logo search
Звукозапись - Мастеринг

Что и как обрабатывать компрессором?

Кроме вокала, пропускать через компрессор часто приходится акустическую гитару, чистую электрогитару, а также бас-гитару. Бас особенно часто сильно скачет по громкости, поэтому не бойтесь его хорошенько сжать компрессором. Кроме того, что компрессия будет сдерживать случайные пики на определенном уровне, компрессия сделает звук более плотным, убедительным, и спасет тихие ноты, которые потерялись бы в общей звуковой массе микса. Акустическая гитара звучит боле ровно и ноты имеют лучшую продолжительность, а при обработке компрессором чистой электрогитары можно подчеркнуть атаку каждой ноты.

Компрессия может дать умеренно перегруженным гитарам больший sustain, но для сильно перегруженных гитар компрессия не особенно полезна, так как сам механизм перегруза представляет собой жесткое лимитирование пиков. Единственное, чего вы добьетесь – фоновый шум и шипение станут громче.

Акустические инструменты обнаруживают артефакты компрессии более явно, чем электронные, так что для «невидимого» контроля громкости используйте самый «прозрачный» компрессор, который у вас есть, включите режим soft-knee (можно я не буду переводить этот термин? «Мягкое колено» – это перебор :-), и поставьте довольно низкую степень компрессии (ratio) – например, 4:1 или даже меньше. Порог срабатывания (threshold) настройте так, чтобы громкость понижалась настолько, насколько вам надо, и, если есть какие-то слышимые признаки компрессии, увеличивайте время спада (release time), пока они не пропадут. Быстрое время атаки сохранит натуральную атаку инструмента или голоса; если вам нужна более яркая атака, например, для перкуссионного инструмента, немного увеличьте атаку компрессора.

Когда мы имеем дело с электронными источниками звука, компрессировать их можно по такому же принципу как акустические инструменты, но имейте ввиду, что многие звуки драм-машинок и синтезаторов уже сильно компрессированы. В любом случае, стоит экспериментировать, добавляя больше компрессии, но не удивляйтесь, если звуку не удается придать большую яркость.

Если вы обрабатываете компрессором весь микс целиком (например, на этапе мастеринга), всегда помните о том, что компрессия может изменить (и, скорее всего, изменит) общий баланс громкостей инструментов, поэтому, делая это, смотрите (а точнее, слушайте) в оба.

Noise Gate Boss NF-1

У эффекта гейт есть три основных параметра – атака (attack), затухание(release), и порог срабатывания (threshold). При быстрой атаке вы не пропустите короткие и острые переходные процессы (перкуссия, барабаны), а при более медленной вы можете услышать щелчок в момент открытия гейта. (Кстати, gate по-английски – ворота). Поэтому, старайтесь настраивать гейт так, чтобы атака гейта соответствовала атаке обрабатываемого звука. Похожим образом, спад (decay) определяет, насколько быстро уровень сигнала понижается в момент закрытия гейта; если спад слишком быстрый, то медленно затухающие звуки, такие как хвост реверберации, будут безжалостно отрезаны. С другой стороны, если вы поставите слишком длинное время спада, работая с ударными, вы услышите, что шум, который следует за ударом, затухает постепенно, а не быстро, как должен. Опять-таки, время спада гейта и обрабатываемого сигнала должны совпадать, или быть близкими. Полезный совет: всегда применяйте эффект гейта до реверберации и других эффектов задержки, если есть такая возможность. Это не только спасет хвост реверберации от обрубания, но также сгладит артефакты применения гейта.

Если вы сводите несколько отдельных аудио треков, плюс в добавок несколько MIDI треков, шум, так или иначе, скорее всего, появится. Даже если все звуки кажутся достаточно тихими по отдельности, шум от их суммы может быть значительным. В данном случае речь, конечно же, про треки, полученные при живой записи, и инструменты, записанные аналогово. В идеале, любой инструмент или голос, который не звучит на всем протяжении трека, стоит обработать гейтом, чтобы, когда он не звучит, на этом треке была полная тишина. К сожалению, это означает, что гейт нужно цеплять к каждому каналу вашего микшера, что не всегда легко осуществить при сведении на аналоговом оборудовании. Однако, ситуацию можно облегчить, если объединять треки в подгруппы, и обрабатывать гейтом уже эти подгруппы.

Некоторые люди иногда пытаются обработать гейтом весь микс полностью и удивляются, почему он не звучит после этого тише. Как было сказано выше, когда звуковой сигнал пропускается через гейт, шум может быть удален только в том случае, когда кроме шума ничего нет. Поэтому, обработка гейтом целого микса может иметь смысл только для проверки того, что сигнал плавно вступает и плавно уходит в начале и, соответственно, в конце трека.