности симфоний Моцарта. «Симфония №40»
- 46. «Реквием» (Моцарт). История создания. Трактовка жанрового канона.
- История создания
- История создания
- Характеристика жанра
- Исполнительский состав
- Содержание
- Текст реквиема
- 47. Творческий облик Бетховена.
- 48. Периодизация творческого наследия Бетховена.
- 50. Функции жанра в творчестве Бетховена.????????? Место и характер сонатно-инструментальных жанров в творчестве Бетховена Глава №11 книги «История зарубежной музыки — 3»
- 49. Фортепианные сонаты в творчестве Бетховена.
- Фортепианная соната – «творческая лаборатория» Бетховена
- Пианизм Бетховена (пианист - оратор)
- Сонатность как метод мышления
- Оркестровая трактовка фортепиано
- Основное содержание бетховенских сонат
- Обновление сонатного цикла
- 50. Особенности бетховенского симфонизма.( материалы- Соллертинский, и.И. Исторические типы симфонической драматургии, Асафьев «о симфонизме»)
- 51. Симфония № 3 ми-бемоль мажор, op. 55 («Героическая») – Бетховен.
- Это интересно
- История создания
- 54. Симфония № 5 до минор, op. 67.(Бетховен) История создания
- Сочинение
- Премьера
- Состав оркестра
- Форма[править]
- 55. Симфо́ния № 9 Ре минор, Op. 125 (Бетховен)
- История создания
- Состав оркестра
- История создания
- 52. Жанр увертюры в творчестве Бетховена.
- 53. Бетховен. Опера «Фиде́лио»
- Действующие лица:
- История создания