§ 8. Музыкальная жизнь России 1880-1890-х годов
Основные исторические тенденции пореформенного времени. Развитие и достижения культуры в новых исторических условиях; русские писатели и художники (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, В.А. Серов и др.); культурное значение деятельности П.М. Третьякова, С.И. Мамонтова, М.П. Беляева. Развитие концертного и оперно-театрального дела в России. Новое поколение русских музыкантов.
Беляевский кружок, его состав, основные творческие принципы композиторов, входивших в кружок; Н.А. Римский-Корсаков – глава беляевского кружка. С.И. Танеев и московская композиторская школа. Принципиальная общность творческих установок петербургской (Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов) и московской школ (П.И. Чайковский, С.И. Танеев, А.С. Аренский, Вас. Калинников). Музыкальное образование; выдающиеся исполнители; музыкальная критика. Укрепление культурных связей в области образования (Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Танеев), исполнительства и композиторского творчества между музыкантами разных народов нашей страны.
Продолжение творческой деятельности Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, П.И. Чайковского. Творчество нового поколения композиторов (А.К. Глазунов, С.И. Танеев, А.С. Аренский, А.К. Лядов и др.). Новая тенденция в претворении бытовых (в частности, фольклорных) жанров: их ассимиляция вместо прежнего непосредственного воспроизведения (А.К. Глазунов, Вас. Калинников). Сохранение в творчестве новых композиторов многих типичных для русской классики предшествующих лет тем и образов. Развитие романтической традиции русской классики. Разнообразие связей творчества новых композиторов с зарубежной музыкой.
Изменение соотношения жанров в творчестве композиторов нового поколения: утрата оперой ведущего положения, ее частичное вытеснение балетом (А.К. Глазунов); преобладание инструментальной музыки; большее значение кантатно-ораториального жанра (С.И. Танеев), инструментального камерного ансамбля (С.И. Танеев, А.К. Глазунов).
Эволюция ранее сложившихся оперных жанров (П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Танеев), балета (П.И. Чайковский, А.К. Глазунов), жанров и направлений русского симфонизма (П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов, С.И. Танеев), концертной музыки (Н.А. Римский-Корсаков, А.С. Аренский, С.И. Танеев). Разнообразие жанров камерного инструментального ансамбля, значительность концепций, преимущественно лирико-жанрового и лирико-драматического характера (А.П. Бородин, С.И. Танеев, А.К. Глазунов). Активный интерес новых композиторов к сольной фортепианной музыке как камерного, так и концертного плана (А.К. Лядов, А.С. Аренский, С.М. Ляпунов). Преобладание лирических разновидностей романса (А.П. Бородин, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, А.С. Аренский, С.И. Танеев); сужение круга тем и жанров камерной вокальной музыки в творчестве композиторов нового поколения.
А.К. Глазунов (1865-1936) – крупный мастер классической русской музыки конца XIX – начала XX вв. Определяющее значение оптимистического эпически-монументального стиля в соединении с благородной лирикой и общей уравновешенностью эмоционального строя. Сочетание традиций эпического и лирического симфонизма. Развитие в творчестве А.К. Глазунова традиции «Могучей кучки» и ее взаимодействие с традицией московской школы. А.К. Глазунов – член беляевского кружка, представитель петербургской школы. Национальная определенность творчества композитора; опора на народную жанровость; развитие традиций «Новой русской школы» (прежде всего А.П. Бородина) и приемов П.И. Чайковского, С.И. Танеева; творческое усвоение опыта западноевропейских симфонистов, в частности, Р. Вагнера. Творческий путь А.К. Глазунова. Основные сочинения А.К. Глазунова; ведущая роль инструментальных жанров. А.К. Глазунов – симфонист, выдающийся мастер крупной инструментальной формы. Значение балетного творчества композитора. Основные черты стиля; архитектоническое совершенство, тяготение к сложным формам (в частности, к смешанным гомофонно-полифоническим) с большой ролью вариационности; тематическое единство композиции и тематизм фактуры; высочайшая полифоническая техника, применение полифонии не только в развивающих, но также в излагающих разделах формы; своеобразный оркестровый стиль. Основные образные сферы А.К. Глазунова – народно-эпическая, народно-жанровая, лирическая, пейзажная. Уравновешенность и светлый колорит, преимущественно созерцательный характер музыки А.К. Глазунова, ее тяготение к монументальности. Преимущественный интерес композитора к инструментальным жанрам. А.К. Глазунов – педагог, редактор произведений А.П. Бородина, музыкально-общественный деятель.
