logo search
История музыки народов мира

Русская музыка эпохи барокко.

Середина 17 и середина 18 века. В барокко начинает появляться трёхголосие. Это называлось строчное пение, появилась своя система письма. Наступает кризис у знаменного распева. Весь 17 век до смерти Баха, Генделя и вплоть до середины 18 века, а переход начался с 1600 года опера «Орфея и Эврид».

Калашников «Иже Херувимы».

Используются смешанные хоры.

Фактура: многоголосие разных типов (гармоническое, имитационное, полифоническое).

Размеры преобладают 4/4, длительности половинные, целые, четверти, восьмые для распевов, отсутствие пунктира.

Мелодика: более разнообразная, диапазон расширяется, динамика – колебание в пределах общего пиано. Со строчным пением появилось крещендо и диминуэндо. Появляются тембровые окраски, динамические, гармонические контрасты.

Характер: эта музыка эмоционально яркая, красивые тембры для того, чтобы ей наслаждаться.

Лад: точная тональная организация, определенная ладовая окраска, преобладание мажора.

Музыка барокко делится на светскую и церковную.

Появляется новый жанр: духовный концерт

Жанр – видовая принадлежность.

Калашников «Духовный концерт». Язык здесь церковный, написан на славянском языке. Жанр духовной музыки.

Кант – жанр светской музыки.

Партесное пение (середина 17 века) – пение по партесам (по голосам), оно включается и в светскую и в духовную музыку.

Партесный концерт – текст духовного содержания.

Стихира – часть церковной службы. В 18 веке духовные концерты начинают использоваться вне церкви.

По форме партесный концерт – это большое одночастное произведение из нескольких разделов (3-4 раздела одинаковые по темпу, но различными по размеру, только размером можно было усилить контрасты).

Пример канта: «Море раздумий» - изначально матросская песня, это песня трехголосная бытовая.

Канты были сатирические, шуточные, любовные, на бытовые темы. Мелодию исполняют верхние голоса в терцию или сексту, а нижний голос – это гармонический бас. Оказали сильное влияние на русскую музыку.

Гармония, присущая кантам: плагальный оборот (T-S-T).

Бах способствовал развитию классической гармонии. Музыка создаёт другую картину мра. Человек эпохи барокко религиозен, но вкладывается другой смысл (бог – творец, человек тоже творец.

Характер музыки: красота, эмоциональность, индивидуальность, важно отношение к эмоциональному состоянию человека.

Д/з: символы Христа. Доклад до биографии Глинки.