Творческое использование вокодера. Часть первая.
Вокодеры были очень популярны в 70-е, но их звук «говорящей клавиатуры» скоро стал клише, и с тех пор их популярность постоянно уменьшается. К тому времени, когда технология MIDI начала набирать обороты, вокодеры почти ушли с рынка, только несколько компаний продолжали их производить. А жаль, потому что вокодеры действительно имеют свое собственное предназначение, когда становятся частью MIDI системы. К счастью, некоторые процессоры эффектов сейчас включают вокодер как часть своего репертуара, и, при наличии у пользователя некоторой изобретательности, они могут быть творчески использованы для воздействия на звук самыми разными способами, и вовсе не только таким, о котором все знают (эффект «я проглотил эту ноту»). Но перед тем как рассмотреть некоторые нестандартные приемы использования вокодера, будет полезно заглянуть внутрь этого прибора, чтобы посмотреть, как он работает.
Вокодер Korg VC10
Вокодер позволяет переносить тональный характер одного звука на другой, иногда весьма сильно отличающийся от первого; классический эффект говорящей клавиатуры получается путем переноса характеристик длинного синтезированного звука на человеческий голос. Что же в действительности происходит? Вокальный сигнал, который мы будем называть модулятор, анализируется банком фильтров, которые непрерывно измеряют огибающую сигнала в каждой части спектра, таким же образом, как это делает анализатор спектра. Чем больше фильтров в банке, тем более точен анализ.
Сигнал, который будет подвергнут изменениям (несущий сигнал), также подсоединяется к банку фильтров, но на этот раз уровень сигнала, проходящего через каждую полосу фильтрации, модулируется в соответствии с выходом секции анализатора спектра. Другими словами, спектральные характеристики модулирующего сигнала дублируются в банке фильтров, обрабатывающем несущий сигнал. Если модулирующий сигнал постоянно меняет свой характер, как это и происходит в случае с человеческим голосом, то изменения динамики передадутся на несущий сигнал и дадут звуку узнаваемые свойства вокала. Этот процесс настолько эффективен, что становится возможным различать слова даже при полном отсутствии изначального голосового сэмпла. А в связи с тем, что мы анализируем спектральный состав, а не абсолютную высоту модулирующего сигнала, становится неважным, поются слова или просто произносятся.
Кроме очевидных спектральных вариаций, производимых голосовыми связками, человеческая речь также включает фрикативные звуки – короткие, высокочастотные звуки, присутствующие в таких буквах как «С», «Т», генерируемые ртом. Если такие звуки отделены от основного вокального сигнала посредством фильтра высоких частот (high-pass filter), они могут быть добавлены к выходному сигналу для повышения разборчивости звука, а поскольку они не имеют отношения к музыкальной высоте тона вокала, они могут быть добавлены к музыкальному выходу без изменений.
- Глава 1: Севедение.
- Требования к подготовке материала для сведения:
- Точка отсчета
- Уровень мониторинга
- Аранжировка
- Сведение музыки: инструкция в 12 шагов
- 1. Ментальная подготовка
- 2. Организация треков
- 3. Наденьте наушники и удалите щелчки
- 4. Оптимизируйте все источники звука.
- 5. Баланс громкостей
- 6. Настройка эквалайзеров
- 7. Основная обработка
- 8. Стерео картина
- 9. Финальная коррекция аранжировки
- Общие принципы сведения
- Распространенные ошибки при сведении
- Эквализация вокала
- Как добиться глубины звучания микса?
- Эквалайзер для передачи расстояния
- Правильная реверберация
- Модуляция
- Контраст
- Задержки (Delay)
- Аранжировка
- Автоматизация эквалайзера
- Ну и напоследок
- Использование компрессора. Часть первая
- Использование компрессора. Часть вторая
- Что и как обрабатывать компрессором?
- Параллельная компрессия
- Вокодеры: история развития
- Barth Musicoder (16 фильтров)
- Electro harmonix Vocoder (14 фильтров)
- Roland svc350 Vocoder (10 фильтров)
- Sennheiser vsm201 20 каналов
- Творческое использование вокодера. Часть первая.
- Творческое использование вокодера. Часть вторая.
- Мониторинг при записи вокала
- Расширение стереобазы вокала
- Запись хора
- Глава 3: Аранжировка..
- Послушать
- Послушать
- Глава 4: Мастеринг.
- Требования к подготовке материала к мастерингу:
- Профессиональный мастеринг: с чего начать?
- Советы по мастерингу
- Глава 5: Звукозапись.