Симфоническое творчество. Симфоническая музыка как главная область, симфония как центральный жанр творчества А.К. Глазунова. Синтез элементов симфонизма А.П. Бородина и П.И. Чайковского. Эпическая сила, жизнеутверждающий характер, эмоциональная уравновешенность, мелодическая содержательность, ясность формы, высокое полифоническое мастерство – отличительные черты симфонических произведений композитора.
Концерты. Роль концертного жанра в творчестве А.К. Глазунова; классические и романтические традиции; традиции концертного стиля П.И. Чайковского.
Концерт для скрипки с оркестром (ля минор, 1904) – одно из лучших произведений данного жанра в мировой литературе, классический образец лирики А.К. Глазунова; принадлежность скрипичного концерта к линии классического и романтического концерта. Время создания; отражение в концерте общих особенностей инструментального стиля композитора; некоторая близость тем концерта лирическим эпизодам балетов и симфоний А.К. Глазунова. Искренность выражения лирического чувства. Характеристика особенностей скрипичной партии. Оригинальная композиция цикла, ее особенности. Влияние мелодики П.И. Чайковского. Мировая популярность концерта.
Балетное творчество. Балеты А.К. Глазунова, их сюжеты и трактовка. А.К. Глазунов – продолжатель балетной реформы П.И. Чайковского. Своеобразие балетов композитора в обогащении их приемами картинного письма, идущего от традиций Н.А. Римского-Корсакова. Отражение в балетах основных особенностей инструментального стиля А.К. Глазунова.
«Раймонда» – лучший балет А.К. Глазунова. Время и история создания. Сочетание в музыке яркой образности, мелодической щедрости с драматическим противопоставлением «европейских» и «восточных» интонаций. Развитие балетных форм.
А.К. Лядов (1855-1914) – представитель классического русского музыкального искусства конца XIX – начала XXвв. Опора на традиции «Могучей кучки», их творческое применение в новых музыкально-исторических условиях. А.К. Лядов – художник-миниатюрист, мастер детали, штриха; совершенство письма, отточенность техники, культура голосоведения, формы, отшлифованность фактуры, оркестровки. Творческий путь А.К. Лядова. Ведущая роль народно-сказочных, народно-жанровых, народно-эпических образов в творчестве композитора; характерные для А.К. Лядова «кукольные» образы. Претворение опыта тончайших художников – М.И. Глинки, Ф. Шопена, Н.А. Римского-Корсакова. Новизна и своеобразие музыкального языка А.К. Лядова. Основные области творчества; важнейшие произведения; хронология творчества. Основополагающее значение фольклора (русского и других народов) для стиля А.К. Лядова. Особенности обработок народных песен; развитие принципов М.А. Балакирева и Н.А. Римского-Корсакова. Существенное значение программности. А.К. Лядов – педагог, дирижер.
Симфоническое творчество. Оркестровые миниатюры композитора – характерные образцы камерного симфонического стиля композитора. Хронология симфонического творчества; программность, преобладание русской сказочной тематики. Развитие колористически-изобразительной стороны музыки в симфонических произведениях. «Кикимора», «Волшебное озеро», «Баба-Яга» – наиболее известные симфонические произведения А.К. Лядова; использование традиции пейзажной, картинной, фантастической музыки М.И. Глинки (музыка Наины), Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского («Избушка на курьих ножках»). Применение изысканных средств музыкальной выразительности; некоторое влияние импрессионизма («Волшебное озеро»). Возможная аналогия с современными явлениями в живописи (например, с творчеством Н. Билибина).
«Баба-Яга» – первая из симфонических миниатюр А.К. Лядова. Время и история создания. Яркий характеристический «портрет».
«Кикимора». Жанровые особенности симфонического сказания; программа, ее образный и языковый колорит. Особенности состава оркестра. Форма произведения. Строение частей; характеристика тем, их соответствие программе; гармонические особенности, оркестровка, тщательная отделка деталей партитуры. Обилие обусловленных программой звукоизобразительных деталей.
«Волшебное озеро». Музыкальный пейзаж со сказочным колоритом. Оркестровая звукопись, соприкасающаяся с импрессионизмом. Главенство гармонических и оркестровых средств. Единство и зависимость звукового состава аккорда, фактуры (оформления аккорда) и тембра. Особые оркестровые приемы. Нечеткость границ формы как способ выражения основной художественной задачи. Характеристика основных разделов сочинения.
Фортепианное творчество. Значения фортепианного творчества А.К. Лядова в истории русской фортепианной музыки. Творческое применение некоторых черт музыки Ф. Шопена; ориентация на типичные жанры фортепианной миниатюры. Развитие в рамках фортепианной миниатюры традиций композиторов «Могучей кучки» («Бирюльки»), обращение к эпической теме («Про старину»), пьесы народно-жанрового («На лужайке»), юмористического характера («Музыкальная табакерка»). Обращение к народным темам. Большое значение вариационных циклов. Полифонические сочинения А.К. Лядова. Влияние фортепианного стиля А.К. Лядова на раннее творчество А.Н. Скрябина.
С.И. Танеев (1856-1915) – один из крупнейших мастеров классического русского музыкального искусства концаXIX – начала XX вв., композитор, виднейший ученый, замечательный педагог, исполнитель, общественный деятель. Этическая наполненность, философская глубина, сочетание рационального и эмоционального начал в музыке С.И. Танеева, ее жизнеутверждающий светлый характер. Развитие творчества С.И. Танеева в русле традиций М.И. Глинки и П.И. Чайковского; ориентация на классическое искусство И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена; связи с народной музыкой. Принадлежность С.И. Танеева к кругу прогрессивной русской интеллигенции; композитор – признанный авторитет и глава московских музыкантов. Личность С.И. Танеева. Этические и эстетические позиции; целенаправленный характер деятельности; особенности творческого метода. Творческий путь С.И. Танеева. Основные области композиторской работы; ведущее положение камерных жанров; приоритетность симфонии, камерного инструментального ансамбля, кантаты. Предпочтение в области инструментальной музыки сонатно-симфоническому циклу. Большая роль полифонии. Важнейшие особенности образного строя музыки С.И. Танеева; логическая сложность форм; нетрадиционность гармонического языка и мелодической выразительности; широкое применение выразительных возможностей контрапункта. Взаимовлияние композиторской, научной, исполнительской деятельности. Сущность научной методики С.И. Танеева в изучении контрапункта; «Подвижной контрапункт строгого письма» и «Учение о каноне» – главные теоретические труды С.И. Танеева. Интерес композитора к фольклору разных народов России.
Симфоническое творчество. Симфонический стиль композитора. Существенное значение философско-этической проблематики, интеллектуального начала.
Симфония до минор (1898). Явление «интеллектуального симфонизма» (Б.В. Асафьев); особое положение этого произведения в истории русской музыки; принадлежность к драматической линии русского симфонизма; влияние музыки Л. Бетховена, его конкретные проявления. Обобщенный философский замысел, утверждение характерной для С.И. Танеева идеи могущества разума, воплощающейся как последовательное развитие исходного драматического образа в его противоположность. Лейтмотив – стержень сочинения; его двоякое применение; характер преобразований. Образное и тематическое единство цикла. Обобщенный характер музыкальных образов симфонии. Значение полифонии. Своеобразная трактовка классической формы. Характер оркестровки.
Камерное вокальное творчество. Его хронология, своеобразное положение в истории русской музыки. Претворение некоторых черт романсов П.И. Чайковского, тенденций позднего романсового творчества М.И. Глинки (значительный элемент лирического размышления, гармоническое единство текста, вокальной партии и фортепиано). Нетрадиционные тексты романсов; частое обращение к современной поэзии; использование переводных текстов. Значительность образов, идей, отсутствие стихов с неконкретным или лирически неопределенным содержанием. Расширение тематики романсов; произведения с гражданской, социальной проблематикой, иногда в характере медитации. Широкое понимание жанра лирического романса вплоть до перерастания в разновидность вокальной поэмы. Циклы романсов С.И. Танеева. Характерные признаки музыкального языка романсов С.И. Танеева. Сложность композиторских задач; применение к романсу сложных приемов композиторской техники, в том числе полифонической.
- Л.Н. Высоцкая в.В. Амосова
- История
- Музыкального искусства
- (Учебное пособие)
- Предисловие
- Глава I история зарубежного музыкального искусства
- § 1. Музыкальная культура и искусство Древнего мира и
- Средневековья
- § 2. Музыкальная культура и искусство эпохи Возрождения и эпохи барокко
- § 3. Музыкальная культура и искусство эпохи Просвещения
- § 4. Художественные принципы венской классической школы
- § 5. Романтизм как художественно-стилистическое направление в искусстве XIX века. Проблемы романтического стиля
- § 6. Французская и итальянская музыкальная культура первой половины XIX века
- § 7. Польская и венгерская музыкальная культура XIX века
- § 8. Австро-немецкая музыкальная культура второй половины XIX века
- § 9. Французская музыкальная культура второй половины XIX века
- § 10. Итальянская музыкальная культура XIX века. Итальянский оперный веризм
- § 11. Музыкальная культура Чехии, Норвегии и Финляндии второй половины XIX века
- § 12. Французский музыкальный импрессионизм. Проблемы стиля
- § 13. Австро-немецкий симфонизм на рубеже XIX-XX веков. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
- § 14. Музыкальная культура Испании, Венгрии, Чехии и Словакии конца XIX – первой половины XX века
- § 15. Американская музыкальная культура конца XIX – первой половины XX века
- § 16. Музыкальная культура и искусство Англии, Франции, Италии и Польши конца XIX – начала XX века
- § 17. Музыкальная культура ближнего Зарубежья
- Глава II история русского музыкального искусства
- § 1. Музыкальная культура и искусство Древней Руси
- § 2. Музыка XVII-XVIII веков
- § 3. Музыкальная культура России первой половины XIX века
- § 4. Русская классическая музыкальная школа: становление и развитие
- § 5. Музыкальная жизнь России 1850-1870-х годов
- § 6. «Могучая кучка»
- § 7. Музыкальная культура России второй половины XIX века
- § 8. Музыкальная жизнь России 1880-1890-х годов
- § 9. Музыкальная культура России конца XIX – начала XX веков
- § 10. Русское музыкальное искусство первой половины XX века
- § 11. Русское музыкальное искусство второй половины XX века
- Глава III
- 1.2. История русского музыкального искусства
- § 2. Темы рефератов
- 2.1. История зарубежного музыкального искусства
- 2.2. История русского музыкального искусства
- § 3. Музыкальные произведения для изучения по истории зарубежного музыкального искусства
- § 4. Музыкальные произведения для зучения по истории русского музыкального искусства
- § 5. Примерные планы анализа стилей и жанров (Для самостоятельной работы студентов, подготовки к семинарам и контрольным работам)